Автор:
Кутузова Ирина Александровна
Место работы:
учитель русского языка и литературы МБОУ г. Владимира «СОШ №6»
Блог «Есть только МИГ» в работе классного руководителя с родителями
О том, что необходимо внедрять Интернет-технологии в учебный и воспитательный процесс сегодня не говорит только ленивый. Преимущества в настоящий момент уже не вызывают сомнений и не требуют дополнительных доказательств. Деятельность свыше 70% взрослого населения мира, так или иначе, связана с созданием, переработкой и передачей медиатекстов. Свыше 90% человечества являются активными потребителями массовой информации. Сами ресурсы сети Интернет представляются базой для создания информационно-предметной среды, образования и самообразования людей, удовлетворения их профессиональных и личных интересов и потребностей. Президентская программа «Наша новая школа» предполагает проведение Интернета в образовательные учреждения и делает его повседневной реальностью для учителей и школьников. Однако возникает ряд проблем:
- одно только наличие доступа к Интернет-ресурсам не является гарантом быстрого и качественного образования,
- родители не всегда осознают необходимость дистанционного, медийного образования,
- не все учителя знакомы с социальными сервисами, социальными сетями, не знают их возможности и не умеют организовать их использование в педагогической практике.
- на современном этапе обучения, когда используются новейшие Интернет-технологии, возникает необходимость в разработке новых учебных Интернет-ресурсов, направленных на пропаганду, комплексное формирование и развитие медийной информационной грамотности.
Информационные ресурсы сети Интернет содержат текстовый, аудио и визуальный материал, они зрелищны и интересны. В профессиональной деятельности учителя в сети можно широко использовать такие интернет-ресурсы, как блог, веб-квест, прези и Интернет-сообщества, социальные сети. Все они могут быть использованы не только в учебном процессе для решения определенных учебных задач или способствовать профессиональной ИКТ компетенции учителя, но и в воспитательной деятельности, и в работе с родителями.
Три года назад я стала использовать в своей педагогической деятельности блог. Сначала это был блог «Вместе дружная семья», а затем «Есть только миг». Что такое блог? Блог от английского blog, weblog–это личная страничка пользователя в виде дневника. Обычно блог создается и управляется одним человеком, но если создать блог с коллективным доступом, то вносить коррективы и дополнения смогут все участники процесса, например, родители. Преимущества блога несомненны, но главное, посетитель может оперативно отреагировать на опубликованные материалы, фотографии или оставить свои комментарии. Последнее очень важно в работе классного руководителя, так как помогает организовать обратную связь с родителями и детьми.
Рассмотрим использование созданного мною интернет-ресурса «Есть только МИГ» в организации работы классного руководителя с родителями. Почему я решила создать блог, посвященный проблемам медиаобразования? Образование не должно заканчиваться звонком с урока или завершаться окончанием школы или ВУЗа. Оно может и должно продолжаться всю сознательную жизнь человека, и медиаобразование может и должно являться неформальным средством образования и просвещения. Это требование времени. Такие возможности предоставлены современному человеку благодаря Интернету - кладезю информации. Нужно только уметь добыть полезные и необходимые данные, отличить их от ложных. Медийная информационная грамотность поможет учащимся и родителям ориентироваться на бескрайних просторах Интернета, отличать нужное от вредного и творчески подходить к переработке информации. Своевременное и корректное использование интернет-ресурсов служит залогом эффективной подготовки учащихся к жизни в информационном обществе. Дистанционное обучение с использованием Интернета – это инновационная форма получения образования, с введением которой обучение приобретает статус непрерывности. Эти идеи должны быть доведены до сведения родителей. С появлением новых медийных обучающих технологий растет престиж компетентности и профессионализма, а главное, расширяются возможности для творческой активности людей. Но использование инновационных принципов медиаобразования в учебном процессе возможно лишь при условии ломки устаревших стереотипов: только учитель может научить, компьютеры и социальные сети – это только бессмысленная потеря времени, так как предназначены для игр. В первом блоге «Вместе дружная семья» я провела опрос «Как вы относитесь к получению образования в дистанционной форме», результаты меня расстроили. Подавляющее большинство родителей (78%) своё отношение определили как отрицательное. В процессе личных бесед со многими выяснила, что родители просто не понимали суть организации этого процесса. Так как я сама много уделяю времени дистанционному обучению, то решила заняться просветительской деятельностью среди родителей и показать важность и полезность такой формы обучения.
Главную задачу классного руководителя на тот момент я видела в терпеливом формировании общественного мнения по поводу необходимости «всеобщего» медиаобразования как слагаемого культуры личности, условия ее информационной свободы и средства психологической защиты от манипулятивных воздействий.
Свою просветительскую деятельность, направленную на повышение уровня медиакультуры родителей и детей, популяризацию дистанционного обучения я начала с проведения очных родительских собраний и организации онлайн-анкетирования в сети, когда предлагала родителям зайти в блог, познакомиться с материалами, поучаствовать в опросах «Можно ли использовать социальные сети в образовании?» и «Ваше отношение к медиаобразованию».
В блоге я разместила видео- и аудио- файлы из Интернета и свои презентации, статьи, шаржи и коллажи, тесты и фотографии. На главной странице я разместила материал, касающийся целей и задач, которые я сформулировала для себя, создавая блог. Я определила основополагающий вопрос «Цифровой мир: враг или друг современного человека?» и проблемные:
- Интернет приносит больше пользы или вреда?
- Медиаобразование в России: решение проблем или путь в никуда?
- “Сеть”, сплетенная - кем?
- Может ли семья и школа обеспечить информационную безопасность детям?
- Как подготовить детей к жизни в информационном обществе?
- Могут ли дети, используя Интернет, заниматься самообразованием?
Страницы я наполнила следующим содержанием:
Название страницы |
Материал
|
Содержание
|
Почему МИГ?
|
Видео из фильма «Земля Санникова»
Коллаж «Web 2.0»
Текст о медийной информационной грамотности
|
Содержит ответ на вопрос «Почему блог называется «Есть только МИГ»?
Родителям предлагается задуматься и порассуждать в комментариях о необходимости МИГ.
|
Учитель о МИГ
|
Интеллект-карты
- Мобильное устройство
- Мобильность педагога
- Информационно-грамотный ученик
Текстовый файл «Сказка про эликсир мобильности»
|
Материалы представляют собой графическое медийное и литературное творчество учителя, посвященное ИКТ.
|
Медиаобразование
|
Шарж «Прививка мобильности»
Текстовый файл Сочинение ученицы Анны Б «Один день с медиа»
Презентация Гугл «Медиаобразование: за и против»
Текстовый файл «Мультимедийное образование»»
Таблица Гугл совместного редактирования «Медиаобразование в России: решение проблем или путь в никуда? "
|
Предлагается рассмотреть перспективы развития медиаобразования в российских школах. Учитель показывает связь формирования МИГ с процессом социализации личности XXI века, с проблемами формирования
основ гражданского общества, что является сегодня особенно актуальным и
значимым.
|
Безопасность в сети
|
Гугл презентация «Родителям об интернет безопасности»
Онлайн-тестирование «Безопасность в социальных сетях»
Текстовые файлы о безопасности в Интернете.
|
Учитель проводит педагогическую беседу с родителями с использованием ИКТ-технологий о безопасности в интернете.
|
Опросы
|
Онлайн-опросы и возможность посмотреть статистику:
Школьники в Интернете.
Как к вам относятся в Интернете?
Использование Интернета в школе и дома.
|
Учащимся и родителям предлагается принять участие в онлайн-опросах по теме "Человек в Интернете и социальных сетях" и высказать своё мнение в комментариях о проблемах интернет-зависимостей и опасностей, подстерегающих в сетях.
|
ЭОР
|
Представлены опытные образцы ЭОР:
|
Учащимся и родителям предлагается проверить онлайн свои знания Интернета и социальных сетей, а также определить свой уровень знаний об Интернете.
|
Работы учащихся в Интернете
|
Ссылки на работы индивидуальных участников или команд, которые принимали участие в сетевых проектах на Вики-Владимир
|
Даны 16 ссылок на работы учащихся 6 – 9 классов, демонстрирующих сформированные умения и навыки МИГ.
|
Полезные ссылки
|
Широкий выбор материалов для самостоятельного чтения и изучения по вопросам медиаобразования и безопасности в сети Интернет.
|
Даны не только ссылки, но и комментарии педагога к материалам.
|
Страница «Работы учащихся в интернет» полезна в плане демонстрации положительного опыта по освоению сетевых социальных сервисов и занятости детей в свободное время.
Важность размещенных ссылок на информационно - справочные Интернет ресурсы отметили в комментариях многие родители, так как материалы могут быть полезны семьям, интересующимся проблемами медиаобразования, безопасности в сети. Все материалы, размещенные в сети Интернет, предоставлены для всеобщего доступа.
В настоящее время развиваются содержание и методы обучения, меняется роль педагога, который постепенно превращается из транслятора знаний в организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков. Свою функцию модератора, или по-простому организатора, благодаря наличию и ведению блога, считаю реализованной успешно. Так как родители и дети посещают блог, участвуют в опросах и пишут комментарии.
Блог может служить источником информации об учителе и примером для обучаемых, родителей: он содержит личную информацию, которая даёт представление об интересах и хобби учителя, о путешествиях, досуге. Пример учителя, получающего образование в дистанционной форме, во многом оказывается заразительным. Дети организуют свои блоги, электронные портфолио, 75% учащихся по результатам школьного опроса хотят получать дополнительное образование в дистанционной форме.
На мой взгляд, основная задача классного руководителя - координация усилий учителей разных предметов и родителей, направленных на развитие современного медиаграмотного человека, способного использовать медиа для личностного совершенствования и эффективной учебной деятельности.
Медиаобразовать -
Это значит воспитать
Умных, любопытных,
Въедливых, настырных,
Мыслящих критично,
Пишущих частично. |
Чтоб любили:
- возражать,
- "за" и "против" предлагать,
- аргументы приводить,
- с оппонентами дружить,
- все, что нужно и не нужно
Где угодно находить.
|
С) Елена Бондаренко, http://mediaeducation.ru/
Блог «Есть только МИГ» может быть серьезным подспорьем
- для учителя и классного руководителя
- возможность выйти на новый, более высокий уровень профессионализма в использовании ИКТ-технологий,
- реальная помощь в организации работы и воспитания детей в условиях информационного общества.
- для учащихся и их родителей
- новая возможность получения информации о медиаобразовании и МИГ для более успешной самореализации детей, формирования информационной и правовой культуры личности, что уже само по себе создает конкурентные преимущества в непростой социально-экономической ситуации в России.
Статья «Блог «Есть только МИГ» в работе классного руководителя с родителями» успешно прошла модерацию (проверку) на Всероссийском педагогическом портале МЕТОДКАБИНЕТ.РФ и была допущена Экспертным Советом к опубликованию на портале в разделе «Работа с родителями».
Ссылка публикации следующая:
http://www.методкабинет.рф/index.php/publications/rabotasroditelyami/1960-kutuzova.html
Имею СЕРТИФИКАТ участника Всероссийского интернет-проекта «Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки», подтверждающий факт участия во Всероссийском интернет-проекте и публикацию на Всероссийском педагогическом портале МЕТОДКАБИНЕТ.РФ
|