Место работы:
г. Чернушка, Пермский край ГБОУ СПО «Краевой политехнический колледж» преподаватель спецдисциплин
Самостоятельная и научно-исследовательская работа как средство формирования профессионального мышления студентов специальности «Технология продукции общественного питания»
Целью своей педагогической деятельности считаю теоретическую и практическую подготовку востребованного технолога общественного питания сегодняшнего дня, конкурентоспособного специалиста.
Для данной специальности необходимы твердые знания по химии (органической, аналитической, физколлоидной), поэтому воедино сливается совместная работа преподавателей спецдисциплин и химии.
Организация самостоятельной работы студентов представляет единство трех взаимосвязанных форм: внеаудиторная, аудиторная, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя и творческая, в том числе исследовательская.
Занятия самостоятельной и научно – исследовательской деятельностью способствуют готовности будущих специалистов быть востребованными на рынке труда в современных условиях, а так же реализации творческого потенциала каждого молодого человека. Так как в процессе научного поиска происходит сознание необходимости непрерывного профессионального самообразования и самосовершенствования.
В соответствии с реализацией ФГОС современный специалист среднего звена должен быть готов:
- к постоянному профессиональному росту;
- приобретению новых компетенций;
- обладать аналитическими и проектировочными умениями;
- иметь широкий кругозор;
- понимать социальную сущность и значимость профессии;
- проявлять к профессии устойчивый интерес и стремление к самосовершенствованию.
Поэтому научно-исследовательская работа представляет собой комплекс мероприятий учебно-исследовательского характера, который осуществляется для оптимизации учебно-воспитательного процесса, обеспечивает обучение, как студентов, так и преподавателей самостоятельной исследовательской деятельности в области избранной специальности. Результаты научной деятельности находят отражение в курсовых и дипломных работах, в выступлениях на научно-практических конференциях, сборниках, разработанных студентами, методических пособиях преподавателей.
Одним из видов самостоятельной работы студентов специальности «Технология продукции общественного питания» является исследовательская работа студентов.
Исследовательская работа – это один из способов формирования профессиональных компетенций специалиста. Она позволяет актуализировать знания по определенной теме, сформировать умение работать с информацией, расширить способы деятельности, развивать самостоятельность, контроль и самоконтроль. Назначение внеаудиторной исследовательской работы –расширить рамки программного материала по дисциплинам с учетом особенностей профессиональной направленности.
В процессе исследовательской работы студенты приобретают следующие умения: общаться с разными людьми во время проведения анкетирования и тестирования; выполнять измерения и представлять их в виде таблиц, графиков, диаграмм; выдвигать гипотезы; описывать и интерпретировать результаты наблюдений; делать выводы и обсуждать результаты; выступать на научных конференциях разного уровня.
Исследовательская деятельность студентов ? вид интеллектуальной деятельности, предоставляющая студентам возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать свою точку зрения, опираясь на знание фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.
Научно-исследовательская работа организуется в группах студентов технологов общественного питания с целью обеспечения более осознанного и глубокого усвоения учебного материала, приобретения студентами начальных навыков исследовательской работы.
Начинаем овладение технологией проведения исследований с первого курса. Различные формы организации исследовательской работы используем при изучении всех преподаваемых дисциплин.
Целью этой работы является подготовка технологов общественного питания компетентными специалистами.
Объектом исследования: формы исследовательской работы.
Предметом исследования: влияние исследовательской работы на развитие профессионального мышления.
Гипотеза: самостоятельная и научно-исследовательская работа является хорошим инструментом формирования будущего специалиста.
Задачи исследования:
- создание единого образовательного пространства;
- формирование профессиональных компетенций;
- воспитание ответственности и самостоятельности;
- организация исследований, поиска;
- развитие творческого потенциала будущих специалистов.
При выборе темы учитываем интересы студентов, обращаемся к волнующим их проблемам, подбираем посильные задачи, максимально способствующие развитию и становлению личности. Затем формулируем тему.
Исследовательская работа состоит из нескольких этапов. Подготовительный этап. На этом этапе предполагается формирование и развитие у студентов навыков осуществления научного исследования.
Исследовательскую работу проводим как индивидуально, так и в группе. В процессе коллективной работы над исследованием формируются такие качества личности, как умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности, чувствовать себя членом команды, подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела.
Непосредственная работа над исследованием. Первоначально намечается ход исследования, рабочая формулировка темы, собирается информация по проблеме исследования, создается база данных (отрывки текстов, цитаты, библиография, иллюстративный материал).
Далее студент под руководством педагога определяет структуру исследовательской работы: обозначает актуальность проблемы; формулирует цель, задачи; определяет объект и предмет исследования; выбирает методы и методики, необходимые для осуществления исследования.
На следующем этапе студент проводит литературный обзор по проблеме исследования и приступает к описанию его этапов, что в дальнейшем составит основную часть исследования. При этом объясняем студентам, что все предложенные ими мысли, новые идеи и информация должны быть доказаны.
На заключительном этапе подводим итоги: формулируются результаты исследования; делаются выводы; анализируются итоги работы. В процессе оформления результатов исследования выявляются недоработки и намечаются пути их устранения, готовится необходимая документация, определяются формы его презентации. Главная наша задача на этом этапе – организовать процесс выявления и устранения недостатков выполненного проекта, оказание помощи в организации его презентации. Кроме того, на данном этапе уточняется и окончательно формулируется тема исследования.
Презентация исследования – это его публичная зашита. Публичная защита предоставляет студентам возможность продемонстрировать уровень развития исследовательских компетенций.
Затруднительным моментом в исследовательской работе считаем выдвижение гипотезы. Гипотеза – это предположение, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом догадка. Слово «гипотеза» – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно», «если ... то...». В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается.
Поскольку работа технолога связана с пищевыми продуктами, то все наши исследования и направлены на определение их качественных показателей и безопасность. За три года нашими студентами выполнено и оформлено 16 исследовательских работ. Тематика их разнообразна:
- Определение качества меда нашего региона,
- Ассортимент и качество хлеба, макаронных изделий Чернушинских производителей,
- Определение содержания молока в молочных блюдах,
- Определение содержания хлеба в котлетной массе;
- Влияние тепловой обработки на изменение витамина С,
- Влияние тепловой обработки на изменение окраски свеклы;
- Исследование замороженных пельменей,
- Факторы, влияющие на переход коллагена мяса в глютин и др.
Наиболее интересными работами считаем «Жизнь без глютена», «Студенты и здоровое питание», «Обрядовые блюда Пермского края», а также работы этого года: «Использование дрожжей в пищевой промышленности», «Тыква – ценнейший продукт питания», «Будущее молочной сыворотки».
Все эти работы представлялись на студенческих научно-практических конференциях Регионального, Краевого, Всероссийского, Международного, уровней: колледж, г. Пермь, Россия – г. Тверь, г. Волгоград, г. Омск, г. Екатеринбург, Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» Издательский дом «1 сентября» г. Москва. Большая часть из них отмечены дипломами.
Пять лет студенты принимают участие во Всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде по кулинарии, проводимой центром дистанционного образования «Эйдос» и имеют призовые места. Олимпиады интересные, познавательные, необычные, требующие оригинальных, нестандартных решений, позволяющие творить и демонстрировать профессиональные способности студентов. Это и есть коллективное творчество.
Таким образом, научно-исследовательская работа является важным инструментом и средством формирования будущего специалиста. Самостоятельная и исследовательская работа в нашем колледже органично вошли в учебный процесс и позволяют готовить профессионалов своего дела в современных условиях. Исследование – это творческий процесс познания мира, себя и бытия себя в мире.
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов
- Мирсаетова Н. Условия формирования успешности в будущей профессиональной деятельности: статья / Наталья Мирсаетова // Среднее профессиональное образование. – 2010. №3. – С. 61 – 160
- Орлов В. Об активности и самостоятельности учащихся. / В. Орлов // Специалист. 2001. – №3. – с. 31.
- Прокопьев М. Компетентностный подход в образовании: статья / Михаил Прокопьев // Среднее профессиональное образование. Приложение. – 2009. – №4. – с. 29 – 160
- festival.1september.ru › articles/549412/
- strpc.narod.ru › nauch_issled_deyat.htm
|