Место работы:
зав. каф. физики Гимназии 1534, г. Москва Соросовский учитель, канд. пед. наук. Автор многочисленных статей и методических пособий для учителя физики.
Почему ЕГЭ не нравится учителю. Крик души
В выпуске журнала № 116 опубликована весьма интересная статья Л.И. Ястребова («ЕГЭ надо знать в лицо») о том, как можно по-разному относиться к ЕГЭ. Начну с того, что его весьма убедительные аргументы в защиту ЕГЭ меня оставили при своем мнении – я продолжаю к нему относиться резко отрицательно и считаю, что это – зло, как и все остальные процессы, будоражащие школу. Тот факт, что виноват не ЕГЭ, а недобросовестные люди, имеющие к нему отношение, могу принять (хотя один этот факт может все и решать, тогда, казалось бы, что тут обсуждать, если против этого факта нет противоядия), но и то, с натяжкой.
Вот, например, объективная закономерность, выросшая из ЕГЭ как такового: раньше дети, не одержимые страхом перед ЕГЭ, учились по остальным предметам (т.н. «ненужным») вполне сносно. Сейчас, когда от этого зависит и окончание школы, и поступление в вуз одновременно (слишком много - на карту) они вообще перестают заниматься этими предметами.
У меня в гуманитарном классе, где в принципе учатся дети вполне развитые, умные и адекватные, на уроках весь год сидело от 1/3 до ? от общего числа детей – это считалось очень хорошо (!), т.к. были предметы, на которые систематически приходило по 5 человек. Это – в одной из самых сильных гимназий в округе! Они вообще не знают физики, как области знаний. А также они вообще не знают химии, географии, биологии и много чего другого.
Вторая беда, которая убивает – огромное количество теряемых часов. Каждый 11 класс пишет 4 диагностические работы по русскому языку, 4 работы по математике плюс несколько «пробников» по тому и другому предмету. Понятно, что есть и диагностические работы по физике – их 2 в году, и по остальным предметам! На каждую работу по русскому языку, математике, физике – в профильных классах, истории и обществознании в профильных классах и т.д. снимаются ВСЕ уроки. Это – при катастрофическом дефиците времени! И мы (учители) вместо проведения своих уроков сидим по 4 часа на очередном пробнике по русскому, или по математике или еще по чему-нибудь.
Что касается сельских и деревенских детей (я в данный момент имею полную возможность пообщаться и с этими детьми, и с учителями), то ЕГЭ их просто выбросил за борт. И если мне кто-нибудь говорит, что их – немного, я просто выхожу из себя, т.к. они ни в чем не виноваты, они ничем не хуже городских. И – за что их так вот – на помойку?
Ни в одной сельской школе (не говоря уже о деревенских) нет возможности иметь профиль, без которого предметы по выбору сдать нереально.
Я часть лета провожу в районном центре крупного района – школа самая большая в районе, но в каждой параллели 1 класс. Откуда взять профили? В других поселках и деревнях в каждом классе, включая 11-ый, по 13-15 человек. Какие профили? Да и кто их будет вести? Вот и идут сразу после экзаменов: ребята в армию, девочки – замуж или работать, если найдут, конечно. Найти, кстати, практически нельзя, и так ее нет, а без образования тем более. Знаете, как выживают? Берут детей из детских домов. По 13, 14, 15 человек, и одна семья, как я на днях узнала, взяла 18 детей из детдома.
Подробности писать не буду. Это очень тяжело. Два мира – два детства. В вузы поступление исключено! А я, заканчивая 30 лет назад эту самую школу, легко уехала в Свердловск и поступила туда, куда хотела. У меня из класса большинство получили высшее образование. Моя сестренка, закончив эту школу, поступила в Тюменский университет и была лучшей студенткой на факультете. Мы, заканчивая эту самую школу 30 лет назад, поступали всюду, куда хотели и получали высшее образование без проблем. Аналогичная ситуация в маленьких городах, где несколько школ. Раньше у всех этих детей было будущее, сейчас его отняли.
Про астрономические деньги, которые затрачиваются на ЕГЭ, да и вероятно, воруются, я даже писать не буду.
И ЕГЭ приходится принимать, как свершившееся зло.
|