Место работы:
к.п.н., проректор по информатизации ПК ИРО, г. Владивосток
Смотрите, как мы думаем!
В 2012 года на портале «Образовательная Галактика Intel®» состоялось масштабное мероприятие – онлайн конференция «Новая школа: мой маршрут». В рамках конференции учителя, методисты, образовательные технологи провели интересные мастерские, тренинги, круглые столы и другие образовательные события.
Мы предложили учителям поработать на тренинге «Смотрите, как мы думаем!» (http://edugalaxy.intel.ru/conf/baseline/capplication/view/20). Чем был обусловлен выбор такой темы? Дело в том, что при упоминании о компетенциях, которые необходимо развивать школе XXI века с учетом возможностей интернета и сетевых образовательных проектов, очень часто акцент делается на технических навыках школьников и учителей. Нам же хотелось обратить внимание на метакогнитивные способности, знание особенностей собственного мышления, понимание своих возможностей и ограничений при решении интеллектуальных задач, умение учитывать их при выборе роли в командах и сетевых проектах.
В работе тренинга приняли участие 26 педагогов из разных уголков России, а также Казахстана и Украины.
Наш тренинг мы проектировали как цепочку взаимосвязанных сюжетов (рис. 1).
![](http://vio.uchim.info/Vio_115/cd_site/articles/art_1_4_clip_image002.png)
Рис. 1. Схема образовательного события
Первый сюжет «Знакомство» предполагал самопрезентацию участников, установку на активную деятельность, исследовательскую позицию, соблюдение норм партнерского общения. На сайте тренинга педагоги создали визитки-презентации, в которых рассказали о личных ожиданиях от тренинга, индивидуальной работы, поделились своими мыслями по поводу возможного завершения предложений:
- откровенно говоря, я думаю, что самое важное в жизни ...
- откровенно говоря, когда я молчу, я чувствую ...
- откровенно говоря, я до сих пор не знаю ...
- откровенно говоря, моя педагогическая мечта ...
- откровенно говоря, мне так хочется, чтобы в нашем коллективе ...
- откровенно говоря, я хотела бы научиться ...
В веб-альбоме Picasa была собрана коллекция цифровых фотографий. Лица участников тренинга, их увлечения и «милые сердцу уголки» позволили нам узнать друг друга «в лицо», немного понять внутренний мир, настроиться на совместную работу.
«Всегда приятно начинать свое общение с коллегами пусть виртуального, но через личное представление своего мира. Так здорово видеть не только лица коллег, но и их родные милые сердцу места» (Светлана Одегова).
«Словно удалось совершить путешествие по всей стране, увидеть то, что не найдешь в официальных путеводителях» (Светлана Бакалова).
«Благодаря этапу «Давайте, познакомимся!» мы, как группа, сплотились, теперь, если у меня будет проблема, я могу обратиться к любому члену группы и обратно, любой участник группы может обратиться ко мне» (Ирина Жукова).
Далее сюжеты строились по принципу: вызов – осмысление – рефлексия. Первый вызов – задача про тибетского монаха.
За глухими стенами тибетского монастыря, под развесистым деревом, прямо на траве расселись ученики в ожидании учителя. Пришел учитель. Ученики поклоном встретили учителя. Сели. В это время запела птица, сидевшая на ветке. Долго переливалась птичья трель. Учитель молчал. Молчали и ученики. Когда птица умолкла. Учитель сказал – «На сегодня урок закончен».
Вопросы:
- Как вы бы назвали предмет, урок по которому был преподан ученикам.
- Какова была тема урока?
А после, мы рассказывали о том, как думали над задачей.
«Сейчас я готовлюсь к поступлению в аспирантуру, а чтение задачи о Тибетском учителе было как раз между учениями Платона и Аристотеля. Образ этого урока пришел сразу же - я представила старца, учеников, пение птицы... Ответ для меня всегда какое-то озарение, догадка, внезапно появившаяся в голове. Думаю, что ее основой является мой пережитый опыт, на его основе и идет мышление» (Анна Ефремова).
«Я прочитала тибетскую задачу, сидя дома. В это время и готовилась к следующему уроку литературного чтения по сказке П. Ершова "Конёк-Горбунок" и, почему-то в голове промелькнула мысль - птица (это "Я", "мой мир") и я, поймав её, прислушавшись к ней, узнаю, кто "Я". В данном случае образ птицы стал носителем мышления» (Ольга Естелина).
И наши выводы о том, что значит «думать»:
- это когда мозговая активность так сильна и внимание так сосредоточено на объекте, что ты не замечаешь некоторых мелочей вокруг себя (а иногда даже достаточно крупных объектов, в виде, например, идущего прямо на тебя коллеги, фонарного столба и т.д.);
- это когда из хаоса разрозненных мыслей, образов, эмоций выстраиваешь упорядоченную структуру, позволяющую эффективно справиться с тем вопросом, который и погрузил тебя в размышления;
- это когда открываешь неизведанное и удивляешься привычному.
А помогали нам думать в Сети сервисы Веб 2.0 – google-сайт, google-документы, friendfeed.com.
Для того чтобы научиться управлять своим мышлением, участникам тренинга было предложено еще раз решить задачу про тибетского монаха, но уже с использованием универсального алгоритма для упорядочения процесса мышления (Джордж Полья):
- какова цель?
- что известно?
- какие навыки мышления позволят вам достичь поставленной цели?
- достигнута ли поставленная цель?
В процессе обсуждения педагоги выдвигали необычные идеи, проявляли личное отношение к разнообразным способам осмысления одной и той же проблемной ситуации, вырабатывали общую позицию. В итоге мозгового штурма на сервисе stixy.com, первоначальный вариант ответа задачи был скорректирован.
Следующий этап – погружение учителей в интеллектуальную деятельность. Мы предложили участникам тренинга познакомиться с научной статьей, раскрывающей суть понятия «метамышление». Для того чтобы вникнуть в сложный научный текст, участники тренинга работали в трехчастном дневнике (Черил Форбс) в google-таблицах.
В первом разделе педагоги записывали свою реакцию на прочитанную статью. Выбирали цитаты из статьи, писали собственные комментарии к ним, отвечали на вопросы: «Что заставило меня обратить внимание на эту идею или записать именно эту цитату? Какие мысли это вызвало? Какой вопрос возник в связи с этим?»
Во втором разделе трехчастного дневника участники тренинга представляли свои собственные размышления и ассоциации, которые возникали у них при прочтении текста.
В третьем разделе писали письмо к тренеру, в котором формулировали вопросы, описывали свой опыт работы над предложенным научным текстом.
«Трехчастный дневник» очень полезная стратегия, с его помощью работа со сложными текстами будет эффективнее. Собственно, это и есть визуализированные ступени работы с информацией: «восприятие и извлечение смысла, создание собственного смысла, встраивание в систему личностных смыслов». Нужно настроить себя не лениться и не забывать использовать «дневник». (Светлана Бакалова).
«Для меня работа с трехчастным дневником, как и для многих, была новой. Такой способ прочтения информации показался очень продуктивным: пробежаться, потом еще раз прочитать, подумать над каждым абзацем, выбрать цитаты и поискать аналогии в своей практике - все это позволяет получить как бы экстракт текста, конспект, в котором отражена самая суть документа. Очень эффективное получилось чтение (Ирина Жукова)!»
Таким образом, трехчастный дневник, созданный в Google-таблице, позволил продемонстрировать обучающимся мыслительные процессы, протекающие в ходе работы над научным текстом, стимулировал готовность принимать и обсуждать необычные идеи, предоставил возможность обращаться к изученному материалу с новой точки зрения.
Следующий этап работы на тренинге – создание интеллект-карты (Тони Бьюзен) «Метамышление» на сервисе mindmeister.com. В работе над заданием нам важнее было добиться того, чтобы мысли участников тренинга были организованы и сведены вместе в контексте собственного багажа знаний, понимания и интерпретации центрального образа, а не дублирование мыслей ведущих ученых-педагогов и психологов в форме интеллект-карты. Работа по созданию интеллект-карты способствовала развитию у педагогов готовности использовать разные способы анализа той или иной проблемы, способности синтезировать разные познавательные позиции в условиях диалога с другими людьми, предоставила возможность осознать существование нескольких подходов к одной и той же ситуации.
![ИК_метамышлени.jpg](http://vio.uchim.info/Vio_115/cd_site/articles/art_1_4_clip_image004.jpg)
Рис. 2. Интеллект-карта «Метамышление»
«Плюсы в использовании стратегии «Метод интеллект-карт» – визуализация ПРОЦЕССА мышления. Данный метод интересен тем, что показывает движения мысли, что особенно интересно при работе разных людей или разных групп с одинаковыми источниками информации. И «Трехчастный дневник», и «Метод интеллект-карт» эффективно работают на улучшение понимания. Однако стратегии к этой цели идут разными путями: «Трехчастный дневник» – это разговор наедине с собой, он дает возможность интерпретации, пересказа, что является важным условием смыслового чтения. «Метод интеллект-карт» направлен на то, чтобы не только зафиксировать мыслительные процессы, но и социализировать опыт своей работы (Анна Резник)».
А изучали мы метакогнитивные стратегии для того, чтобы учить наших учеников думать по-разному, думать эффективнее. Ключевым заданием тренинга стало конструирование учебной ситуации, развивающей метамышление учащихся.
«Для начала я еще раз прочитал лекции и предложенную литературу по теории метамышления, а также свой трехчастный дневник. Включил альбом "Звуки природы" и сел за работу. Постановка задачи - сложный этап и умение приходит лишь с мастерством и методом проб и ошибок. Здесь пришлось воспользоваться всеми шестью стратегиями. Работа принесла только положительные эмоции. Результат оценят коллеги. Самым интересным мне показалась возможность посмотреть на себя с шести точек зрения, согласно выбранной стратегии (Станислав Ганбатын)».
«В очередной раз увидела сколь велико поле деятельности учителя в современной школе. Обнаружила для себя много нового и полезного. Для создания учебной ситуации использовала материал 2 и 3 этапов, намеренно подобрала достаточно простой вариант занятия. Для меня это был самый сложный этап, однако он помог мне многое понять и по-новому осмыслить свою работу, вызвал новые идеи, планы по использованию новых технологий в воспитательной работе (Елена Азарнова)».
«Поскольку каждую свою работу сразу проверяю на практике, могу сказать, что результат достигнут. Дети умнее, чем кажутся на первый взгляд. Ну, а формирование навыков метамышления за нами (Александра Могилевская)».
Благодаря предложенной форме профессионального сотрудничества, педагоги смогли попробовать себя в различных ролях: инициатора решения задачи, руководителя группы по созданию продукта учебной деятельности, эксперта в содержании данной темы, наблюдателя за работой других участников. Участники самостоятельно определяли цели, содержание, способы профессиональной деятельности.
Но самое главное заключается в том, что мы вместе попытались найти ответ на вопрос: Зачем современных школьников учить техникам метапознавательного мышления? Сможем ли мы игнорировать это знание? Хочется верить, что нет!
|