Пытаюсь в старших классах давать уроки в соответствии с требованиями ФГОС. Очень затрудняюсь на рефлексивно- оценочном этапе. Получается одно и то-же. Буду благодарна коллегам, если поделятся своими интересными наработками. Заранее благодарна!
Уважаемая Наталья Фёдоровна! Вы подняли одну из сложных проблем педагогики. Особенно в старших классах, когда дети не очень любят самостоятельно определять цели и задачи урока, проводить самодиагностику и самооценку своих возможностей, самостоятельно устранять пробелы в знаниях и тд. Ещё К.Д. Ушинский писал о том, что именно учитель должен «научить ребенка осознанно учиться, приобщить его к самостоятельной беседе с книгой, к самостоятельному умственному труду».
Что же такое рефлексия? В словаре иностранных слов читаем: «Рефлексия – размышление, полное сомнений, противоречий, анализ собственного психического состояния».
Всякое ли учение является учебной деятельностью? Нет. Учение становится учебной деятельностью, если школьник в ходе добывания знаний овладевает обогащающими егоновыми способами учебных действий, вытекающими из самостоятельно поставленных учебных задач, усваивает приёмы самодиагностики, самоконтроля и самооценки своей деятельности.
Зная то, что продвижение ученика по пути овладения им комплексом знаний, умений по предмету невозможно без оценочной деятельности, серьезное внимание уделяю рефлексивно-оценочному этапу урока.
Его организую с помощью таких методических приемов, как:
рецензирование ответов учащихся;
тестовое задание;
задание для самодиагностики знаний и умений;
тесты на определение уровня обученности;
тестовые задания на определение уровня обучаемости;
самостоятельная работа;
мини-зачет.
А чтобы учащиеся могли испытать чувство эмоционального удовлетворения, проявить инициативу, самостоятельность, предлагаю и такие виды заданий, например:
составьте схему (модель) изученного материала, в которой отразите основные понятия и связи между ними;
составьте вопросы и задания, по которым можно проверить уровень усвоения изученной темы;
напишите перечень основных вопросов по теме и отметьте, как вы их усвоили;
В заключение я хочу вспомнить слова Дистервега:« … развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственными силами, собственной деятельностью». А наша задача, научить их этому. И я уверена, что вы это делаете блестяще! С уважением, Корина Л.И.
Добрый вечер, уважаемая Людмила Ивановна. Большое Вам спасибо, что откликнулись на мою просьбу и поделились своими приёмами работы и видами заданий. Начинается хоть какое-то просветление.Дальнейших Вам творческих успехов и здоровья. С уваением Щеглова Н.Ф.
Уважаемая Наталья Фёдоровна! К сожалению для меня это тоже проблема.На четвертом этапе урока «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности. Действительно в старших классах возникают проблемки… Нашла интересный материал, надеюсь Вам пригодиться. МЕТОДЫ РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ http://novik.sch139.minsk.edu.by/biblioteka-2/molodomu-na-zametku/metody... Может быть эти методы больше подойдут для среднего звена, но со старшеклассники тоже можно иногда поиграть.
Пытаюсь в старших классах давать уроки в соответствии с требованиями ФГОС. Очень затрудняюсь на рефлексивно- оценочном этапе. Получается одно и то-же. Буду благодарна коллегам, если поделятся своими интересными наработками. Заранее благодарна!
С уваженим Щеглова Наталья Фёдоровна.