МБОУ «Цнинская СОШ№2»
филиал в д. Красненькая
План конспект урока математики в рамках проекта «Модель системы социально-педагогической деятельности в сельском социуме»
Урок математики . 6 класс.
Элементы школьных экологических проблем
Учитель Корчагина Р.В.
Цели:
- математика:научить применять знания на практике и действовать в нестандартной ситуации.
- экология:видение и понимание экологических проблем местности, и нахождение путей решения этих проблем.
Задачи:
обучения:
- повторить все действия с натуральными числами и дробями, единицы измерения площади и массы;
- применить знания при решении задач экологического содержания;
- познакомить учащихся с экологическими проблемами местности.
развития:
- продолжить формирование навыков работы с компьютером, умения анализировать, размышлять, делать выводы;
- развить умение ориентироваться в нестандартной ситуации.
воспитания:
- воспитывать новое экологическое мышление, экологическую культуру, прививать любовь к малой Родине.
Тип урока:урок повторения.
Метод обучения:
- беседа,
- рассказ (словесный),
- решение задач (практический),
- проблемный метод,
- исследовательский метод.
Форма обучения:
- фронтальная работа;
- групповая;
- индивидуальная (самостоятельная) работа.
Средства обучения: локальная сеть + программа Microsoft Office Power Point + Интернет
Структура урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
Мы сегодня собрались для того, чтобы расширить круг своих знаний и посмотреть на учебные предметы с иной точки зрения, чтобы пообщаться друг с другом.
Вам известно, что нет ничего краше и привлекательнее нашего леса! Леса – это величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты, “Леса учат человека понимать прекрасное” – эти замечательные слова принадлежат Антону Павловичу Чехову. И действительно, именно в лесах с необычайной силой и выразительностью представлены могущество и величественная красота природы
Но лес – это не только украшение земли. Это ценнейшее сокровище нашей природы. Лес необходим для строительства сел и городов, фабрик и заводов, гидроэлектростанций. Производство бумаги и кинопленки, искусственного волокна и мебели, музыкальных инструментов и спортивного инвентаря не может обойтись без древесины. Древесина служит сырьем для получения массы ценных химических продуктов: спирта, кислот, канифоли. Высококачественный русский лес охотно покупают многие страны. Сегодня мы остановимся на производстве бумаги. Проведем маленькое исследование и сделаем вычисления к следующей задаче.
Задача 1.
Вычислить, сколько нужно вырубить леса для того, чтобы издать один учебник “Математика” авт. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, М: “Мнемозина”, 2010, и сколько, чтобы издать тираж учебника?
Этапы работы над задачей:
1. Вычислить площадь одной страницы учебника (измерить на уроке)
2. Умножить результат на количество страниц в учебнике (посмотреть количество страниц)
3. Умножить на тираж учебника (посмотреть тираж)
3. Выразить результат в квадратных метрах.
4. Найти в Интернете на сайте Российского экологического центра http://www.rusecocentre.ru в разделе “Новости” (стр. 2) какую площадь лесных угодий вырубают, чтобы получить 1000 м2 бумаги (ответ: на 1000 м2 требуется га леса)
5. Сколько вырубили леса, чтобы создать тираж учебника?
Решение.
Размеры одной страницы учебника 14см на 21 см, т.е. площадь равна
В учебнике 284страницы или 142 листа, значит площадь всех страниц учебника . На 1000 м2 нужно вырубить деревьев, т.е. в 2,5 раза больше. Значит на производство одного учебника требуется 10 м2 4370 см2
На весь тираж в 50 000 экземпляров требуется леса
Какой вывод для себя вы сделали, решая эту задачу? (прежде чем портить учебник, подумай, сколько погибнет деревьев для издательства нового)
Группа учеников проводила мини-исследование такого плана: они прошлись после уроков по школе и собрали весь бумажный мусор, взвесили его и получили результат, что за день школьники выбрасывают 548г бумаги. Продолжим их исследование.
Задача 2
- Сколько в нашей школе остается бумаги на столах за день после уроков? Сколько за 210 учебных дней?
- Сколько всего школ в нашем районе? (46)
- Сколько детей в этих школах? (7812чел)
- Сколько бумаги приходится в день на одного ученика?
- Прикинуть сколько может быть оставлено бумаги в школах района?
- Узнать на сайте Энциклопедии кругосвет http://www.krugosvet.ru (Бумага и прочие писчие материалы. Производство, стр.3)сколько бумаги производится в нашей стране (около 6000 тонн)
- Посчитать какая часть будет потрачена впустую.
Решение.
На столах после уроков остается 384 г бумаги, в нашей школе 128 учеников. Значит, на одного ученика приходится 384 : 128 = 3 г бумаги.
Зная, что в районе 7812 учеников, посчитаем сколько бумаги выбросят в мусор за один день по всем школам 78123=23 кг 436г
В учебном году 210 учебных дней, за это время потратят
23436210=4т 921кг 560г
В нашей стране за год производится 6000 т.
6000т – 4т921кг 560г =5995т 820кг 440г. бумаги потрачено с пользой.
Сообщение ученика: Леса стоят на страже нашего здоровья. Они поглощают из атмосферы вредные для жизни человека газы, задерживают пыль на поверхности листьев. А вспомните, как легко дышится в знойный летний день в лесу. Гулять в лесу полезно для здоровья. Часовая прогулка среди сосен даст заряд бодрости, укрепит иммунитет и повысит работоспособность даже совершенно здоровых людей. Деревья обогащают атмосферу кислородом и выделяют ароматные смолистые вещества, которые губительно действуют на болезнетворные микробы.
Учитель:
Деревья не только поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Они “работают” как фильтры, очищая воздух от сажи и пыли.
Еще одна группа учеников в качестве домашнего задания должна была ответить на такие вопросы:
1. Какова площадь школьного участка?
2. Какую площадь занимают деревья?
3. Сколько детей обучается в школе?
Продолжим их исследование. Ответим на следующий вопрос.
4. Сколько квадратных метров зеленых насаждений приходится на одного ученика?
Решение.
Общая площадь участка 150 ар (соток) = 15000м2. Деревьями и кустарниками засажено 50 ар = 5000 м2. В нашей школе обучается 128 человек, значит, на одного ученика приходится 5000 : 128 примерно 39 м2 насаждений.
(показ презентации в виде слайд-шоу):
Испокон веков лес был и остается верным другом и защитником человека. Ведь лес и кормит, и лечит, и одевает, и согревает людей. Лекарственные растения, ягоды, грибы, плоды дарит лес людям, а взамен требует только одного – бережного обращения с ним. Во многих странах приняты законы об охране природы, в том числе и растений, создаются охраняемые природные территории: заповедники, заказники и национальные парки. Составлены специальные списки охраняемых видов животных и растений, так называемые Красные книги. Сберечь и сохранить растительный мир Земли для потомков – важнейшая задача человечества. Любить лес, охранять его – это долг каждого российского человека
Итог урока: Итак, мы считаем, что сегодняшний урок стал поучительным и полезным. Выставление оценок за работу на уроке и за выполнение творческих заданий.
Домашнее задание:
Математика: составить задачу экологического содержания, используя материал СМИ, средства Интернет
Приложение.
|