Автор:
Якушина Екатерина Викторовна
Место работы:
К.п.н, старший научный сотрудник лаборатории медиаобразования ИСМО РАО
Контакты:
http://mediaeducation.ru/
Консультационно-методическое сопровождение педагогов по вопросам функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации
В настоящее время процесс обучения в системе повышения квалификации работников образования в условиях модернизации методической службы приобретает все более инновационный характер. Успешную творческую и образовательную деятельность в современном мире, ввиду глобальности образовательных проектов, охватывающих все новые и новые территории, невозможно представить вне сетевых коллективов.
Новые сервисы социального обеспечения, такие как блоги, народные классификаторы, технология Вики-Вики и пр. радикально упростили процесс сетевого творчества. Результат сетевого взаимодействия педагогических сообществ – консолидация методических ресурсов, уникального опыта, накопленного самими преподавателями и образовательными учреждения.
Основная цель сетевого сообщества - организация дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса, а в частности преподавателей русского языка, занимающихся вопросами функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов и билингвизма.
В ходе сетевого взаимодействия возможно решение проблем, возникающих по ходу изучения учебного курса, работы с учебными материалов. Это позволяет своевременно вносить коррективы по ходу реализации проекта, исправляя обнаруженные недостатки и повышая качество конечного продукта.
При создании необходимых условий все участники сетевого сообщества выступают в роли партнеров. Совместная деятельность в сетевых сообществах призвана приучить людей разного поколения думать и действовать при помощи сети.
Одной из форм привлечения участников в сетевое сообщество является возросшая в последнее время, в связи с вовлечением в проект удаленных друг от друга территорий, необходимость обмена опытом работы между коллективами, участвующими в процессах обучения и повышения квалификации.
Сетевое сообщество может сформироваться и развиваться только при условии совместной коллективной деятельности. На сегодняшний день еще существуют проблемы, стоящие на пути развития сетевого педагогического сообщества. Это в первую очередь пассивность, инертность, желание читать, получать информацию, но не публиковать свою. Зачастую людям есть что сказать, но они боятся сделать это. Или же просто они не видят смысла в обсуждении тех или иных проблем, возникает понимание того, что ничего нельзя изменить.
Еще одна проблема – занятость учителей и недостаточный уровень ИКТ-компетенции. Как показала практика, сетевые педагогические сообщества могут обеспечить методическую поддержку педагогов в области ИКТ.
В ходе внедрения новых модульных программ повышения квалификации было создано специальное методическое сообщество (см. рисунок 1), главной целью которого являлось осуществление консультационно-методическое сопровождение деятельности не менее 10 опорных образовательных учреждений, расположенных не менее чем в 10 субъектах Российской Федерации.
Рисунок 1. Методическое сообщество «Учим вместе»
На протяжении определенного времени в сообществе осуществлялось консультационно-методическое и информационное сопровождение деятельности педагогов, внедряющих модульные программы повышения квалификации преподавателей образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.
Основные виды взаимодействия с педагогами были следующие:
- проведение телефонных консультаций с созданием «горячей линии»;
- проведение консультаций с использованием электронной почты;
- проведение консультаций с помощью сервисов сети Интернет (обсуждение в группе «Учим вместе» http://uchim.centersot.net/, консультации по скайпу);
- проведение консультаций по вопросам дистанционного обучения по вопросам адаптации и внедрения новых программ повышения квалификации на базе опорных учреждений дополнительного образования, осуществляющих повышение квалификации.
В рамках сетевого методического сообщества решались следующие задачи:
- проведение экспресс консультаций по содержательным и методическим аспектам основных модулей учебного курса
- анализ и обобщение интересного педагогического опыта
- обеспечение преподавателей необходимыми методическими и другими материалами
- привлечение преподавателей к оценке и комментированию ресурсов сети
Всего в сообществе на начало учебного 2013/2014 года зарегистрировано 56 участников (рис. 2), проведено 19 обсуждений, сделано 8 комментариев к сообществу.
Рисунок 2. Участники сетевого сообщества
Основными темами новостной ленты были – публикация в сообществе материалов Учебно-методического комплекта, первой версии. После внимательного изучения материалов курса участниками сообщества и проведенного обсуждения, материалы были доработаны.
Затем в сообществе были опубликованы актуальные версии УМК для очного обучения и для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения – макеты учебного пособия "Русский язык как государственный язык РФ" в двух частях в форматах .doc .pdf., которые также предлагались к открытому обсуждению и комментированию на стене данной методической группы.
Также в новостной ленте публиковалось приглашение к участию в Международной научно-практической конференции «Развитие русскоязычного медиапространства: коммуникационные и этические проблемы», Москва, 26-27 апреля 2013 года. Конференция была посвящена исследованию состояния, проблем и перспектив развития русскоязычного информационно-коммуникационного пространства и разработке предложений по повышению эффективного коммуникационного взаимодействия граждан и социальных институтов.
Не был обделен вниманием и «День русского языка», который отмечался 6 июня 2013 года. Актуальными темами, которые предлагалось изучить и обсудить были: «День русского языка: взрослым тоже надо изучать правописание» (http://news.rambler.ru/19452688/); «Парламентарии спасают русский язык от латиницы и сленга» (http://news.rambler.ru/19453998/); «Русский язык — средство общения 270 млн. человек по всему миру: заявление Союза молодежи СНГ» (http://news.rambler.ru/19455981/) и т.д.
В комментариях, размещенных на стене группы была опубликована актуальная информация про новый «Большой орфоэпический словарь русского языка», в котором зафиксирована современная норма литературного произношения. Словарь, допускающий некоторые ранее запрещенные варианты, вызвал бурные споры в среде образованных людей. Влияние Интернета на российских подростков и юношество в контексте развития российского информационного пространства"
Темы были посвящен использованию систем родительского контроля (http://nicekit.ru/parental-control/time-boss.php), обсуждалась проблема, защитит ли он от фильмов, книг, журналов, и прочего мусора? Может действительно единственное верное решение научить человека жить в мире информации?
Была предложена к обсуждению статья Бондаренко Е.А. Медиаобразование в обеспечении информационной безопасности учащихся http://vio.uchim.info/Vio_112/cd_site/articles/art_3_3.htm.
Еще некоторые популярные обсуждение «Всегда ли мы говорим по-русски правильно»? и «Как правильно назвать жителей»? вызвали много вопросов, споров и полезных ответов.
То, что было допустимо в прошлом веке, зачастую не используется сейчас, огромное количество иностранных слов входит в нашу жизнь ежедневно, технический прогресс идет семимильными шагами, наполняя русский язык все новыми и новыми словами и терминами. Как не запутаться в таком море слов, как правильно поставить ударение, как правильно употребить слово в предложении для более точного выражения своих мыслей? Эти и другие вопросы обсуждались в данной теме.
Вопросу употребления устаревших слов было посвящено обсуждение «Лингвистические сундучки»
Устаревшие слова нечасто возвращаются в активное употребление. Когда учащиеся пишут диктанты такие слова встречаются, но это не значит, что в разговорной речи их будут использовать. Зачастую люди не знают значения многих устаревших слов и естественно, делают в них ошибки.
Обсуждение нормативных документов было представлено в соответствующем блоке. Благодаря сообщениям участников некоторые нормативные документы были добавлены в основной текст учебного курса.
По телефону, скайпу и электронной почте также было задано множество вопросов, в основном они касались содержания модулей учебного курса и были успешно разрешены.
Сетевое сообщество продолжает функционировать.
В качестве рекомендации по дальнейшему использованию данного методического сетевого сообщества преподавателей русского языка можно выделить следующее: оно должно перейти на новый виток развития, подразумевающий расширение и активизацию профессиональной позиции участников виртуальных методических объединений:
- Расширить состав сообщества;
- Сделать его устойчивым;
- Переориентировать педагогов от пассивного поглощения информации к активному развитию своего профессионального опыта и внесению в коллекцию образовательных ресурсов своих креативных решений.
Эти задачи будут реализоваться через продолжение работы сообщества, которое, в свою очередь, претендует на право своеобразного центра формирования профессионального сетевого сообщества педагогов, заинтересованных в проблемах функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов и билингвизма.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать выводы, что проведение методических сетевых консультаций очень актуально и востребовано педагогами.
Основные темы для обсуждения – модули учебной программы, актуальные и спорные вопросы использования русского языка, проблемы билингвистической среды.
Основные рекомендации по совершенствованию системе методической поддержке – расширение сообщества, повышение сетевой активности педагогов.
|