Музыкальное приветствие: песня А. Калныньша, слова В. Пурвса « Музыка».( Приложение 1.)
II. Ребята, на предыдущих уроках, размышляя о том, каким бывает музыкальное содержание, мы познакомились с понятием «программная музыка». Для большего усвоения этого понятия я предлагаю выполнить тест №1 и №2. Кто выполнит тест №1 - получит оценку «4», а кто тест №2 - получает оценку «5» (учащиеся сами выбирают уровень теста). ( Приложение 2.)
№1
1. Программная музыка - музыка, в основе художественного замысла которой лежит (нужное подчеркнуть): а) литературное произведение;
б) произведение, не имеющее конкретного названия;
в) произведение изобразительного искусства;
г) программа по информатике.
2. Какие композиторы обращались к теме « Времена года» ( нужное подчеркнуть):
а) Н.А. Римский-Корсаков;
б) А. Вивальди;
в) П.И. Чайковский;
г) В. А. Моцарт.
3. Какому месяцу соответствует название пьесы из цикла « Времена года» (соединить стрелками):
Ноябрь «Масленица»
Февраль «На тройке»
Декабрь «Святки»
Март «Песня жаворонка»
4. Какое из перечисленных названий частей не относится к симфонической сюите «Шехеразада» Н.А. Римского-Корсакова (подчеркнуть):
а) Море и корабль Синдбада;
б) Царевич и царевна;
в) Сирены;
г) Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу.
5. Какое из перечисленных ниже произведений вы сейчас услышите?
а )Н.Римский-Корсаков симфоническая сюита «Шехеразада» Iчасть;
б )П.Чайковский «Ноябрь. На тройке»;
в) В.Моцарт Симфония №40 Iчасть;
г) П.Чайковский «Июнь. Баркарола».
№2
1. В каком году Н. Римский-Корсаков написал симфоническую сюиту «Шехеразада»?
а) 1860
б) 1902;
в) 1888;
г) 1900.
2. Музыка, в основе художественного замысла которой лежит какое-либо литературное произведение или произведение изобразительного искусства называется:
а) полифоническая музыка;
б) симфоническая музыка;
в) программная музыка;
г) вокальная музыка.
3. Кто из композиторов написал фортепианный цикл «Времена года»?
а) И. Бах
б) Э. Григ;
в) А. Бородин;
г) П. Чайковский.
4. Как называется IIIчасть симфонической сюиты «Шехеразада»?
а) Море и корабль Синдбада;
б) Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу;
в) Фантастический рассказ Календера-царевича;
г) Царевич и царевна.
5. У какого инструмента звучит мелодия темы Шехеразады?
а) флейта;
б) скрипка;
в) виолончель;
г) труба.
6. Чьи стихи использовал П. Чайковский в эпиграфе к пьесе « На тройке»?
а) А. Пушкин;
б) Н. Некрасов;
в) А.Толстой;
г) М. Лермонтов.
7. Кто является композитором «Лунной сонаты»?
а) Р. Вагнер;
б) К. Дебюсси;
в) Чайковский;
г) Л. Бетховен.
8. Какое из перечисленных ниже произведений вы сейчас услышите?
а) Н. Римский-Корсаков симфоническая сюита « Шехеразада» 1 часть;
б) П. Чайковский «Ноябрь. На тройке»;
в) В. Моцарт Симфония №40 Iчасть;
г) П. Чайковский «Июнь. Баркарола».
Учитель собирает выполненные работы, а затем с учащимися проговаривает ответы на тест.
Итак, для того, чтобы музыкальное содержание было нам более понятно, композиторы пользуются программностью. Но всегда ли это так?
Тема нашего урока: «Когда музыка не нуждается в словах».
Цель урока: нам предстоит узнать, что содержание музыкального произведения можно понять и без помощи программы.
III.Есть великое множество музыкальных произведений, никакой программы не содержащих (симфонии, концерты, сочинения для камерных ансамблей, инструментальные пьесы, сонаты, прелюдии и т.д.) Но, несмотря на отсутствие литературной программы, такие сочинения имеют не менее богатое музыкальное содержание, чем произведения программной музыки.
Сегодня мы познакомимся с музыкой А. Скрябина (1872 - 1915). ( Приложение 3.) Как истинный сын XIX века Скрябин понимал неустроенность и неправидность русского общества. Понимал он и неизбежность социальных катастроф, ждал бури. Поэтому в своей музыке он выразил тревожный, напряжённый пульс своего времени, когда русское общество прибывало в томительных ожиданиях грядущих перемен. Сразу после революции в 1918 году имя Скрябина было включено Советом Народных Комиссаров за подписью В.И. Ленина в список «великих деятелей», которым должны быть сооружены памятники.
Сегодня мы послушаем известный всему миру « Этюд №12» ре диез минор.
-Можем ли мы по названию произведения определить музыкальное содержание?
-А что же такое «этюд»?
Etud– франц - изучение (работаем в тетрадях). Этюд развивает технику музыканта. Этюды существуют для всех музыкальных инструментов. Этюды, которые можно исполнять на эстраде, как художественные настоящие произведения, называются концертными. Их писали Шопен, Лист, Рахманинов и, конечно же, Скрябин.
Иногда «Этюд №12» называют патетическим, однако это не признак программности: это лишь указывает на присущий произведению приподнятый тон звучания. Его Скрябин исполнял особенно часто и в кругу друзей, и на концертах. Этюд вошёл в репертуар многих пианистов мира. В музыке его, словно набат, звучит призыв к свободе.
Слушаем: Этюд №12 А.Скрябина (перед прослушиванием учитель раздаёт вопросы учащимся).
Музыкально-теоретический анализ.( приложение 4.)
- Какой образ возникает в вашем сознании?
- Что вы можете сказать о мелодии произведения? (мелодические взлёты)
- Из каких интонаций складывается мелодия? Попробуйте нарисовать мелодическую линию этюда (пластическое интонирование).
- Что напоминает взволнованный аккомпанемент?
- Какова динамика (тихо, громко, очень громко)?
- Какой лад (мажор или минор)?
- Как развивается образ (плавно или с резкими контрастами, или нарастающе)?
- Что Скрябин хотел сказать своей музыкой? (воплощение воли, мужественности, порывистости, страстности).
Вывод.Именно средства музыкальной выразительности и передают содержание пьесы, воплощающее волю, мужественность, порывистость, страстность.
- Какие чувства вы испытали, слушая произведение?
- Какие события из вашей жизни напоминает эта музыка?
- Какие воспоминания и надежды она пробуждает?
- Что бы вам хотелось сделать после прослушивания этого этюда?
- А можно ли совершить плохой поступок после прослушанной музыки?
Вывод.Оказывается, музыка не всегда нуждается в словах. Человек способен воспринимать музыку и без дополнительных объяснений.
Современники А.Н. Скрябина называли его этюд «Буревестником».
- Кто такой буревестник?
- Попробуйте сопоставить настроение музыки этюда Скрябина с бунтарским настроением «Песни о Буревестнике» М. Горького.
Читаю « Песнь о Буревестнике». ( Приложение5.)
- Созвучны ли эти произведения?
Сейчас я попрошу исполнить песню Ю. Шевчука «Осень» (по рядам каждый по куплету), спеть в характере (предварительно: упражнения на дыхание, звуковедение, дикцию) .( Приложение 6.)
- Обратите внимание на репродукцию картины А.А. Рылова «В голубом просторе» ( Приложение 7.)
- Соответствует ли картина настроению музыки Скрябина и песни «Осень» Ю. Шевчука?
- Какие чувства вызывает у вас эта картина?
Повторное слушание «Этюда №12» А. Скрябина (во время слушания рисуем цветовую гамму).
У Скрябина был особый дар видеть тональности в цвете. Посмотрим ваши работы.
IV. Итог урока.
- С каким произведением Скрябина мы познакомились?
- Этот этюд относится к программной или не программной музыке?
- А как вы думаете, этюд Скрябина - это этюд-упражнение или концертный этюд? Почему?
- Что нам помогло разобраться в музыкальном содержании произведения?
- Понравился ли он вам?
Разговор о музыке А. Скрябина мы закончим словами самого композитора из его дневника: «Я так счастлив, что если б я мог одну крупицу моего счастья сообщить целому миру, то жизнь показалась бы людям прекрасной. Я жить хочу! Я хочу нового , неизведанного.
Я хочу творить. Я хочу свободно творить. Я хочу сознательно творить. Жизнь - деятельность, стремление, борьба».
И ещё одно: «Силён и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его».
V. Оценивание учащихся.
Критерии оценки:
- Насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлеченность ею, любовь к ней;
- Умеют ли размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять образное содержание;
- Умеют ли применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий;
- Каков уровень исполнительской культуры, насколько развита способность творчески, ярко и эмоционально передавать в пении, игре на музыкальных инструментах, в музыкально - ритмических движениях содержание и характер исполняемых произведений.
VI. Д/з: подготовиться к музыкальной викторине по прослушанным за четверть произведениям.
VII. Наш урок подходит к завершению, но мы с вами скоро встретимся. Так звучат слова в песне Ю. Визбора «Милая моя».
Завершением урока послужит коллективное исполнение песни « Милая моя» Ю. Визбора. ( Приложение 8.)
Приложения:
1. Тест №1 и №2.
2. Слова песен: А.Калныньш « Музыка» , Ю. Шевчук « Осень» , Ю. Визбор «Милая моя».
3. ТекстМ. Горький « Песнь о Буревестнике».
4. Портреткомпозитора - А. Скрябина.
5. Репродукция картиныА. Рылова « В голубом просторе».
6. Словарик терминов по Ражникову.
7. Таблицы: « Музыкальныетемпы» и « Говорим о музыке».