Submitted by Наталья Петровна Качаева on пн, 30/09/2013 - 15:30
Качаева Наталья Петровна
Учитель начальных классов
МБОУ НОШ №11 г.Шарыпово Красноярского края
Класс: 4
Тема урока : Единицы массы (тонна и центнер) и соотношение между ними
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
1.Расширить у детей понятийную базу о единицах массы за счет включения в нее новых элементов – тонны и центнера; установить соотношение между всеми известными единицами измерения массы.
2.Развивать у детей умения преобразовывать крупные единицы массы в мелкие и наоборот;
развивать мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию), внимание, память, математическую речь, развивать вычислительные навыки, умения делать выводы, рассуждать и объяснять.
3.Формировать систему ценностей, направленную на максимальный личный вклад в коллективную деятельность в процессе урока; создать эмоционально-положительный комфорт на уроке;
прививать интерес к математике.
Ход урока.
1. Организация начала урока.
Известный русский математик и педагог Алексей Иванович Маркушевич сказал:
« Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели». (распечатать)
-Эти слова будут девизом нашего сегодняшнего урока.
-Как вы их понимаете?
-Какова же цель нашего урока?
(развивать внимание, тренировать свой мозг, волю, воспитывать настойчивость и упорство в достижении цели)
А для этого нам сегодня понадобятся:
внимательные глаза,
чуткие уши,
ловкие руки,
сообразительные головы.
И, конечно же, хорошее настроение!
Желаю вам успехов в работе на уроке!
2. Актуализация знаний уч-ся.
1) Предлагаю вам разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово.
(все слова вписываются по горизонтали)
В
Е
К
М
Е
Т
Р
К
И
Л
О
Г
Р
А
М
М
Д
Е
Ц
И
М
Е
Т
Р
Ч
А
С
К
И
Л
О
М
Е
Т
Р
М
И
Н
У
Т
А
Г
Р
А
М
М
1.промежуток времени в 100 лет
2.отрезок длиной 100см
3.масса предмета в 1000г
4.отрезок длиной 10см
5. время в 6о минут
6.расстояние в 1000м
7.единица времени, в 60 раз меньше часа
8.самая маленькая единица массы
Какое ключевое слово получилось?
А что такое величина?
(Величина – это то, что можно измерить и результат выразить числом)
Какие величины вы знаете? (массы, длины, времени, площади)
2)Игра –соревнование.
К доске выходят 4 ученика и разделяют все единицы измерений на 4 группы.
3)А теперь узнаем массу птиц лесов.
269 – 50 • 4 • 1=
100 – 9 + 21 : 3=
(400 + 200) : (5 • 20) =
500 : 5 • 2 – 180 =
200 – 30 • 4 - 55 =
(показывают сигналами)
Какая же птица лесов имеет самую маленькую массу? (королек 6г)
3. Сообщение темы урока.
-Сегодня на уроке мы повторим и продолжим изучение темы «Единицы массы»
4. Изучение нового материала
А) Если нужно узнать массу одного яблока, то какой единицей массы мы воспользуемся?
А если нужно узнать массу ящика яблок, то какую единицу возьмем?
А если нужно узнать массу вагона яблок?
Верно, для этого существуют более крупные единицы массы: тонна (т) и центнер (ц).
Б) А хотите узнать, как образовались единицы массы?
-Если 1 грамм умножить на 1000, то получим кг.
Поэтому 1кг = 1000г
-Если 1кг умножить на 100, то получим 1 центнер.
Поэтому 1ц=100кг.
-Если 1ц умножить на 10, то получим 1 тонну.
Поэтому 1т=10ц.
-Если 1кг умножить на 1000, то получим 1тонну.
Поэтому 1т-1000кг.
В)
Перед вами новая таблица единиц массы. Запомните её!
5. Первичное закрепление нового материала
Г)
Подумайте, какие единицы массы пропущены?
1…(т)= 10…(ц)
1…(ц)=100…(кг)
1…(т)=1000…(кг)
1…(кг)=1000…(г)
6. Закреплениенового материала.
1) Работа устно в парах:
Подумайте, какими единицами при измерении массы пользовались и заполните пропуски:
Масса лекарства 2… (г)
Масса слона 5… (т)
Масса арбуза 7… (кг)
Масса батона 500… (г)
Масса машины 10…(ц)
ФИЗМИНУТКА
На горе стоит лесок
Он не низок не высок
Удивительная птица подает нам голосок
По тропинке два туриста
Шли домой издалека
Говорят: "Такого свиста, мы не слышали пока"
2) Ребята, единицы массы, о которых мы говорим сегодня на уроке, появились не очень давно.
А издавна на Руси пользовались совсем другими мерами массы. Посмотрите.
1 пуд = 16 кг
1 фунт = 400 г
1 золотник = 4 г
«Болезнь входит пудами, а уходит золотниками»
«Мал золотник, да дорог»
«Друга узнать – вместе пуд соли съесть»
«Узнать почём фунт лиха»
3) А знаете ли вы, какие животные на земле имеют самую маленькую массу?
(колибри)
4) А хотите узнать массу самых крупных животных?
(гренландский кит)
5)
Работа по учебнику:
6) Самостоятельная работа
выберите пару равных величин (устно)
Проверка ответов.
5т=5.000кг
5кг=5.000г
3ц=300кг
30ц=3т
7)
А) Выразить в кг:
12т 96кг = 12096кг
9385 г= 9кг 385г
68ц = 6800кг
52ц = 5200кг
Б) выразить в граммах:
13кг125г = 13125г
45кг13г = 45013г
6ц = 600000г
18кг = 18000г
В)Выразить в центнерах:
7т6ц = 76ц
560кг = 5ц 60кг
9000кг = 90ц
45т = 450ц
8) расположите величины в порядке возрастания
900г, 2000г, 7кг, 800кг, 10ц, 4т
9) Решение задачи
10) Игра – соревнование под девизом : «Если вместе, если дружно»
Не забудьте, что работать нужно не только быстро, но и правильно.
Ответь «да» или «нет»
· Число 17 – нечетное. (да)
· Все птицы летают. (нет. Страус, пингвин – нелетающая морская птица)
· Все четырехугольники – квадраты. (нет. Прямоугольник, трапеция)
· Некоторые слова имеют общий корень. (да. Однокоренные)
· Солнце – это планета. (нет. Звезда)
· Слово «тетрадь» - существительное. (да. Отвечает на вопрос что?, обозначает предмет)
11) Проверка результатов выполнения теста
ИТОГ УРОКА.
-Какие новые единицы массы вы узнали сегодня на уроке?
-Как они связаны между собой?
-Люди каких профессий применяют единицы массы чаще всего?
-А вам пригодятся в жизни знания, полученные на уроке?