Официальный сайт goldsoftware 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Фото пользователя Анна Дмитриевна Соколова
Submitted by Анна Дмитриевна Соколова on Fri, 15/05/2009 - 12:08
Данные об авторе
Автор(ы): 
Соколова Анна Дмитриевна.
Место работы, должность: 
МОУ Центр МПСС п. Лоухи. Учитель - дефектолог.
Регион: 
Республика Карелия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
специальное (коррекционное) образование
Целевая аудитория: 
Иная категория
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Другое
Цель урока: 
1. повышение уровня общего, сенсорного и интеллектуального развития; 2. развитие памяти и внимания, мышления; 3. коррекция зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики. 4. повышение уровня самооценки.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
812
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

     Используемая литература:
 
  1. “Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития” /Под редакцией Лебединской К.С.
  2. Бабкина Н.В. «Радость познания», М.2000 г.
  3. Барташникова И.А., Барташников А.А. «Учись играя», Харьков, 1997 г.
  4. Винокуров а Н.К. «Подумаем вместе» №2, М.1998 г.
  5. Винокуров а Н.К. «Подумаем вместе» №3, М. 1998 г. Власова Т.А., Певзнер М.С. “О детях с отклонением в развитии” М.66 г.
  6. Власова Т.А., Певзнер М.С. “О детях с отклонением в развитии” М.66 г.
  7. Виноградова А.Д., Коновалова Н.Л. и др. ”Психолого-педагогическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста”.
  8. Выготский Л. С. “Педагогическая психология”.
  9. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. “Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития”                М.-Воронеж 98 г.
  10. Гельфман Е.М., Рябинин Б.С. «Игры и упражнения для маленьких и больших», М.1969 г.
  11. Демьянов Ю.Г. «Диагностика психических нарушений» С-Пб. 99г.
  12. “Дети с задержкой психического развития”/Под редакцией Власовой Т.А.
  13. Дефектология “Словарь справочник”/Под редакцией Пузанова Б.П.         М. 96г.
  14. Егорова Т.В. «Особенности памяти и мышления школьников, отстающих в развитии».М.73г.
  15. Егорова Т.В. “Своеобразие процесса запоминания у детей с ЗПР”. – Дефектология 72 №4
  16. Еникеева Д.Д. “Пограничные состояния у детей и подростков”. М. 98 г.
  17. Житникова Л.М. “Учите детей запоминать” М. 85 г.
  18. “Коррекционная педагогика”/Под редакцией Пузанова Б.П. М. 99 г.
  19. Лубовский В.И. “Обучение детей с ЗПР”.
  20. Лурия А.В. «Специальная психология» М.65г.
  21. Никольская И.Л., Тигранова Л.И. «Гимнастика для ума», М.1997 г.
  22. Поддубная Н.Г. “Особенности воспроизведения непроизвольно замечательного материала детьми с ЗПР” Дефектология. 1983,№2
  23. “Психологический словарь” /Под редакцией Давыдова В.В. М. 83 г.
  24. «Развивающие тесты для школьников», М.2001 г.
  25. Симановский А.Э. «Развтие творческого мышления детей», Ярославль, 1997 г.
  26. Степанов В.Г. “Психология трудных школьников” М. 74 г.
  27. Труднев В.П. «Считай, смекай, отгадывай», М. 1970 г. Ульенкова У.В. «Дети с задержкой психического развития» Новгород 94г.
  28. Ульенкова У.В. «Дети с задержкой психического развития» Новгород 94г.
  29. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. “Психологический справочник учителя” М.91 г.
  30. Черомошкина Л.В. «Развитие внимания детей», Ярославль 1997 г.
 
 
 
Краткое описание: 
Программа составлена для корреционной групповой работы с младшими школьниками с ЗПР. Содержит все необходимые разделы пребуемые по структуре и полные конспекты занятий.

 

 
Рабочая дополнительная
Образовательная программа
групповой коррекционно – развивающей работы
для детей младшего школьного возраста
с задержкой психического развития.
 
 
 
 
 
«Помогай-ка»
 
 
(занятия для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития для повышения познавательного интереса и повышения уровня самооценки).
 
 
 
 
Пояснительная записка.
В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей испытывающих трудности в освоении учебных программ, в адаптации к школе и к социальному окружению.
В резолюции Всероссийской научно-практической конференции «Компенсирующее и коррекционно-развивающее обучение: опыт, проблемы, пути решения», проходивший в г. Москве 15-16 февраля 2000года, рекомендовано органам управления образованием рассматривать коррекционно-развивающее образование детей с трудностями в обучении как приоритетное направление современной образовательной практики.
По данным Министерства образования РФ (1997г.), среди детей, поступающих в 1 класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 35% имеют очевидные расстройства нервно-психической сферы еще в младшей группе детского сада. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2-2,5раза и составило 30% и более.
Проблема оказания помощи неуспевающим детям многие годы является актуальной в педагогике. Классы выравнивания, компенсирующего обучения, коррекции, педагогической поддержки, адаптации, здоровья, интенсивного развития и многие другие- все эти организационные формы свидетельствуют о поисках условий, адекватных психическим и физическим возможностям учащихся.
Система КРО, разработанная в Институте коррекционной педагогике (нормативная документация совместно с Московским комитетом образования), строится на принципах комплексного подхода к диагностике и коррекции отклонений в развитии, развивающего обучения, деятельностного подхода и индивидуализации обучения.
Совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на современное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирования полноценной личности, получения должного образования.
            Особую социальную и педагогическую значимости приобретает внедрение в систему образования специальных организационных форм активной дифференцированной помощи детям, испытывающим значительные трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальным требованиям общества в условиях школьного учреждения. Детей, у которых при нормальном слухе и зрении, при отсутствии умственной отсталости, выраженных дефектов речи и опорно-двигательного аппарата обнаруживаются стойкие трудности в обучении и адаптации к школе. Следует отметить, что увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, и проблема трудностей в обучении стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.
            Испытывая систематические трудности в учебе, дети теряют интерес сначала к «трудным» предметам, а затем к школе в целом. Начальное отставание в учебе ведет к педагогической запущенности, трудновоспитуемости, школьной и социальной дезадаптации в подростковом возрасте. Своевременная педагогическая и психологическая помощь таким школьникам является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.
           
 
 
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
В начале 30-х годов Л.С.Выгодский обосновал возможность и целесообразность обучения, направленного на развитие ребенка, как основную и важнейшую цель. В системе КРО развитие общих способностей к учению является основной целью коррекционно-развивающей работы с учащимися. На начальных этапах содержание и методика обучения «подстраиваются» под индивидуальные типологические особенности детей с трудностями в обучении.
Направленность на пробуждение познавательной активности и реализацию резервных возможностей детей отражается в структурировании содержания начального образования в системе КРО. Это выражается в следующих частых линиях:
-придается большое значение знаниям детей, получаемым на основе практического опыта; эти знания привносятся в процесс обучения, обогащая его содержание.
При применении данной программы учитываются следующие принципы:
 
- принцип учета дисгармоничности развития психических процессов
- принцип учета объема материала, учета особенностей соматического состояния, в первую очередь утомляемость ребенка.
- принцип систематичности занятий.
групповые занятия, направлены на коррекцию недостатков развития учащихся, имеют общеразвивающие цели:
1. повышение уровня общего, сенсорного и интеллектуального развития;
2. развитие памяти и внимания, мышления;
3. коррекция зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики.
4. повышение уровня самооценки.
Кроме того занятия имеют характер предметной направленности: подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения.
Задачи:
1. Развитие и коррекция познавательной деятельности. Система психологического и педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и компенсации нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, речи).
2. Формирование учебной деятельности у детей, испытывающих трудности при обучении. Воздействие направленно на коррекцию и формирование всех элементов учебной деятельности от формирования мотивов до конкретных операций, умений и навыков.
3. Формирование адекватной самооценки.
 
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
1. Повышение школьной успеваемости.
2. Повышение уровня познавательных процессов.
3. Успешная адаптация в социум.
 
Условия реализации.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Комплексность проведения (игровая деятельность, учебная деятельность, самостоятельная и совместная творческая работа).
Программа рассчитана на 1 учебный год.
22 занятия.
 
3.Формы работы.
1.групповые занятия с детьми проводятся 1 раз в неделю.
2.количество детей в группе: до 12 человек.
3. продолжительность занятий 25 - 30 минут.
4. возраст детей 10 - 12 лет.
 
4.Основные методы работы.
 
Игры с правилами
Групповая работа
Индивидуальная работа
Развивающие упражнения
 
 
7. структура занятия: 10 минут упражнения для повышения уровня самооценки, 20 минут упражнения по развитию познавательных процессов.
Всего 28 занятий в год.
 
          
      
Занятие №1.
Цель: познакомить и заинтересовать детей в дальнейшей совместной деятельности. Дать уверенность в своих силах, творческих способностях.
Дать детям возможность раскрыть свои способности и таланты.
Познакомиться с детьми, предложив такую форму представиться, назвать имя и фамилию и подумать о том, каким живым существом он хотел бы быть и почему?
Предложить детям поиграть, пофантазировать. На доске нарисованы следующие фигуры:
 
Задание: внимательно всмотритесь в эти фигуры. Что они, по-вашему, изображают? Чем они ещё могли бы быть? Придумайте как можно больше вариантов. Будьте смелее. Правильных или неправильных ответов здесь нет. На старт . внимание. Марш.
 
Упражнение на развитие воображения: «Дорисуй до целого».
·         Игровое упражнение «ХОРОШО – ПЛОХО»
Цель: развитие творческого воображения. Объяснить правила, дав пример. Карандаш – хорошо почему? – можно рисовать, чертить и т.д.
Плохо – почему? Ломается, теряется и т.д.
 
·         Вам предлагается ответить на следующие вопросы. Цель: абстрактного мышления. «Загадки».
- Что написано пером, не вырубишь топором? Что может опровергнуть данную пословицу? (ластик)
- Избушка нова, жильца нет. Жилец появится, избушка развалится. Что это такое? (яйцо)
- Одного матери отца дитя, а никому не сын. Кто это? (дочь)
- Четыре уха и перьев не сосчитать. (подушка)
 
·         Кто из сказочных персонажей мог дать такие телеграммы? Цель: уточнить и расширить представления детей о сказках.
 
  1. Купил семена, приезжайте тянуть.
  2.  Хвост нашли, плакать перестал.
  3. Помни, все исчезнет после 12 ночи.
  4.  Ушел от зайца, волка и медведя.
  5. Купила самовар, приглашаю к чаю.
  6. Ключ достал, скоро буду.
  7. Обязуюсь впредь мыть посуду.
  8. В гости не приду, забарахлил мотор.
  9. Жена отобрала стрелу, на охоту идти не с чем.
  10. Люблю цветы только красных оттенков.
  11. Ищу братьев после страшного происшествия.
  12. Подложили не свинью, а маленький шарик.
  13. У друга пропали очки, попрошайничать стало трудно.
  14. Надоело носить на голове посуду.
 
 
Цель: развитие слуховой памяти, зрительной памяти, развитие сообразительности, воображения и мышления.
 
  • «Волшебный круг» ». Составление фигур по элементарному изображению
Задание – соберите круг. Упражнение на развитие пространственно - логического мышления.
 
Игра: «Поменяемся местами». Направлена на развитие умения ставить четкие инструкции и выполнять их, создание положительного эмоционального фона и повышение школьной мотивации.
 
 
 
·         Задание на развитие зрительной памяти. Дается две таблицы, первая дается для рассмотрения в течении 30 секунд, с установкой на запоминание. Затем дается вторая и задается вопрос: изображение, какого предмета отсутствует на второй таблице?
·         Что здесь изображено? « Посмотри в дырочку». В середине белого листа вырезается отверстие диаметром – 1 – 1, 5 см. Подбираются картинки. Лист с отверстием накладывается на картинку, дети должны рассматривать картинку только через отверстие, не поднимая листа, а постепенно водя его по всей поверхности картинки в течении 1 минуты. Затем дети по очереди рассказывают, что изображено на картинке. Картинки меняются.
·         Прочти слово.
Ведущий прикрывает от детей написанное на доске слово (печатными буквами) Затем он показывает слово, сдвинув листок так, чтобы приоткрыть только самую верхнюю часть букв. Если никто не может прочесть, листок сдвигается ниже и так до тех пор, пока слово не будет прочитано.
 
           Занятие № 3
Цель: развитие зрительной памяти.
 
Разминка.
·         Упражнение    « Угадай, что я задумала».
Ведущий задумывает предмет. Дети должны задавать вопросы таким образом, чтобы было легче отгадывать предмет. Привести пример. Ведущий выбирается из детей, взрослый на примере своих вопросов помогает детям угадать предмет и понять систему.
 
·                     Задачи – шутки.
 
v      Три мальчика – Коля, Андрей, Вова – отправились в магазин. По дороге они нашли 3 копейки. Сколько бы денег нашел один Вова, если бы он отправился в магазин?
v      Длина бревна 5 метров. В 1 минуту от этого бревна отпиливают по одному метру. За сколько минут распилят все бревно?
v      В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Против каждой кошки сидит 3 кошки. Сколько всего кошек в комнате?
v      Какие числа при чтении не изменяются, если их перевернуть вверх ногами? (88, 69)
v      В корзине 4 яблока. Разделите между четырьмя людьми яблоки так, чтобы каждый получил по яблоку и одно осталось в корзине. ( один получает яблоко в корзине)
v      Поле пахали 7 тракторов, 2 остановились. Сколько тракторов в поле?
·                      «Волшебный круг»
·   Прочитайте внимательно один раз пары слов написанные на доске:
 
Шум – вода                            стол – обед
Мост – река                           рубль – копейка
Лес – медведь                       дичь – выстрел
Рой – пчела                            час – время
Гвоздь – доска                       река – море
 
Затем стираются вторые слова из пары. И детям предлагается списать первое слово и второе написать, если вспомнят.
 
 
 

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн