Официальный сайт медиатэк 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Балашова Л.В. Интегрированный интерактивный комплекс как средство реализации ФГОС начального общего образования

Автор: 
Балашова Людмила Владимировна
Место работы: 
старший преподаватель центра информатизации и дистанционного обучения (ЦИДО) Калмыцкого РИПКРО

Интегрированный интерактивный комплекс как средство реализации ФГОС начального общего образования

 

С 1 января 2010 года в соответствии с приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России от 22 декабря 2009 года №15785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» введён в действие новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), отражающий социальный заказ и учитывающий потребности развивающегося информационного общества. ФГОС НОО обозначает объективную необходимость подготовки учащихся начальной школы к жизни и деятельности в условиях информационного общества, подчеркивает важность процесса информатизации в отечественной системе образования.

Информатизация начального образования - это сложный динамичный процесс, главной задачей которого является повышение эффективности процесса обучения младших школьников на основе использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) при соблюдении возрастных и психолого-педагогических особенностей детей. В «Примерной основной образовательной программе начального общего образования» эффективное использование ИКТ определяется как ведущий инструментарий формирования у обучающихся универсальных учебных действий. Среда образовательного учреждения должна быть насыщена средствами, побуждающими ребёнка к деятельности и позволяющими решать образовательные задачи. Поэтому, наряду с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы и её структуре, ФГОС НОО выделяет требование «к условиям реализации основной образовательной програм­мы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим», предусматривает создание информационной образовательной среды (ИОС).

Компетентное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует: активизации познавательной деятельности; повышению качественной успеваемости школьников; достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе; развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения; снижению дидактических затруднений у учащихся; повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно - коммуникационной компетенции; приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

В целях обеспечения готовности образовательных учреждений Республики Калмыкии к реализации ФГОС НОО осенью 2011 года начались поставки оборудования для учителей, работающих по новым образовательным стандартам. Интегрированный интерактивный комплекс (АРМ) учителя начальной школы представляет собой совокупность программно-annаратныx средств, в состав которых входят: ноутбук, проектор, колонки, наушники, многофунциональное устройство (МФУ), средство визуализации объектов MimioVeiw (документ-камера), интерактивная доска Smart board, система голосования Smart Response.

Основным компонентом АРМ учителя является ноутбук. Он обеспечива­ет взаимодействие всех составляющих автоматизированного рабочего места педагога и ученика, предназначен для поиска, обработки, хранения и визуализации информации, результатов образовательной деятельности обучающихся. Ноутбук учителя оснащён вебкамерой - инструментом организации дистанционного обучения. С помощью документ-камеры можно осуществить визуализацию на масштабном экране информации, полученной с нецифровых носителей, в том числе ход проведения натурных экспериментов, а также фиксацию образовательных результатов обучающихся. Многофункциональное устройство обеспечивает вывод и тиражирование информации на бумажных носителях, а также оцифровку графической и текстовой информации посредством сканирования. Использование интерактивных досок Smart board помогает разнообразить занятия, сделать их яркими и увлекательными.  Системы голосований и опросов Smart Response — системы предназначены для тестирования учеников школ и ВУЗов. Фотоаппарат, видеокамера и диктофон - эффективные инструменты для фиксации результатов образовательного процесса, личностных достижений обучающихся, для подготовки групповых и специальных проектов.

Оснащение кабинета начальной школы автоматизированным рабочим местом учителя существенно меняет и способ представления материала, и работу учащегося у доски. Учитель может сопровождать свой рассказ за­ранее подобранными цифровыми картинками или непосредственно обращаться к интернет-источникам, использовать ЭОР. Основные определения и факты, которые нужно запомнить, могут быть выделены на экране и распечата­ны по окончании выступления. Эффективно организуется работа с текстом, который теперь можно редактировать с участием всего класса. Проектор позволяет демонстрировать всем учащимся их работы. Это способствует удержанию высокого уровня мотивации учащихся, что является одним из главных условий успешности обучения.

Но наличие современного оборудования, предоставляющего учителю и обучающимся новые образовательные возможности, не гарантирует дос­тижения требований стандарта второго поколения, если:

  • у педагогов низкая мотивация на использование ИКТ в повседневной педагогической практике;
  • уровень ИКТ - компетентности педагога недостаточный;
  • в начальной школе не создана эффективная информационно-образова­тельная среда.

На наш взгляд, решение этих проблем возможно только в комплексе: учитель, обладающий высоким уровнем ИКТ - компетентности, не испытывает сложностей в работе с новым оборудованием; развитая ИОС школы позволяет сократить время для подготовки к занятиям: обеспечивает автоматизацию обработки результатов мониторинга, взаимосвязь всех участников образовательного процесса, взаимодействие с педагогами других образовательных учреждений. Таким образом, создаются условия для профессио­нального самообразования, педагогического творчества, что повышает мотивацию педагога к использованию новых педагогических технологий и интерактивных средств обучения. Необходима система совместных действий администрации школы, учителей начальных классов и всего педагогического коллектива.

В результате проведения опросов и анкетирования по определению уровня владения учителями ИКТ-технологиями и выявлению потребностей в освоении возможностей АРМ выяснилось, что в основном все учителя начальной школы Республики Калмыкия понимают значимость и перспективность процессов ин­форматизации общества и системы образования и критично оценивают свою ИКТ - компетентность. Возникает потребность в дополнительном обучении. Наиболее конструктивным мы считаем обучение на базе школы: занятия проходят с использованием оборудования, имеющегося в распоряжении школы, создаются предпосылки для кооперации усилий всего педагогического коллектива. ИКТ - инициативные учителя проводят oткpытыe уроки, мастер-­классы, показывая, как наиболее рационально, методически грамотно использовать электронные образовательные ресурсы, средства АРМ, возможности сети Интернет в учебно-воспитательном процессе, обмениваются опытом с коллегами на семинарах, педагогических советах, заседаниях методического объединения учителей начальных классов.

Прошедшие обучение на базе КРИПКРО учителя первых-вторых классов под руководством тьюторов КРИПКРО, кафедры ЦИиДО организовали для своих коллег семинары, целью которых стало изучение возможностей оборудования, составляющего АРМ. На занятия приглашались все учителя начальных классов, независимо от того, имеют ли они в своём распоряжении АРМ. Педагоги учились разрабатывать интерактивные уроки на интерактивной доске Smart board, работать с документ-камерой, создавать учебные видеоролики, а также обсуждали перспективы использования средств АРМ для оптимизации учебно-воспитательного процесса в начальной школе.

Описанный выше подход к организации обучения, направленного на со­вершенствование ИКТ - компетентности учителя, позволяет преодолеть опасение педагогов перед инновациями, связанными с компьютерной техникой, формирует потребность в использовании АРМ для решения проблем повышения эффективности образовательного процесса, стимулирует стремление к самообразованию, то есть создаёт условия для профессионального роста педагогов, что является обязательным требованием новых образовательных стандартов. Ведь только учитель начальных классов, обладающий высоким уровнем ИКТ - компетентности, задействовав при этом арсенал всех учебных предметов, осуществляя междисциплинарную и полифункциональную деятельность, имеет возможность реализовать требования стандарта и использовать ИКТ в качестве инструментария формирования у младших школьников универсальных учебных действий (познавательных, реryлятивных и коммуникативных), предусмотренных ФГОС НОО, обеспечивающих овладение первостепенными компетенциями, составляющих основу умения учиться.

Требования ФГОС указывают на необходимость активной работы с текстом, графикой, видеоизображением и звуком в начальной школе, что предусмотрено в комплектации АРМ. Также на учительском ноутбуке должно быть установлено специальное программное обеспечение, включающее легко осваиваемые программы обработки текста, графики, видео и звука. В наших образовательных учреждениях используется наряду с лицензионным пакетом MicrosoftOffice свободно распространяемое программное обеспечение и сервисы сети Интернет, что обеспечивается наличием высокоскоростного доступа к сети Интернет. Учителя и младшие школьники работают в сети Интернет, решая учебные задачи, связанные с поиском и отбором информации. Так, с помощью сервисов Google мы организуем сбор информации, совместную обработку результатов мониторинга, хранение общей копилки методических наработок.

Совместными усилиями учителей начальных классов и школы приобре­таются программы-тренажёры, учебные видеофильмы и аудиозаписи, электронные энциклопедии, сопровождающие процесс обучения. Активно за­действуются коллекции электронных образовательных ресурсов сети Интернет: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), библиотека портала Nachalka.com (http:// www.nachalka.com/)  и Сеть творческих учителей- http://www.it-n.ru/, сеть творческой группы «Начальная школа» на портале Методисты.ru (http://metodisty.ru/m/groups/files/nachalnava_shkola), ресурсы Учительского портала (http://www.uchportal.ru/).

Используя средства интегрированного интерактивного комплекса, учителя пополняют общую копилку методических материалов собственными разработками (конспекты уроков и внеклассных занятий с ис­пользованием инструментов АРМ, методическое рекомендации по сопровождению проектной деятельности обучающихся, рабочие программы по предметам и т.д.), а также учебнометодическими ресурсами, найденными в сети Интернет.

Информационное наполнение АРМ позволяет создать условия для более качественного и глубокого усвоения учащимися основных вопросов программы, обеспечить развитие учебно-практической деятельности, формирование универсальных учебных действий.

Таким образом, интегрированный интерактивный комплекс учителя начальных классов позволяет добиться наилучшего использования информационного пространства школы в образовательном процессе, организовать работу по введению современных технологий в процесс обучения и внеурочную деятельность, в целом - оптимизировать образовательную среду и создать условия для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов изучения образовательных программ начального общего образования, что обеспечивает приобретение  учащимися адекватного современным запросам школьного образования.

 

Литература

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвеще­ние, 2010. -31 с.
  • Примерная основная образовательная программа образовательного учрежде­ния // Начальная щкола [Текст] / Сост. Е.С. Савинов. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.-204с.
  • Формирование ИКТ-компетентности младщих щкольников: пособие для учи­телей общеобразовiП. учреждений / [Е.И. Булин-Соколова, Т.А. Рудченко, А.Л. Семёнов, Е.Н. Хохлова]. - М.: Просвещение, 2012. - 128 с. - (Работаем по новым стандартам).
  • Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловекая. -М.: Просвещение, 2011. -190 с. -(Работаем по новым стан­дартам ).
  • Зайцева с.А. Состояние и перспекrивы развития ИКТ -компетентности учителя начальных классов // Ярославский педагогический вестник. - 20 11. - N!! 2. - С. 109­112.
  • Камаева Т.В. Автоматизированное рабочее место учителя начальных классов: возможности, проблемы, перспективы в свете реализации ФГОС НОО // Образование в Астраханской области, 2012. -92с.

 

 

 

 

 

 


Поиск

Loading
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн