Официальный сайт morning-news 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Нургалиева Г.А., Полисадова М.В. Час общения «СЛОВО О ТОЛЕРАНТНОСТИ». Внеклассное мероприятие

Автор: 
Нургалиева Г.А., Полисадова М.В.

Час общения «СЛОВО О ТОЛЕРАНТНОСТИ». Внеклассное мероприятие

 

Час общения входит в школьный проект, который называется «О нас». Реализация проекта рассчитана на два года и проходит четыре этапа.

  • Час общения «О дружбе».
  • Час общения «Слово о толерантности».
  • Мастерская «Люблю трудиться».
  • Наша гостиная «Приглашаем в гости».

 

Подготовка к каждому этапу начинается в начале полугодия. Финальная часть каждого этапа ? открытое мероприятие, которое проводится по окончании подготовительного периода работы. Проект предусматривает сотрудничество педагогов школы, активное участие обучающихся. Участие в подготовке и проведении часов общения можно начинать на различных этапах работы.

В силу особенностей образовательного учреждения, малочисленного контингента учащихся, к разработке проекта были привлечены учащиеся 5–10 классов (11–16 лет).
 

Цель этапа «Слово о толерантности»: способствовать формированию личности с активной жизненной позицией, уважающей право каждого человека иметь свой взгляд на окружающий его мир, отличаться от других людей.

Задачи:
Создать условия для понимания обучающимися того, что:

  • Люди могут отличаться друг от друга.
  • Люди могут договариваться друг с другом.
  • Люди могут защищать друг друга.
  • Люди могут бескорыстно помогать друг другу.
  • Люди могут прощать друг друга.
  • Толерантности можно и нужно учиться.

Подготовительная работа.

  • Готовится и вывешивается объявление о Часе общения. В объявлении предлагаются задания:

А) Пользуясь различными словарями и ресурсами сети Интернет найти определения слов «толерантность», «милосердие», «сострадание», «терпение», «терпимость».
Б) Подумать над вопросом: какой цветок мог бы стать символом толерантности?

  •  Затем проходит предварительная встреча с детьми, на которой проходит обсуждение найденного материала. Время встречи также указывается в объявлении.
  • Создаётся инициативная группа для подготовки к часу общения. Инициативная группа работает с найденными определениями, готовит наглядные материалы по определениям, изготавливает разборную модель ромашки. Сердцевина ромашки круглая, на ней написано слово «Толерантность», лепестки вырезаются из цветной бумаги, на них напечатаны понятийные элементы толерантности. За основу разборной модели ромашки берётся изображение цветка толерантности (рис.2). Подготавливаются бейджи для участников обсуждения с этим изображением. На отдельном плакате формата А1 печатаются определения, которые будут использованы в ходе работы. Плакат вывешивается утром, в день проведения часа общения. Инициативная группа готовит помещение для работы. Представитель группы ассистирует во время проведения часа общения.
  • Учитель подбирает мультипликационные фильмы, с фрагментами которых будет проходить работа. Продумывает и составляет ситуации для обсуждения в группах.

Оформление, оборудование, инвентарь:

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска;
  • рисунки для иллюстрации отдельных этапов занятия;
  • разборная модель цветка толерантности;
  • магнитная доска, магниты;
  • бейджи с эмблемой Часа общения — цветка толерантности.
  • диск с фрагментами мультипликационных фильмов для обсуждения понятийных элементов толерантности;
  • ситуации для обсуждения в группах, напечатанные на листах формата А4.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
1. Настрой.
На экране – заставка (рис.1). Обучающийся – участник инициативной группы, читает стихотворение Б. Заходера.



Рис. 1

Борис Заходер
Про всех на свете
Все — Все,
Все на свете нужны,
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мёд
И кто делает яд.
Плохие дела
У Кошки без Мышки,
У Мышки без Кошки
Не лучше делишки!
И, если мы с кем — то
Не очень дружны,
Мы всё — таки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется
То это, конечно,
Ошибкой окажется!

Ведущий. Вы, ребята, знаете, что сегодня мы с вами будем говорить О...?
Обучающиеся: О толерантности.

  • Работа с понятием «толерантность».

Ведущий. Термин «толерантность» происходит от латинского слова tolerantia ? терпение, выносливость.
Толерантность ? это активное социальное поведение, к которому человек приходит добровольно и сознательно.
Толерантность ? терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, обычаям.
Проявление толерантности не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступок чужим убеждениям. Взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
Толерантность ? это неотъемлемая составляющая прав человека и мира. Это активная жизненная позиция.

  • Основные принципы толерантности. «Собираем ромашку».

Перед магнитной доской на столе лежат лепестки ромашки. На каждом лепестке написан один из принципов толерантности. Лепестки лежат текстом вниз.
Ведущий. Ромашка ? наш цветок толерантности. Основные принципы толерантности написаны на лепестках. Вы можете, по желанию выбрать любой лепесток, перевернуть его, прочитать принцип толерантности, который написан на его лицевой стороне, и попробовать объяснить его своими словами.
Обучающиеся, участники часа общения, выбирают лепестки, дают определения принципам толерантности (милосердие, сострадание и т.д.), а затем прикрепляют лепестки на магнитную доску. Итог работы – собранная ромашка (рис. 2).

Рис.2. Цветок толерантности
В помощь учащимся на доску помещается плакат с определениями (рис.3).

СЛОВО О ТОЛЕРАНТНОСТИ
СОСТРАДАНИЕ ? это чуткость и внимательность к окружающим, неподдельное уважение к их интересам и их переживаниям.
МИЛОСЕРДИЕ ? готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия, сама помощь, вызванная такими чувствами.
ПРОЩЕНИЕ ? отказ от возмездия за обиду и нанесенный ущерб.
ТЕРПЕНИЕ ? способность терпеть, стойко и безропотно переносить, сносить что-либо.
ТЕРПИМОСТЬ ? способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ ? терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, обычаям.
Проявление толерантности не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
Толерантность — это неотъемлемая составляющая прав человека и мира.

Рис. 3.

  • Работа с сюжетами из мультипликационных фильмов.

Ведущий. О толерантности много говорится, демонстрируется в наших любимых мультфильмах. Но мы часто даже и не задумывались об этом. А сегодня, сейчас вместе посмотрим сюжеты из известных мультипликационных фильмов. Подумаем, поговорим.
Для работы выбраны сюжеты из широко известных мультфильмов киностудии «Союзмультфильм»:

  • «Дюймовочка». Союзмульфильм, 1964г. Сцена знакомства и расставания с Дюймовочки Майским Жуком.
  • «Зима в Простоквашино». Союзмультфильм, 1984г. Две сцены перепалки Шарика и Матроскина.
  • «Крокодил Гена». Союзмультфильм, 1969г. Сцена знакомства Чебурашки и Крокодила Гены
  • «Маугли. Часть 1. Ракша». Союзмультфильм, 1967г. Сцена защиты Маугли семьей волков.
  • «Птичка Тари». Союзмультфильм, 1976г. Сцена зубной боли Крокодила и помощи ему птичкой Тари.
  • Волк и телёнок. Союзмультфильм, 1984г. Знакомство Волка и теленка.
  • Каникулы Бонифация. Союзмультфильм, 1965г. Первая прогулка Бонифация в отпуске.

4.1. «Дюймовочка»
1. Просмотр отрывка из мультфильма в диапазоне 12:00 – 15:14.
2. Ведущий предлагает вопросы для обсуждения:

  • Понравилась ли вам ситуация, показанная в мультфильме?
  • Почему Жук отверг Дюймовочку? (Она понравилась только ему и никому более)
  • Почему Дюймовочка не понравилась друзьям Жука? (У неё только две ножки, … Она не такая как все).
  • Почему же тогда Жук выбрал Дюймовочку в самом начале? (Именно это его и привлекло, что она не такая как все).
  • Вспомните, что обещал Жук Дюймовочке? (Обещал жениться и ждать согласия Дюймовочки сколько потребуется).

Ведущий. Итак, какой принцип толерантности нарушен в этой ситуации? Найдите соответствующий лепесток на нашей ромашке.


Принятие другого таким, какой он есть

4.2. «Зима в Простоквашино»
1. Просмотр отрывка из мультфильма в диапазонах 00:12–03:46 и 06:53–08:18.
2. Ведущий предлагает вопросы для обсуждения:

  • С чем особенно вы не согласны в этом сюжете?
  • Какие принципы толерантности нарушены в этой ситуации? Предложите свои ответы и обоснуйте их. Найдите соответствующие лепестки на нашей ромашке.

Прощение

 

Уважение прав других

4.3. «Крокодил Гена»
1. Просмотр отрывка из мультфильма в диапазоне 08:55 – 09:51.
2. Ведущий предлагает вопросы для обсуждения:

  • Давайте коротко скажем, чего же хочет Чебурашка? (Я не знаю, кто я. Вы будете со мной дружить?)
  • Чебурашка надеется на положительный ответ. Какой принцип толерантности задействован в этом сюжете?

Милосердие

Ведущий. Героям мультфильма не важно, кто такой Чебурашка, откуда он. Ему нужна помощь, и они готовы помочь.
4.4. «Маугли»
1. Просмотр отрывка из мультфильма в диапазоне 03:11–04:21.
2. Ведущий предлагает вопросы для обсуждения:

  • Почему волки не отдали Маугли тигру? (Пожалели. Защитили).
  • Какие принципы толерантности мы видим в этом сюжете?

Сострадание

 

Милосердие

4.5. «Птичка Тари»
1. Просмотр отрывка из мультфильма в диапазоне 04:24–07:59.
2. Ведущий предлагает вопросы для обсуждения:

  • Всё хорошо, что хорошо кончается. Чем же закончился этот сюжет? (Птичка Тари помогла Крокодилу. Они сумели договориться).
  • Какие принципы толерантности мы видим в этом сюжете?

Принятие другого таким, какой он есть

Сострадание

Милосердие

4.6. «Волк и телёнок»
1. Просмотр отрывка из мультфильма в диапазоне 00:30–02:54.
2. Ведущий предлагает вопросы для обсуждения:

  • Как вы думаете, Волк толерантен? Почему?
  • Какие принципы толерантности мы видим в этом сюжете?

Сострадание

 

Милосердие

Ведущий. На примере Волка, мы понимаем, что толерантности нужно учиться.
4.7. «Каникулы Бонифация»
Просмотр отрывка из мультфильма в диапазоне 10:21–13:40.
Ведущий. Перечислите, какие принципы толерантности демонстрирует данный фрагмент?


Уважение прав других

Уважение человеческого достоинства

Милосердие

Терпимость к чужим мнениям, верованиям

Принятие другого таким, какой он есть

  • Анализ жизненных ситуаций. Работа в группах.

На экране появляется изображение (рис. 4).

Рис. 4 .
Ведущий. В нашей повседневной жизни мы учимся толерантности постоянно, хотя и не задумываемся об этом.
Сейчас вам будут предложены на выбор для обсуждения ситуации из жизни. Познакомимся с ними и проанализируем. Для начала этой работы разобьёмся на семь групп — по числу ситуаций. Представитель каждой группы вытаскивает, как экзаменационный билет, один лист с ситуацией. Обсуждение идёт в течение трёх минут.
На обсуждение предлагаются следующие ситуации:

  • Моя давняя знакомая — странная личность. Она не следит за модой, ей даже всё равно, какие туфли носят в этом сезоне. Я и всегда еле сдерживала смех, когда её встречала, а сейчас просто не могу сдержаться, глядя на её бабкину юбку.

Я же придерживаюсь принципов толерантности, правда?

  • В нашем классе учится девочка, и у неё совсем другие учебники, не такие, как у нас. Учитель на уроке отдельно объясняет ей новый материал и на контрольных работах помогает, а нам – нет. Она с трудом разбирается в понятных нам вещах, это же просто смешно – не знать, сколько будет два умножить на три. Мы всегда смеёмся, когда она отвечает у доски.

Как вы думаете, мы проявляем толерантность?

  • У нас в классе учится мальчик. У него нос картошкой, а ещё к тому же и лопоухий. Мы его дразним, потешаемся над ним – надо же быть таким нескладным!

Но мы всё равно толерантные! Это точно?

  • К нам в класс пришёл новенький. Он приехал из какой-то кавказской республики. Плохо говорит по-русски, а уж пишет – ничего не разобрать. Мы помогаем ему, объясняем, как можем, значение новых для него слов. Вместе разбираем домашние задания по русскому языку.

Интересно, – это толерантность?

  • Моя соседка по подъезду очень пожилая дама. Она медленно поднимается по лестнице и не догадывается уступить мне дорогу, если я иду следом за ней. Но я её не тороплю, не пытаюсь протиснуться сбоку. Спокойно поднимаюсь вслед за ней. А если у неё в руках сумка с продуктами, то предложу свою помощь и донесу сумку до дверей её квартиры.

Интересно, я проявляю толерантность?

  • У нас в классе учится необычный мальчик, на всё у него есть своё мнение. Он медлительный, немного заикается. И ещё он внешне отличается от всех – откровенно говоря, он очень толстый. На уроках физической культуры смотреть на него смешно. Мы веселимся от души.

Мы же толерантные, ведь правда?

  • Я недавно был по туристической путёвке в одной африканской стране. Там было много необычного для меня. Например, местные жители употребляли в пищу личинок насекомых, и им нравилась эта еда. Фу, какая гадость!! Я морщился, говорил, что только отсталые дикари едят это. Это противно!!
  • Я считаю, что я прав, и я толерантный.

После того, как прошло обсуждение в группах, каждая ситуация зачитывается представителем группы и озвучивается ее мнение. Все присутствующие участвуют в обсуждении.

  • Рефлексия.

Ведущий. Ребята, чему мы сегодня научились? Что нового узнали? (Узнали о принципах толерантности).

  • А сейчас давайте подадим друг другу руки и поделимся своим мнением и своими мыслями о нашей сегодняшней встрече.

Участники подают друг другу руку и произносят своё мнение, начиная, например, словами:

  • Я узнал...
  • Мне понравилось...
  • Мне захотелось...

Ведущий. А мне бы хотелось на прощание прочитать стихотворение Андрея Усачева о гномике.
А. Усачев
Гном и Звезда
У речки стоял удивительный домик.
В том домике жил удивительный гномик.
До пола росла у него борода,
А в той бороде проживала звезда.
Не знал ни забот, ни тревог этот гном.
Звезда освещала собою весь дом
И печку топила, и кашу варила,
И сказки ему перед сном говорила...
И гном с восхищеньем чесал в бороде,
Что было, конечно, приятно Звезде.
Кормилась она только крошками хлеба,
А ночью гулять улетала на небо.
Так шли потихоньку года и века...
Но кончилась в доме однажды мука.
И гном, распростившись с насиженной печкой,
С рассветом отправился в город за речкой.
А в городе том не носили бород.
? Ха-ха! Хо-хо-хо! ? стал смеяться народ.
? Вот чучело! ? каждый ему говорил.
И гном испугался. И бороду сбрил.
И на пол упала его борода,
И тут же его закатилась Звезда.
У речки теперь есть обычнейший дом.
Живёт в этом доме обычнейший гном.
Опять отросла у него борода,
Но больше к нему не вернулась Звезда.

  • Желаю вам, чтобы каждый сохранил свою Звезду, несмотря ни на что. На память о нашей встрече дарю вам бейджи с цветком толерантности.

Литература:

    • Бетти Э. Риэрдон. Толерантность ? дорога к миру. – М.: Бонфи, 2001.
    • Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С.А. Кузнецова – СПб.: Норинт, 1999.
    • Большой Энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. – М.: Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», СПб.: Норинт, 2000.
    • Всероссийский конкурс семейного плаката «Школа толерантности». –М.: Бонфи, 2001.

Ресурсы сети Интернет:

  • Толерантность. Цветок толерантности // http://440school.rprim.gov.spb.ru/vospitanie/vazhnye-temy/2010-06-03-19-41-55/105--1
  • Милосердие. Статья в БСЭ // http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/198186
  • Прощение. Статья в Философской энциклопедии // http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8952/ПРОЩЕНИЕ
  • Сострадание. Статья в Википедии // http://ru.wikipedia.org/wiki/Сострадание
  • Терпимость. Статья в Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/Терпимость
  • Толерантность. Статья в Википедии // http://ru.wikipedia.org/wiki/Толерантность
  • Символ «World Autism Day» (Всемирного дня аутизма) // http://bernetblog.ch/wp-content/uploads/2008/11/world_friends.jpg
  • World Peace Clip Art. Image © Maria Bell // http://www.illustrationsof.com/92122-royalty-free-world-peace-clipart-illustration
  • Мультики by ArjLover: Видохостинг // http://multiki.arjlover.net/multiki/

Мультипликационные фильмы

  • Дюймовочка (Союзмульфильм. 1964) // http://multiki.arjlover.net/info/duimovochka.avi.html
  • Зима в Простоквашино (Союзмультфильм, 1984) // http://multiki.arjlover.net/info/zima.v.prostokvashino.avi.html
  • Крокодил Гена (Союзмультфильм, 1969) // http://www.youtube.com/watch?v=4VPuJZHol6k
  • Маугли. Ракша (Союзмультфильм, 1967) // http://multiki.arjlover.net/info/maugli.cd1.avi.html
  • Птичка Тари (Союзмультфильм, 1976) // http://multiki.arjlover.net/info/ptichka.tari.avi.html
  • Волк и телёнок (Союзмультфильм, 1984) // http://multiki.arjlover.net/info/volk.i.telenok.avi.html
  • Каникулы Бонифация (Союзмультфильм, 1965) // http://multiki.arjlover.net/info/kanikuli.bonifatsia.avi.html

Информация об авторах
Нургалиева Гульнара Александровна – воспитатель в группе продлённого дня ГБОУ Псковской области «Специальная(коррекционная) общеобразовательная школа №4 VI вида»
Полисадова Марина Викторовна – учитель русского языка МБОУ «Вернявинская средняя общеобразовательная школа» Палкинского района Псковской области

Символ «World Autism Day» (Всемирного дня аутизма)

Курсивом даны предполагаемые ответы участников обсуждения.

World Peace Clip Art. Image © Maria Bell. (Клипарт «Мир во всем мире». Автор: Мария Белл)

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн