Автор:
Аболмасова Марина Александровна
Место работы:
Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №153 г. Челябинск
Новые стандарты и принцип психолого – педагогической комфортности
Новые стандарты и принцип психолого - педагогической комфортности
Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова дает следующее определение комфортности:
«Комфортность - это условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют». Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они ведут себя как "дома". Учитель так организовывает учебный процесс, что ребенок знает и понимает, зачем он пришел в школу, что он делает на уроке. Ученик не боится ошибаться, не огорчается неудачам, а вместе с учителем ищет причины своих трудностей и обязательно преодолевает затруднение.
С психологической точки зрения успех – это переживание, состояние радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их.
На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Важно подчеркнуть, что в педагогическом смысле это результат продуманной, подготовленной стратегии. Тактики учителя, семьи.
Известно, что источником психологической комфортности является положительное эмоциональное состояние, как ученика, так и учителя. Вы прекрасно чувствуете, как зависит ход урока от нашего с вами самочувствия, настроения. Наши ученики очень тонко чувствуют внутреннее состояние учителя. Если у нас все ладится, мы уверенны в себе, знаем и понимаем, чему и как должны научить детей, тогда и они с радостью идут в школу, у них на уроке горят глаза, и они готовы шагать вперед, преодолевать трудности и не искать «виноватых» в неудачах. Педагоги, как правило, люди чувствительные, эмоциональные. Поэтому психологическая комфортность необходима каждому учителю для того, чтобы он мог обеспечить психологическую комфортность своим ученикам.
Создание психолого – педагогического комфорта предусматривают стандарты нового поколения, на которые мы перешли в этом году. Они направлены на «обеспечение перехода от простой передачи знаний к раскрытию возможностей обучающихся, к подготовке их к жизни в современных условиях на основе включения в процесс социализации, придание образовательному процессу воспитательной функции».
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. В связи с этим, требования к результатам обучения в нем сформулированы в первую очередь, в форме личностных, затем, метапредметных и предметных результатов.
Реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя, а также использование «других», адекватных новым требованиям технологий, форм и методов обучения. Учитель теперь – не только транслятор знаний, но организатор развития ученика, его помощник в раскрытии своего личностного потенциала. Он идёт рядом с учеником, создавая условия для формирования у него умения учиться, способности и готовности изменять себя к лучшему, для развития тех универсальных умений, которые помогут ему реализовать себя как личность и стать успешным в жизни.
Поэтому первое, что нам необходимо сейчас, это приобрести свой собственный опыт деятельностного обучения и знать, как по – новому организовать образовательный процесс.
Мы направляем учебные действия детей, помогаем, а не мешаем им при выходе из затруднения, при решении своей учебной проблемы. Мы управляем работой детей в парах и группах, не подавляя их инициативы и не мешая им договариваться, вырабатывая собственную версию ответа.
Принцип психолого – педагогической комфортности нацеливает нас создавать среду, где обязательно обеспечивается ситуация успеха для каждого ребенка, когда он прикладывает усилия для движения вперед, и он постоянно ощущает эмоциональную поддержку, веру в его силы.
Я думаю, что кто посетил в этом году уроки в 1 – х классах это увидели.
Каждое утро в своем 1 классе мы с ребятами начинаем так: беремся за руки и говорим слова: «Мы вместе, значит, у нас все получится! Удачи!»
Сейчас я хочу поделиться с вами правилами психологического комфорта на уроке
- Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком ребёнка видеть только отрицательные мотивы.
- Дети склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.
- Детей можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
- Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована).
- Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.
(раздаю Правила и Памятку для учителя)
А своё выступление хочу закончить словами Джона Дьюи
Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы крадем у наших детей завтра…
Спасибо за внимание!
Золотые правила психологического комфорта на уроке
- Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.
- Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.
- Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
- Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована).
- Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.
Памятка учителю
– Уважай детей! Защити их любовью и правдой.
– Не навреди! Ищи в детях хорошее.
– Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.
– Не приписывай успех себе, а вину ученику.
– Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.
– На уроке создавай ситуацию успеха.
– Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.
– Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.
– Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.
– Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.
– Оценивай поступок, а не личность.
|