Считаю, что ведение портфолио повышает образовательную активность школьников. Ученик осознает свои цели и возможности, что делает выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников более достоверным и ответственным. Портфолио в качестве накопительной оценки отражает устойчивые и долговременные образовательные результаты, компенсируя эффект случайного успеха или неуспеха в ситуации экзамена, тестирования.
Предметное портфолиоможет содержать результаты исследований , таблицу участия в конкурсах, мини-проекты по предмету, коллекции фотографий, рисунков, копилку интересных материалов (веб-ссылки, литература) и т.д. и станет частью общего портфолио ученика. Формирование предметного портфолио способствует поддержанию интереса к изучаемому предмету.
Цель портфолио:
· Дать возможность каждому школьнику показать все, на что он способен:
· Создать для ученика «стимул роста»;
· Сформировать личную траекторию образования;
· Демонстрировать способность ученика практически применять приобретенные знания и умения;
· Представить отчет по процессу образования подростка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального продвижения в широком образовательном контексте.
Система портфолио призвана помочь ученику, родителям и наставникам правильно выбрать профиль и выбрать индивидуальную программу обучения ребенка на старшей ступени средней школы.
Портфолио выполняет роль индивидуальной накопительной оценки наряду с результатами экзаменов и определяет рейтинг выпускника основной средней школы.
Структура и содержание портфолио.
Портфолио достижений ученика будет складываться из трех основных разделов: «портфолио документов», «портфолио работ», «портфолио отзывов».
«Портфолио документов»
В «портфолио документов» войдут сертифицированные (докумкнтированные) индивидуальные образовательные достижения школьника – копии документов об участии в олимпиадах, конкурсах, др. мероприятиях (копии выписок, грамот, свидетельств, сертификатов, вкладыша в аттестат и т.п. + Приложения).
«Портфолио работ» - это собрание творческих, исследовательских и проектных работ ученика, информация об элективных курсах, описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности; «портфолио работ» оформляется в виде дневника достижений (см. Приложения) с приложением самих работ: текстов, бумажных или электронных документов, видеозаписей, фотографий и т.п. Эта часть портфолио ученика даст качественную оценку по заданным параметрам: полнота. Разнообразие, убедительность материалов, ориентированность на выбранный профиль обучения, динамика учебной и творческой активности, направленность интересов и т.п.
«Портфолио отзывов» - это характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителям, родителям и др., а также письменный анализ отношения самого школьника к своей деятельности и её результатам (тексты заключений, рецензии, отзывы, резюме, рекомендательные письма и прочее). Эта часть портфолио должна включить автобиографию ученика и его жизненные планы, механизм самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного напрвления.
3. Технология пополнения и использования материалов портфолио:
Пополнение портфолио (раздела «Портфолио документов») пополняется копиями сертифицированных документов классными руководителями при участии ученика и его родителей;
раздел «Портфолио работ» пополняется рецензиями на творческую, исследовательскую, научную и проектную деятельность учителей – предметников, руководителей научных проектов, руководителя ШНО и т.п. В раздел вкладываются сами работы на бумажных или электронных носителях, фотографии и видеоматериалы. Запись в дневнике – достижений делается учителем – предметником или руководителем проекта;
«Портфолио отзывов» пополняется рецензиями, характеристиками отношений школьника к различным видам предложенной деятельности, заключениями о качестве выполненной работы, рекомендательными письмами и проч. Учителей – предметников (предложивших выполнить задание, работу, давших поручение). В данный раздел вкладывается анализ самого школьника своей деятельности и её результатов. Написанная учеником автобиография и ближайшие жизненные планы;
зачетная книжка по элективным курсам и дневник достижений заполняются учителями – предметниками;
вкладыш в аттестат с выведением индивидуальной накопительной оценки портфолио заполняется классным руководителем.
4. Использование портфолио. Портфолио используется для:
Создание предметного портфолио повышает интерес к предмету, заинтересовывает учащихся к участию в предметных олимпиадах, конкурсах "Новый взгляд на школьный предмет", к участию в проектах.
Да конечно необходимо, и такая работа в более или менее удачной форме всегда велась учителями географии, но всё же необходимо его минимизировать до таблицы и тогда очень хорошо видно,что ребёнок любит делать,например работы с контурными картами, или только устные ответы. А уж мы как учителя должны регулировать процесс обучения ,чтобы не допускать однобокости. Традиционные разделы этой таблицы (устные ответы, практичесие работы, работа с контурной картой,подготовка рефератов, презентаций, видеофильмов, участие в конкурсах.фестивалях. , туристических и прочих слётах, и т.д.). Спасибо Вам, замечательная и интересная тема.
Комментарий был изменен с момента создания (ershovschool3, Sat, 18/07/2009 - 00:41).
Цель предметного портфолио заключается в том, чтобы показать успеваемость ученика по конкретному предмету, представить объективную оценку образовательной деятельности каждого ученика в отдельности, для дальнейшей работы по профилю этой дисциплины, а так же оценка профессиональной деятельности учителя и определение образовательных компетенций, как учителя, так и ученика при составлении портфолио, рефлексивная деятельность учащегося.
Таким образом, портфолио по дисциплине может включать сведения об ученике, самостоятельные работы, творческие работы, эссе, список литературы для чтения по курсу (теме), ссылки на географические сайты, аннотации на журнальные статьи, книги, интересные цитаты, афоризмы, результаты тестов, выступлений на семинарах, картографический материал, информацию из журналов, газет, Интернета по определенным проблемам и др., что будет объективно отражать цель всей технологии портфолио, а так же раскрывать его значение как альтернативного способа оценки на протяжении изучения всего курса по конкретному предмету, в данном случае дисциплины «Географии».
Комментарий был изменен с момента создания (Юрик Наталья Ивановна, Tue, 22/11/2011 - 16:29).
Этот документ еще вызывает много вопросов.Но тем не менее, где еще так подробно можно собрать информацию о школьной жизни ребёнка, его увлечениях, интересах, достижениях. Портфолио это стимул саморазвития, наблюдения над своей деятельностью и самооценка ребенка. Оно необходимо самому ребенку, даже если не имеет никакой официальной силы.
Коллеги, как вы считаете следует ли вести предметные портфолио, например, по географии? Что оно должно в себя включать?