Место работы:
учитель биологии ГБОУ ЦО №1883 «Бутово»
Учить самостоятельности
Казалось бы, еще вчера мы сетовали на удушливые стандарты биологического образования, а сегодня растерянно смотрим на обилие вариантов учебных программ и затрудняемся в выборе. И это в то время, когда каждый учитель получил право на творчество, на свою, проверенную годами методику, а если объединить все это, получится — право на индивидуальность. Как важно оно для нас - учителей!
Да, сегодня есть из чего выбирать лучшее для себя и своих учеников. Есть возможность попробовать, сравнить, хорошенько обдумать, принимая решение, от чего-то отказаться, к чему-то обратиться вновь. Тревожит другое: сокращаются объемы курса, уменьшается число часов, отводимых на биологию, выпадают многие темы и разделы. Такое «уплотнение» оборачивается утратой важных знаний и понятий, сказывается на уровне биологического образования школьников. Как быть? — задаем мы вопрос. Как построить урок? Какое дать задание на дом? Как изловчиться, чтобы выкроить время на дополнительный интересный материал? Увы, исчерпывающего ответа нет, да и вряд ли существует какая-то единая формула, пригодная на все случаи.
И все-таки есть нечто такое, что можно считать универсальным.
Это — развитие познавательной самостоятельности учащихся. Она, самостоятельность, приучает школьников к стремлению заниматься учебным предметом без принуждения. У ребят возникает познавательная потребность к знаниям, их мыслительная деятельность направляется на более глубоко изучение биологических дисциплин, самостоятельно приобретенные знания способствую формированию практических навыков, связывают учебу с жизнью в единое целое.
А как научить самостоятельности? Путей в педагогическом арсенале много. Рождены и проверены они своим опытом, учительским чутьем, творчеством.
Порой представляется, что достаточно при определении домашнего задания указать параграфы и страницы учебника, и проблема как бы решена. Но для успешного развития познавательной самостоятельности учащихся этого мало. Надо научить так «прочитывать» учебник, чтобы не только получать определенный объем знаний, но и находить ответы на возникшие вопросы; надо научить усложнять задачу и находить ее решение, используя дополнительную литературу, другие источники научной информации. Можно говорить об удачности и неудачности учебников по биологии, можно сетовать на их сухость, малую иллюстративность, упрощенность или, напротив, усложненность. Все это так. Но согласитесь, умение работать с учебной литературой учащиеся переносят и на чтение научно-популярных книг, а это вызывает у них заинтересованность в учебе, интерес к предмету, желание овладеть значительно большим объемом знаний.
Для развития познавательной самостоятельности учащихся рекомендую и работу с интернет – ресурсами, рефератами, постановку опытов, диспуты по проблемам биологической науки, экологии, гигиены и т. д. Главное же считаю, так поставить перед учащимися вопрос, чтобы ответ на него требовал поиска, размышлений, сравнительного анализа глубокого знания учебных текстов, активизировал мыслительную деятельность.
Существуют разнообразные приемы, помогающие учить ребят самостоятельности. Я в своей работе использую и проблемные ситуации, и проблемное изложение материала, и поисковые методы, и исследовательский подход... Время предоставило нам больше самостоятельности. Научим же этой самостоятельности и наших учеников, тогда им будет легче вступать в жизнь.
|