Официальный сайт detisavve 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



КАНОН И КВОДЛИБЕТ

Submitted by Мария Алексеевна Медяник on Fri, 13/09/2013 - 02:37
Данные об авторе
Автор(ы): 
Р.А.Имамеева
Место работы, должность: 
ГБОУ ДОД ДДЮТ "На Ленской", педагог дополнительного образования
Регион: 
Город Санкт-Петербург
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 

Получение учащимися опыта творческой деятельности в разучивании и вокально-инструментальном  ансамблевом исполнении канона, кводлибета и русской народной песни «Тимоня».
 

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
12
Используемые учебники и учебные пособия: 

1.     Котляревская-Крафт  М. и др. Сольфеджио –Л.: Музыка, 2005.

1.     Металлиди Ж.,  Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Сольфеджио для 2 кл.–СПб., 2010.

Составленные автором учебные пособия и  методические разработки:

1.     Информационно-компьютерные технологии на занятиях сольфеджио в  ДМШ.

2.     Использование Орф-инструментов на занятиях сольфеджио.

3.     Авторская программа по сольфеджио (Диплом всероссийского  конкурса образовательных программ ).

Используемая методическая литература: 

1.     Шайхутдинова Д.И.  Методика обучения Элементарной теории музыки.-Ростов-на-Дону, 2009.

Используемое оборудование: 

Материальная база предполагает наличие учебного класса для проведения группового занятия. Класс должен быть оборудован стульями, партами, доской с нотным станом. Необходимы хорошо настроенный инструмент (фортепиано), интерактивная доска.

 

Используемые ЦОР: 

Учебная работа предполагает использование следующих технических средств: интерактивная доска, компьютер, музыкальный центр.

 

Краткое описание: 
Основными содержательными блоками занятия являются: • Работа над интонированием в ансамблевом пении (одноголосном, двухголосном и трехголосном). • Тренинг ритмического двухголосия. • Работа над развитием гармонического слуха.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная образовательная программа«Сольфеджио»

 Автор-составитель Р.А.Имамеева

Направленность Художественно-эстетическая

Уровень освоения Углублённый

Срок реализации 7 лет (72 часа в год, 2 часа в неделю)

Предназначена для детей от 7 до 15 лет

Тема занятия: «Канон и кводлибет»

Возраст обучающихся: 8-10 лет

Год обучения: второй

Количество обучающихся: 12 человек

Продолжительность занятия: 45 минут

Форма организации деятельности обучающихся на занятии: групповая

Тип занятия: закрепление материала, комбинированный.

Методы обучения: диалогический, эвристический, творческий, наглядного восприятия.

Методические цели занятия:

·        Экспертиза (руководителями, методистами, коллегами) опыта электронной поддержки учебного процесса  и использования информационно-компьютерных технологий на занятиях сольфеджио.

·        Саморазвитие и повышение квалификации.

Работа на занятии связана со следующими  разделами образовательной программы:

·        сольфеджирование;

·        музыкальная грамота;

·        метроритм;

·        творческое  музицирование;

·        слуховой анализ;

·        ладотональность.

 

Объектом проектированияявляется сценарий занятия «Канон и кводлибет».

Предмет проектирования:динамика нормативных (обусловленных программой) и личностных результатов обучения, воспитания и развития учащихся.

Название, объект и предмет проектирования определили цели и задачи занятия:

Педагогическая цель занятия

Получение учащимися опыта творческой деятельности в разучивании и вокально-инструментальном  ансамблевом исполнении канона, кводлибета и русской народной песни «Тимоня».

Задачи занятия

Образовательные:

·        Представление о жанрах: канон, кводлибет, попурри.

·        Разучивание «Приветственного канона».

·        Разучивание «Новогоднего кводлибета» на основе знакомых песен («Дудочка», «Маленькая елочка»).

·        Освоение первоначальных сведений об обращениях Т53 (в тональности G-dur).

·        Закрепление понятий о главных трезвучиях лада (T, S, D).

·        Ритмическое двухголосие.

·        Освоение основных ритмических формул.

Развивающие:

·     Определение на слух главных гармонических функций.

·     Развитие чувства метрической пульсации, ощущения сильной и слабой доли.

·     Развитие гармонического и тембрового слуха.

·     Совершенствование интонационных навыков в одно-двух и трехголосном пении.

·     Формирование надпредметных умений (сравнение, обобщение, анализ, оперирование понятиями).

·     Развитие психических свойств, таких как память, произвольное внимание, концентрация.

Воспитательные:

·     Умение работать в коллективе.

·     Формирование эмоционально-позитивного настроя на   процесс совместного музицирования.

 

Особенности детей группы (2 года обучения) в которой представляется занятие.

Основными формами работы на занятии являются групповая и мелкогрупповые формы. При делении группы на две или три подгруппы учитывались взаимодополняемость и малоконфликтность, обучаемость и обученность детей, а также сформированность навыков  интонирования, В группе представлены трое детей с хорошими музыкальными способностями, средними (пять человек) и слабыми (трое детей). В группе есть два лидера (один более слабо выражен) и два аутсайдера. В ней представлены все типы восприятия, все темпераменты, при преобладании слабых (холерический тип – одна девочка).

Планируемый результат занятия:

1.     Расширение представлений о видах многоголосия (канон, кводлибет).

2.     Получение опыта творческой деятельности при исполнении разучиваемых песен с ритмическим и гармоническим аккомпанементом.

3.     Приобретение опыта аналитической работы при работе над темой обращение Т53 и главные гармонические функции.

4.     Освоение главных гармонических функций и практическое их использование при гармонизации мелодии.

 

Ход занятия

1-й этап – организационно-подготовительный(5 минут).

Задачи и содержание 1-го этапа:

Подготовка детей и педагога к занятию (распределение музыкально-шумовых инструментов, дидактических материалов - нот для настольного нотного стана).

Создание благоприятного микроклимата с настроем детей на творческую учебную деятельность.

2-й этап – основной (30 минут).

Задачи и содержание 2-го этапа: максимальная активизация познавательной деятельности учащихся. Обеспечение мотивации к деятельности (обозначение цели и задач урока): развитие навыка слышания гармонических красок как основы для совместного исполнения канона и кводлибета, подбора аккомпанемента и второго голоса.

Разделы второго этапа

1. «Приветственный канон».

·        Представление мелодической структуры  канона на экране ИД (расположение ранжиром четырех фраз, записанных в разном цвете с текстом).

·        Определение устойчивости  начала и окончания фраз как условия для «окрашивания» всех фраз в тоническую гармоническую краску.

·         Исполнение канона с аккомпанементом ученика (выбор «концертмейстера» по желанию учащихся).

·        Разнообразные варианты исполнения канона: cназванием нот, со словами, одноголосно, трехголосно, с движениями.

2. Обращения T53.

Тактильное и визуальное закрепление принципа обращения трезвучия.

·        Построение Т53 и его обращений на настольном нотном стане.

·        Практическое освоение понятия «обращения трезвучия» путем переноса нижнего тона на октаву вверх (на настольном нотном стане).

·        Демонстрация на ИД обращений трезвучия по цветовой модели светофора (наглядное изображение неизменности звукового состава трезвучия).

3. Главные ступени в мажорной гамме.

·        Пение гаммы G-durв размере 34 с дирижированием.

·        Выявление в гамме «опорной конструкции» - главных ступеней. Визуальное представление на экране монитора «функциональной пружины»  гаммы - движения  от Tк S, от  Dк T(в восходящем движении), от Tк  Sи от D  к T(при нисходящем движении).

·        Пение гаммы с аккомпанементом педагога.

5.     Р.н.п. «Тимоня».

Прослушивание песни в исполнении фольклорного коллектива (Интернет ресурс)

·        Анализ характера мелодии, тональности, размера. Повторение понятий затакт, ритмическая партитура.

·        Выявление основных гармонических «красок» песни. Во время исполнения (с аккомпанементом) песни педагогом  учащиеся показывают движениями рук Т, Sи D.

·        Исполнение песни с аккомпанементом мелодических инструментов (три ансамблевые группы детей, исполняющих  соответственно  T,  S, и D).

·        Исполнение песни с ритмическим аккомпанементом (две тембровые группы ударных инструментов - металлические инструменты и деревянные) по цветной ритмической партии туре, представленной на ИД.

5. Работа по ритмическим партитурам.

·        Демонстрация на ИД двухголосной ритмической последовательности (цветовая привязка ритмических партий к двум группам  шумовых инструментов – металлическим и деревянным)

·        Тренировка чтения и исполнения основных ритмических фигур в  ритмическом и тембровом двухголосии.

7. Ритмическая импровизации (на материале новой песни «Вся наша комната прекрасный инструмент»).

 6. Новогодний кводлибет.

·        Значение термина кводлибет, соотнесение его с каноном и попурри.

·        Представление на ИД звуковысотной последовательности двух песен: «Маленькая елочка» (ноты в зеленом цвете) и «Дудочка» (ноты в розовом цвете).

·        Настройка в тональности D-durна основе пения гаммы.

·        Устные ритмические диктанты. Пение песен с точным ритмом и с дирижированием по звуковысотным линиям после проигрывания педагога.

·        Одновременное пение двух песен с названием нот по ИД (слайд с ритмическим оформлением песен и обозначением гармонических функций).

·        Пение песен с подключением третьего голоса – функционального баса.

7. Знакомство с четырехголосным кводлибетомна материале знакомых песен («На зеленом лугу», «Маляр», «Мишка с куклой», «Белка»). Представление цветной партитуры этого кводлибета на ИД, определение задачи для последующих уроков.

3-й этап – итоговый(10 минут): анализ качества усвоения практических и теоретических знаний.

·     Заключительное «концертное» исполнение «Приветственного канона»», «Тимони» (с аккомпанементом учащихся) и «Новогоднего кводлибета». Предварительно учащимся ставится задача прислушаться к общему звучанию голосов. Обсуждение с учащимися результата совместного исполнения (чистота, строй, ритмическая согласованность).

·     Определение учащимися различия между каноном и кводлибетом.

·     Оценка педагогом роли коллективного сотрудничества в достижение творческого результата (ударная группа - ритмический аккомпанемент, гармонический аккомпанемент – «концертмейстер», вокальный ансамбль).

Положительная оценка педагогом достигнутых результатов.

·     Обсуждение с учащимися значение слаженного взаимодействия внутри группы.

·     Объяснение детям логики следующего занятия (освоение четырехголосного кводлибета, подбор к нему аккомпанемента).

·     Домашнее задание: 

Øорганизовать исполнение «Новогоднего  кводлибета» дома (с родителями, братьями, сестрами или с друзьями в школе),

Øнаписать в тетради определение значений  терминов «канон» и «кводлибет».

§  Учебные и методические пособия для педагогов и учащихся

Составленные автором учебные пособия и  методические разработки:

1.     Информационно-компьютерные технологии на занятиях сольфеджио в  ДМШ.

2.     Использование Орф-инструментов на занятиях сольфеджио.

3.     Авторская программа по сольфеджио (Диплом всероссийского  конкурса образовательных программ 2006 г.).

§  Система средств обучения

1.     Набор музыкально-шумовых инструментов:

Мелодические инструменты:

·        глокеншпили:оркестровые колокольчики (металлофоны).

·        звучащие трубы (C, D, G, A, E).

Шумовыеинструменты:

ØМеталлические инструменты

·        пандейра,

·        треугольник.

ØДеревянные инструменты

·        деревянные колоды, палочки,

·        двухтональный блок,

·        гюро.

·        ударно-шумовые трубы (изготовленные детьми)

2.     Компьютерные презентации:

·        «Приветственный канон» (мелодическая структура, текст)

·        Обращение Т53т в тональности G-dur.

·        Гармоническая структура гаммы G-dur

·        Главные трезвучия лада

·        Р.н.п. «Тимоня» с ритмической партитурой.

·        Двухголосный и четырех- голосный кводлибеты (звуковысотный ряд, гармоническая схема,  мелодическая структура предложений).

·        Музыкальный словарь.

3.     Интерактивная доска, интернет.

Материальная база предполагает наличие учебного класса для проведения группового занятия. Класс должен быть оборудован стульями, партами, доской с нотным станом. Необходимы хорошо настроенный инструмент (фортепиано), интерактивная доска.

Учебная работа предполагает использование следующих технических средств: ИД, компьютер, музыкальный центр.

 

 

Самоанализ занятия по теме «Канон и кводлибет»

 

1. Цели развития образовательного процесса(диагностические, познавательные, исследовательские)

Диагностическая цель – определение зоны ближайшего развития учащихся.

Задачи:

·     определить эффективность ранжирного представления фраз мелодий на компьютерной презентации;

·     определить в чем причина интонационной нестабильности в ансамблевом и сольном итонировании;

·     выявить эффективные способы развития гармонического слуха.

Познавательная цель образовательного процесса на данном уроке в определении результативности и эффективности используемых дидактических и методических приемов и технологических операций.

Исследовательская цельобразовательного процесса на данном занятии – определение возможностей (рамок, границ) применения ИК технологий на уроках сольфеджио (его плюсы и минусы).

Цель проведения занятия – выявление мнения коллег по вопросу использования нетрадиционных форм обучения и новых информационно-компьютерных технологий на занятиях сольфеджио.

Компьютерные технологии представляют широкие возможности  для создания динамичных красочных наглядных пособий. Их разработка и использование позволяет находить новые подходы в решении разных задач и реализации образовательной программы по сольфеджио.

Основная область применения составленных автором компьютерных презентаций и тестов по сольфеджио относится к итоговым формам работы в конце каждой к учебной четверти по разделу образовательной   программы «Музыкальная грамота».

Другая часть тренировочных презентаций связана с отдельными темами учебного курса (интервалы, тональности, тритоны, динамика, штрихи, оттенки, темповые обозначения).

Тема и содержание занятия соответствует разделам программы, посвященным развитию гармонического слуха и интонации на втором году обучения.

Основными содержательными блоками занятия являются:

·        Работа над интонированием в ансамблевом пении (одноголосном, двухголосном и трехголосном).

·        Тренинг ритмического двухголосия.

·        Работа над развитием гармонического слуха.

Работа над интонированием и развитием гармонического слуха являются базовыми блоками в содержании образовательной программы по сольфеджио. Они являются актуальными как для исполнительской деятельности  учащихся ДХС (в классах по инструменту и хору), так и для творческой самореализации учащихся  в  творческом музицировании (подбор аккомпанемента, сочинение, пение в ансамбле, чтение с листа).

Совместная работа в ансамблевом пении и  игре на инструментах обогащает опыт детей в коллективной деятельности, развивая навыки коммуникации и продуктивного творческого общения.

 

Результатом занятия является эмоциональное вовлечение детей в процесс коллективного сотворчества, пробуждение их заинтересованности  в создание художественного образа исполняемых песен и интонационно чистого и ритмически точного их воплощения.

Для достижения этого результата определяющими являются установка на эмоциональный контакт с детьми, использование принципов Орф-педагогики и информационно-компьютерных технологий.

Способы мотивации:

·        поощрение;

·        положительная оценка деятельности;

·        свободный выбор заданий и способов деятельности (из вариантов, предложенных педагогом).

Методы обучения:

·        объяснительно-иллюстративный;

·        проблемно-исследовательский;

·        проективно-творческий, креативный.

 

Коммуникативно-дидактические техники:

·        Монолог (информационный, внушающий, эвристический);

·        показ-инструктирование;

·        моделирование, организация самостоятельной деятельности учащихся;

·        диалог, полилог.

Образовательные технологии:

·       опорные сигналы;

·       программированное обучение;

·       коллективная творческая деятельность;

·       тренинговые технологии.

 

Основные приёмы психолого–педагогического воздействия на обучающихся во время занятия:

·        побуждение детей к самоконтролю и самооценке;

·        одобрения, поощрения педагогом успехов обучающихся с целью стимуляции их интереса к занятиям;

·          организация соревнований на занятии между отдельными группами детей, как игровой момент, повышающий интерес к занятиям;

·       творческие задания, стимулирующие мыслительную деятельность детей.

В ходе занятияу обучающихся формируются следующие компетенции:

Познавательные: продуктивное и репродуктивное познание.

Ценностно – смысловые:  ценности культуры (музыки, народного творчества, совместного музицирования).

Коммуникативные: способность организовать своё поведение адекватно задачам общения.

Социальная компетентность: способность действовать с учётом позиций других людей, сотрудничество.

Компетенции деятельности: обучение, закрепление, творческая деятельность.



 

 


Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн