Автор:
Якушина Екатерина Викторовна
Место работы:
К.п.н, старший научный сотрудник лаборатории медиаобразования ИСМО РАО http://mediaeducation.ru/ Проректор по информационной политике и развитию Академии инновационного образования и развития http://acinedu.com/
Формирование коммуникативных УУД с помощью сетевых сервисов. Приложение Диск Google
Согласно образовательным стандартам второго поколения, основная цель современного образования – обеспечение развития и саморазвития личности каждого ученика в единстве его духовных, нравственных и интеллектуальных составляющих. Она может быть реализована через формирование у учащихся, прежде всего, универсальных учебных действий, направленных на личностное и познавательное развитие учащихся, а именно личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.
Мы хотим начать серию статей, посвященных формированию коммуникативных универсальных учебных действий с помощью современных информационно-коммуникационных технологий – сетевых сервисов.
Не секрет, что большинство подростков уже буквально «живут» в Интернете, и это касается не только больших городов, но и отдаленных поселков необъятной России. Согласно Федеральному закону № 436, в настоящее время особенно остро встает проблема использования информации, наносящей вред жизни и здоровью порастающего поколения, а также формирование умений работать с социально-значимой информацией. Как оградить наших детей от негативного влияния сети, показать, что сеть это очень мощный инструмент воздействия, что полезного можно извлечь из работы в ней? На эти вопросы сейчас очень сложно ответить, но мы постараемся найти хотя бы некоторый выход из сложившийся ситуации.
Итак, коммуникативные УУД обеспечивают умения учащихся общаться с другими людьми, проводить опросы, ориентироваться на позиции других людей и отстаивать свою, продуктивно работать как со сверстниками, так и с взрослыми людьми. Умения получать от них информацию, осмысливать и критически оценивать ее, правильно интерпретировать, преобразовывать полученные сведения, совместно работать с информацией и практически применять в жизни, становятся ключевыми медиаобразовательными умениями, без которых не обойтись в современном быстро развивающемся информационном мире.
Коммуникативные УУД тесно связаны с окружающей социальной средой. Основными задачами их формирования в этой связи являются:
- Приобретение учащимися нового социального опыта
- Включение в социальные отношения
- Освоение социальных ролей
- Формирование навыком поведения в социуме
В исследованиях, проведенных ученым-педагогом Володаром Викторовичем Краевским, отмечается, четыре основных структурных элементов содержания, тождественного социальному опыту:
- Опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов
Усвоение знаний об обществе, природе и технике, способах деятельности и мышлении обеспечивает формирование в сознании школьника истинной картины мира, вооружает его правильным методологическим подходом к познавательной, исследовательской и практической деятельности
- Опыт осуществления известных способов деятельности
Данный опыт проявляется в форме умений действовать по образцу. В содержание этого опыта включается система общих интеллектуальных и практических навыков и умений. Она, в свою очередь, является основой конкретных видов деятельности и обеспечивает способность подрастающего поколения к сохранению культуры народа.
- Опыт творческой деятельности
Этот опыт требует самостоятельного применения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных, умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях. Этот вид социального опыта обеспечивает у молодого поколения развитие способностей к дальнейшему развитию культуры
- Опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений
Нормы отношения к окружающему миру, к самому себе и другим людям предполагают не только знание мировоззренческих идей, но и убежденность в их истинности, положительное отношение к ним. Это отношение проявляется в поведении человека, в деятельности практического и интеллектуального характера.
Итак, если мы внимательно вчитаемся в эти четыре элемента, то обратим внимание на то, что ключевым словом тут является «деятельность». Но деятельность бывает разная – самостоятельная, стихийная, а также направленная, образовательная и контролируемая. А почему бы преподавателям не показать положительные моменты «облачных» сервисов, не «привлечь» их на свою сторону и заинтересовать детей, к примеру, сетевыми проектами, в основе которых лежит совместная и созидательная деятельность в сети? И, прежде всего, научить детей думать, оценивать, творить.
Перечислим те сервисы, на которые мы хотели бы обратить внимание, а затем, в следующих статьях, мы подробно познакомимся с каждым из них. Отметим плюсы и минусы и особенности воздействия на детей и подростков, а также перечислим основные виды созидательной и образовательной деятельности, которые можно предложить учителям для совместной работы с детьми.
В настоящее время наибольшее распространение получил комплексный подход к организации, реализации и поддержке веб-ресурсов – Web 2.0 (Веб 2.0). Это термин, обозначающий второе поколение сетевых сервисов, которые позволяют пользователям не только путешествовать по сети, но и совместно работать, а также размещать в сети текстовую и мультимедийную информацию.
Методика проектирования данных систем направлена на все большее увеличение количества пользователей, чем большее количество начитает пользоваться подобными системами, тем полнее становятся их информационная наполняемость. Пи этом вопросы её качества, надёжности, достоверности и объективности не рассматриваются.
Таким образом, термин Web 2.0 обозначает проекты и сервисы, активно развиваемые самими пользователями. К ним можно отнести открытые общественные сервисы, свободные энциклопедии, социальные сети и службы, позволяющие организовывать пользователям совместную деятельность.
Открытые общественные веб-сервисы предоставляют пользователям услуги поиска информации, новостей, файлового хранилища, хранилища аудио и видео файлов, то есть средств как для персональных действий участников, так и для коммуникации между собой с помощью электронной почты, служб коротких сообщений, форумов и блогов. Среди самых популярных на сегодняшний день в нашей стране можно отметить Яндекс, Рамблер, Mail.ru, а также международную систему Google.
Электронные свободно пополняемые энциклопедии отличаются тем, что каждый пользователь имеет возможность создавать записи или редактировать уже имеющиеся. Самые популярные – Международный проект Википедия: (http://ru.wikipedia.org); общероссийский образовательный проект Летописи.ру (http://letopisi.ru), созданные по технологии МедиаВики, который оформлен в виде электронного журнала с различными статьями, которые также можно дополнять и редактировать.
Вот лишь некоторые примеры:
- http://goo.gl/OyjBp Сетевой проект «Дети в Интернете»
- Учебный проект «Системы счисления»
Социальные сети представляют собой программный сервис, площадку для взаимодействия людей в одной группе или в нескольких группах. Социальная сеть может образовываться любым онлайновым сообществом, члены которого участвуют, например, в обсуждениях на форуме, являются авторами и читателями тематического сообщества, созданного на любом сервисе блогов.
К примеру «Записки классной мамы» (http://klassmama.blogspot.ru/) блог учителя русского языка и литературы МОУ СОШ № 14 города Апатиты Мурманской области Плужниковой Анны Евгеньевны, по сути уже является социальной сетью, созданной педагогом и объединяющей множество людей.
Многие профессиональные сообщества превратились в инструмент для поиска людей, рекомендации сотрудников и поиска работы, а также обмена опытом. При помощи инструментов социальной сети каждый ее пользователь может создать свой виртуальный портрет (профайл). В нем предоставляются данные о человеке, опыт работы, увлечения, интересы и цели. Наличие профайла позволяет использовать механизмы поиска единомышленников, коллег, людей, общение с которыми интересно пользователю по научной тематике, исследованиями, хобби, работе или учебе (к примеру, по совместным проектам).
В качестве популярных социальных систем можно привести следующие::
- Мой Круг (http://moikrug.ru)
- Вконтакте (http://vkontakte.ru)
- Одноклассники (http://odnoklassniki.ru)
- Мир тесен (http://mirtesen.ru)
- Facebook (http://www.facebook.com)
- Профессионалы (http://professionali.ru)
Специальные детские социальные сети:
- Класснет (http://www.classnet.ru) - социальная сеть для российских школьников, которая объединяет учащихся разных школ из разных городов, позволяет находить друзей по интересам.
- Webkinz (http://www.webkinz.com/ru_ru/) - глобальная социальная сеть для детей Webkinz которая полностью безопасна и предлагает детям возможности социальной адаптации к взрослой жизни. Имеет русскую версию.
- Бибигоша (http://www.bibigosha.ru) - детский портал ВГТРК (Всероссийской государственной теле- и радио- компании) и Microsoft. Портал создан в рамках стратегического партнерства компаний при активном участии российского разработчика TVX Games.
- Смешарики (http://www.smeshariki.ru) - социальная сеть, созданная по мотивам одноименного анимационного сериала.
- Твиди (http://tvidi.ru) - детская социальная сеть от РБК (чат, игры, онлайн игры).
Социальные сервисы, позволяющие организовывать совместную работу с различными типами документов, так называемы «облачные сервисы», ориентированы, прежде всего, на рядового пользователя, не обладающего какими-либо специализированными навыками, и предоставляют таковому возможность пользоваться качественным лицензионным программным обеспечением совершенно бесплатно, используя при этом вычислительные возможности сервера.
Основная концепция «облачных» технологий заключается в том, что информация хранится и обрабатывается средствами веб-сервера, а результат предоставляется пользователю посредством веб-браузера. При помощи элементов управления веб-страницей «облачного» сервиса пользователь может вводить и редактировать данные, а также сохранять конечный результат на свой компьютер.
Перечислим основные «облачных» сервисов:
- создание и редактирование текстовых документов по аналогии с Microsoft Word);
- создание и работа с математическими таблицами, вычисления по аналогии с Microsoft Excel);
- создание и демонстрация презентаций (по аналогии с Microsoft Power Point);
- создание простых (векторных) изображений;
- редактирование графических файлов (фотографий);
- использование дискового пространства провайдера для хранения данных;
- работа с электронной почтой;
- организация и проведение совместной работы с текстовыми, табличными документами, планировщиками, другими корпоративными задачами
Наиболее популярными представителями «облачных» сервисов являются:
- Google Drive от поисковой системы Google;
- Office Web Apps от корпорации Microsoft;
- iCloud от корпорации Apple;
- Dropbox от одноименной компании;
- Amazon Cloud Drive от компании Amazon;
- Pixlr от компании Autodesk.
В контексте нашей статьи данные приложения интересны нам как мощные средства для организации взаимодействия удаленных участников в рамках работы над одним проектом в целях формирования коммуникативный УУД.
Сегодня совсем не обязательно собирать участников одного проекта, в том числе и образовательного в одном помещении и обеспечивать их компьютерной техникой, специальным программным обеспечением и доступом к сети. В настоящее время Интернета нет только у ленивых, да и компьютеры есть практически в каждом доме и каждой школе, не исключая удаленные сельские школы. В этих условиях особенно важно правильно организовать работу виртуального сообщества, наладить оперативное и удобное взаимодействие между участниками проекта, обмен информацией, распределение задач, отслеживание выполнения работ, формирование конечного результата и так далее.
Несмотря на то, что для выполнения данных задач в сети сейчас существует довольно много приложений, мы остановимся на услугах, предоставляемых информационно-поисковой системой Google, в частности на популярном сервисе Google Drive (Диск Google) https://drive.google.com/
Приложение Диск Google – это бесплатный пакет офисных программ, расположенный в сети Интернет. Он предназначен для использования на персональном компьютере и позволяет хранить файлы на сервере (5 Гб дискового пространства), синхронизировать файлы между компьютером и сетевым хранилищем, создавайте документы Google и пользоваться другими функциями. Также можно использовать мобильное приложение Диск Google.
Использование данного приложения позволяет продолжить работу с нужным документом с любого компьютера, имеющего удаленный доступ, а также обеспечивает совместную работу с одним документом для нескольких пользователей одновременно.
Создание аккаунта в Google
Для того чтобы получить доступ ко всем услугам, предоставляемых Google, следует получить аккаунт - зарегистрироваться на главной веб-странице поисковой системы (http://www.google.ru).
Рис.1 Создание аккаунта в Google
После окончания регистрации необходимо войти на сайт Google с помощью кнопки Войти в верхней части веб-страницы.
Рис.2 Выход на сервисы Google
Для знакомства с сервисами, которые предоставляет Google, необходимо:
- выбрать вкладку Ещё.
- щёлкнить функцию Все сервисы - весь спектр услуг, предоставляемых Google.
Все сервисы (почта, календарь, новости, фотографии, блоги, интерактивные карты и др.) объединены единым интерфейсом и доступны через ссылки как с главной страницы, так и с любой страницы всех дочерних служб.
Для входа в приложение Диск Google необходимо:
- выбрать раздел Для дома и офиса и щёлкнуть по ссылке Документы
Рис.3. Сервисы Google для дома и офиса
Возможно, после того как откроется заглавная страница Диск Google, весь интерфейс будет на английском языке. Выбрать русский язык очень просто:
- открыть выпадающий список функций, щёлкнув на маленькую стрелочку возле пиктограммы настройки (колёсика) и в выпадающем меню выберать функцию Settings (Настройки).
Рис.4. Настройки Google
- в выпадающем списке Language (Язык) выбрать Русский.
- щёлкнуть Save (Сохранить)
Для того чтобы создать документ, необходимо щёлкнуть кнопку Создать и выбрать Документ
Рис.5. Создание документов Google
Интерфейс Диск Google
Интерфейс (меню, панели инструментов Диск Google) является интуитивно понятным, он построен по аналогии со многими распространёнными текстовыми редакторами, в которых умеют работать даже начинающие пользователи, поэтому нет смысла знакомить подробно со всем инструментами, все кнопки на панели инструментов практически идентичны кнопками в привычном нам MS Office и OpenOffice.
Рис.6. Панель инструментов, меню и рабочее поле Диск Google
Онлайн-офис Диск Google имеет также встроенные функции проверки орфографии и автоматического перевода документа.
Проверка орфографии активирована по умолчанию и способ работы с ней аналогичен работе с данной функцией в MS Office. Для запуска функции автоматического перевода документа необходимо сделать следующее:
- выбрать команду меню Инструменты - Перевести документ
- в диалоговом окне Перевод документа следует ввести название переведенного документа, а также выбрать направление перевода.
Естественно, качество перевода, впрочем как и у всех автоматических переводчиков, не высокое, он направлен на общее понимание текста, поэтому для более качественного перевода необходимо либо учить язык, либо обратиться к профессионалу.
Что касается сохранения файла, то в данном случае любая информация автоматически сохраняется в виде мгновенной копии. Всегда можно вернуть редактируемый документ к одному из первоначальных состояний с помощью привычной нам кнопки меню, а также посмотреть историю своих действий, выбрав команду меню Файл - Просмотреть историю изменений.
Для того чтобы импортировать документ на свой жесткий диск, необходимо выбрать команду Файл – Скачать как, и выбрать необходимый формат.
Рис.7. Импорт документов Google
Точно также можно работать с табличными документами и презентацией, интерфейс этих приложений очень схож с интерфейсом привычных нам программ.
С помощью табличного редактора Диск Google можно создавать и редактировать таблицы, предоставлять к ним совместный доступ. Это очень полезно особенно при проведении различного рода экспертиз образовательных оценки конкурсных материалов, над которым обычно работает экспертная комиссия, зачастую состоящая и из преподавателей и учащихся, а иногда и родителей.
Вот список некоторых возможностей этого сервиса:
- импорт и преобразование данных в форматах XLS, CSV, TXT и ODS;
- экспорт файлов в форматах XLS, CSV, TXT, ODS, PDF и HTML;
- форматирование и изменение формул для вычисления результатов и представления данных в нужном виде;
- совместная работа и общение в чате с другими пользователями, редактирующими таблицу;
- создание диаграмм и гаджетов;
- встраивание таблиц и отдельных листов в блог или на веб-сайт.
Любой образовательный проект, конкурс или конференция в настоящее время не обходится без четкого и краткого иллюстративного материала, сопровождающего доклад - презентации. Также презентации можно использовать в качестве материала к проведения занятию, лекции. Для их подготовки существует специальный продукт Google. Вот некоторые из его возможностей:
- общий доступ к презентациям и их редактирование совместно с друзьями и коллегами;
- импорт и преобразование презентаций в форматах PPT и PPS;
- загрузка презентаций в виде файлов в форматах PDF, PPT и TXT;
- вставка изображений и видео, форматирование слайдов;
- публикация и встраивание презентаций в веб-сайты для предоставления доступа к ним большому количеству пользователей.
В качестве полезного обучающего ролика по данной теме, приведем «Создание школьного проекта в Google Диск» (http://www.youtube.com/watch?v=r-TZpA1cpts). Этот ролик выложен на бесплатном видео-сервисе Youtube .
Совместная работа в Диск Google
Одно из преимуществ Диск Google является возможность совместной работы над документом несколькими пользователями, при этом доступ к файлу может осуществляться с любого компьютера, имеющего выход в сеть интернет.
Пользователь Диск Google в зависимости от своей роли может являться либо владельцем документа, либо участником совместной работы.
Владелец файла также имеет возможность предоставлять отдельным пользователям право просмотра документа (с включенными или отключенными функциями комментирования).
В верхней строке указываются пользователи, имеющие личный доступ к документу, ниже обозначен владелец документа.
Внизу окна есть строка для добавления других пользователей, которым будет предоставлено права просмотра или совместной работы над документом.
Настройки совместного доступа
Для предоставления общего или избирательного доступа к редактируемому файлу, необходимо:
- щёлкнуть кнопку Настройка доступа, расположенную в правом верхнем углу веб-интерфейса программы.
- в открывшемся диалоговом окне Настройки совместного доступа настроить права доступа к редактируемому документу, выбрав один, из предложенных вариантов:
- Общедоступно в Интернете - любой, нашедший ваш документ через поисковую систему
- Пользователи, у которых есть ссылка - просмотреть документ, файл или папку смогут только пользователи, которые знают их точный URL-адрес.
- Всем, кому дано разрешение - просмотреть документ смогут вошедшие в службу пользователи (имеющие аккаунт Google) и получившие разрешение
- Щелкните кнопку Сохранить
Рис.8. Совместная работа в Диск Google
Параметры доступности
Предусмотрено несколько уровней доступа к вашим файлам, папкам и документам Google.
Во-первых, все создаваемые, синхронизируемые и загружаемые на Google Диск элементы изначально имеют уровень доступа Личный, то есть предоставленный только автору и он является его владельцем.
Соавторы могут иметь один из трех уровней доступа:
- Читатель (только просмотр)
- Комментатор (можно читать и оставлять комментарии к документам и презентациям Google)
- Редактор (все возможности, кроме удаления файла).
Кому бы ни был предоставлен доступ к информации, автор всегда будет полностью контролировать процесс работы с его информацией, будет видеть, кто и как может использовать его документы, файлы и папки.
Для того чтобы добавить пользователей, надо ввести имена электронной почты, поставить галочку в окошке Оповестить по электронной почте и добавить сообщение, в котором описаны основные задачи, которые предстоит выполнить данным людям.
Рис.9. Совместная работа в Диск Google
Как происходит работа над документом? Практически все когда то сталкивались с тем, что для того, чтобы отредактировать один документ вместе с другим пользователем, надо отправить его по электронной почте, дождаться ответного письма и так много-много раз, пока документ не будет доведен до совершенства. Благодаря функции совместного доступа в Google Диск работа с удаленными редакторами документа осуществляется одновременно. Сделанные изменения будут мгновенно отображаться на мониторе другого участника.
Совместная работа над текстами очень полезное упражнение для формирования как коммуникационных умений, так и медиаобразовательных умений вообще – возможность отстаивать свою позицию и принимать чужую, критиковать, оценивать правильность. грамотность предоставления текста, интерпретировать информацию и представлять собственную, грамотно указывать ссылки, соблюдать правила цитирования и многое другое.
В качестве одного из ярких примеров законченной совместной работы над документами в Google можно привести документ, созданный педагогами из разных регионов России – «Методические рекомендации по информационной безопасности в сетевой проектной деятельности». Файл в настоящее время открыт для чтения и комментирования, очень советуем познакомиться с ним:
.
https://docs.google.com/document/d/1ScTjryDJ3xe9io2ZXo-ZadasJPKen5v8K38v-U-_R7g/edit
Рис.10.Документ в Google Docs
Как все уважающие себя приложения, Диск Google имеет прекрасное справочное руководство на русском языке – http://support.google.com/drive/?hl=ru
В случае необходимости можно получить консультацию по работе приложения на форуме поддержки – https://productforums.google.com/forum/#!forum/docs-ru
Итак, в настоящее время онлайн-офис Диск Google обеспечивает учащимся работу с текстами докладов и рефератов в любое удобное время и в любом удобном месте – начиная от общественного транспорта по дороге на учебу или в читальном зале библиотеки. Педагогам, редакторам сетевых образовательных изданий, руководителям и участникам образовательных проектов предоставляются широкие возможности удобного и оперативного сетевого взаимодействия при работе с различными документами. Но это далеко не все. К примеру, есть решение Googl Apps, с помощью которого можно организовать дистанционное обучение. Но об этом позже.
Таким образом, в настоящее время существует множество неоспоримо ценных сетевых инструментов, которые можно использовать для образования, создания и проведения образовательных проектов, формирования коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения, а также для приобретения учащимися социального опыта и формирования навыков поведения в социуме.
|