Официальный сайт 70rus 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Здрук В.И. Методическая разработка урока «РОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ». Модуль ОСЭ

Автор: 
Здрук Валентина Ивановна
Место работы: 
МБОУ Березниковская ООШ с. Березники, Собинский район
Контакты: 
http://shkola-berezniki.ru/

Методическая разработка урока «РОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ». Модуль ОСЭ



Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель: формировать у школьников представления о семье и роде как источниках нравственных отношений.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
1.Расширить представления детей о семье, роде, реликвиях; воспитывать ценностное, бережное отношение к семье.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
1.Формировать умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать)
2.Формировать умения  принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей ; контролировать и оценивать свои действия.
3.Формировать  умения  смыслового чтения текста.
4. Формировать умения слушать и слышать,  выстраивать речевые высказывания;
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- освоение знаний по теме: «Род и семья – исток нравственных отношений»
Ключевые вопросы для детей:
( Что такое род, семья? Как возникли некоторые фамилии? Что такое родословная?)

Оборудование: учебник «Основы светской этики». 4 - 5классы, М.: Просвещение, 2012г., листы с заданиями,  мультимедийный проектор, экран, словари В. И. Даля, С.И. Ожегова

Приложения

Презентация 

Ход урока
1.Оргмомент

2. Настрой на урок
-В начале урока я предлагаю вам послушать одну замечательную песню. Думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Слайды №3-19

3. Знакомство с  темой урока. Слайд № 20-21.
Учитель: Тему нашего  урока я не обозначила. Предлагаю вам самим определить ее. А поможет вам в этом ребус на  слайде презентации и эпиграфы к уроку.
 Разгадывание ребуса учащимися
  Запись в тетради темы урока. Обсуждение с учащимися темы урока:
- О чем же мы сегодня будем говорить?
Ответы учащихся ( Что такое род, семья? Как возникли некоторые фамилии? Что такое родословная?) Слайд №22
        

4.Работа над новым материалом. Слайд №23
-Прежде чем мы начнём работу по данной теме я попрошу вас заполнить таблицу. В первом столбце отметьте, насколько хорошо вы знаете ответы на вопросы:
+-Я это знаю достаточно хорошо
?- не уверен в своих знаниях
- - не знаю
V- хочу узнать


Что такое  семья?

 

 

Что такое род?

 

 

Что главное в семье?

 

 

Как возникла моя фамилия?

 

 

Что такое родословная?

 

 

- Поднимите руки у кого все +?Есть ? Есть -? ЕстьV?
-Как вы понимаете, что такое  «семья»?
(свободное высказывание детей)

4а.Самостоятельная работа учащихся. Работа в парах. Учебник с.38, первый абзац, словари С. Ожегова, В.И. Даля
Задание: Объяснить понятие  слова  «семья».

Выступления учащихся. Слайды №24,25

  • Из всех человеческих отношений семья – самое древнее и самое великое. Основные законы его – верность, любовь, воспитание детей – служат самыми прочными основами всякого человеческого блага. Слово “семья”, как и слова “хлеб”, “вода”, не требуют расшифровки, оно впитывается нами с первых мгновений жизни.  Семья по С. Ожегову – это группа живущих вместе родственников. Все остальные, даже отделившиеся дети будут родней.

2. - А вы знаете, какой уклад был у семей в давние времена? Каждая семья – отец, мать и дети, жили в своей избе отдельно от других семей. Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все дети и внуки – жили одной дружной семьей с родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство. Самым главным считался старший член семьи – его почитали и советовались с ним. Детей воспитывали в строгости. Помнили: «Засиженное яйцо всегда – болтун, заласканный сын – шалун». Дети почитали своих родителей на протяжении всей своей жизни. Дети не могли противоречить родителям. Даже взрослый сын, уже имевший
свою семью, но не отделившийся от родителей, должен был во всех хозяйственных и личных делах подчиняться отцу. Обычно делами сыновей занимался отец, а делами дочерей – мать. Власть родителей на дочерей распространялась до тех пор, пока она не выходила замуж.
Народная мудрость поучала: « Живы родители – почитай, умерли – поминай!» Существует много пословиц и поговорок о семье.
       3. - Семья – это как маленькое государство со своими законами, традициями, населением. Правильно организовать жизнь этого коллектива, добиться мира, согласия – задача непростая. И успешное ее решение зависит на добровольной основе жителя государства, даже если ему 11 – 12 лет.
Семья – самое главное в жизни каждого человека. Это близкие люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком – либо заботимся, кому желаем добра и счастья.
Семья – это муж и жена, это дом, родители и дети, бабушки и дедушки. Это заботы и радость, несчастья и печали, это привычки и традиции, это любовь.

4б.Групповая работа.
У вас на столах карточки, где записана пословица. Сейчас эту пословицу прочитать трудно, т.к. слова в ней перепутаны. Восстановите текст пословицы и объясните ее смысл ВСЯ И ДУША СЕМЬЯ – ТАК ВМЕСТЕ НА МЕСТЕ

Слайд №26
(«Вся семья вместе – так и душа на месте»).
Учитель. А какие ещё пословицы о семье вы знаете ?
 Обсуждение результатов самостоятельной работы.
Учитель. В семейном кругу мы с вами растем. Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, и в жизнь ты входишь из семьи. В семейном кругу мы жизнь создаем. Родной дом, родные люди, родная семья. Что может быть дороже семьи? Дороже мамы и папы? Это самые любимые, самые близкие нам люди. Самое бесценное, что мы имеем – это тепло родного очага. Здесь мы делаем первые свои шаги. Отсюда уходим во взрослую жизнь. И как важно поддерживать тепло, уют, так чтобы всем в нем было хорошо, чтобы домашний очаг сохранился в памяти, в сердце каждого на всю жизнь.
.А что же такое « род»? (работа в парах) Учебник с.38, первый абзац, словари С. Ожегова, В.И. Даля

Выступления учащихся.Слайд №27
1. В русском языке РОД – корень самых главных понятий в жизни человека: родители, рождать, родные, родина, природа, родник, урожай, плодородие.
2. В словаре В.И. Даля читаем: «РОД – это связь членов семьи, произошедших от одного родоначальника. Принадлежность к роду частенько определяет судьбу («на роду написано»), долю, какие – то устойчивые черты характера («он родом таков»). Многие века на Руси было принято при первом знакомстве вопрошать: «Чей ты, какого роду?». В русских сказках и былинах обращаться к молодцу: «Ты скажись, молодец, родом – племенем».                                                                           

Коллективная работа

Учитель. Какие однокоренные слова можно подобрать к слову РОД?  (устные ответы учащихся) Слайд №28

Учитель. Имена у членов семьи разные, а что общее? (Фамилия)
Каждый человек в нашей стране имеет фамилию. Она записана в свидетельстве о рождении, в паспорте и сопровождает нас всю жизнь. Специалисты насчитали несколько путей образования русских фамилий. А вот знаете ли вы, что означает ваша фамилия?
Объясните значение слова «фамилия». (работа с толковым словарём)

Комментированное чтение второго абзаца из учебника.
(дополнение учащимися)
Во-первых, от древнерусских и славянских имен (Егоров, Петров, Георгиев).
Во-вторых, фамилия возникла из древних прозвищ (например, за цвет волос– Белов, или пристрастие к кулачному бою – Бойцов).
Фамилии возникали и от профессии предков. Так на свет появились Гончаровы, Кузнецовы, Рыбаковы.
Фамилии могли образовываться от названия села, города, местности (Новгородцевы, Муромцевы, Москвичевы).
А потомки служителей церкви носили, как правило, фамилии Рождественский, Троицкий, Вознесенский, Богословский.

Учитель. У каждого из вас есть своя история. Это время, когда вы родились, сделали первый шаг, пошли в детский сад, школу. У вас есть не только своя истории, но и история  вашей семьи. В прошлом вашей семьи можно найти много интересного и полезного.
- Семейная история, по-другому,  (договаривают дети) …      родословная. Родословная - слово о роде. Ваши непосредственные родственники: родители, бабушки и  дедушки – это семья. Прабабушки и прапрабабушки и прапрадедушки – это ваши предки, которые жили задолго до вас и ваших родителей. На протяжении столетия живут одновременно 3 поколения: в начале века начинается жизнь деда, а в конце века живёт внук. На протяжении 200 лет сменяются 6 человеческих поколений, а на протяжении 1000лет – 30. Все родственники могут быть занесены в генеалогическое древо. Слайд №29
Можно составить родословное древо такое как, например, у А.С. Пушкина.
(учебник , с. 39) Слайд № 30
Прочитаем об этом в учебнике, стр.38, четвёртый абзац

Самостоятельная работа   Учебник, стр.38, четвёртый абзац

Учитель. На чём же строятся родственные отношения?
(ответы учащихся: зачитывают высказывания из учебника: строятся родственные отношения чаще всего на взаимной любви родителей и детей, старшего и младшего поколения. Любовь позволяет людям чувствовать свою ценность.)

Выступление учащегося.
Человек растет и задумывается над вопросом: «Кто? Откуда? Каковы мои корни?». Издавна одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной. Сегодня старинная традиция возвращается.
12 мая 2008 года исполнилось 140 лет со дня рождения историка и исследователя, зачинателя практической генеалогии в России Леонида Михайловича Савелова. Генеалогия - историческая наука о родстве, занимающаяся изучением и составлением родословных.

Учитель. Кого заинтересовала эта тема может воспользоваться памяткой.

Памятка по составлению родословного древа. Слайд №31
1. Родословная отвечает на вопросы: кто? Где? Когда? В каких родственных отношениях состоит?
2. Начинаем с себя: полное имя, дата, место рождения, место жительства.
3. Поговорим с родителями и посмотрим, что они хранят(письма, шкатулки, документы).
4. Наткнувшись на незнакомое имя, постарайся узнать, кем этот человек приходился, даты его жизни и смерти. Опроси маму, папу, дедушку с бабушкой.
5. Далее напиши о родителях и прочих предках, добавляя дату и место женитьбы.
6. Для озеленения древа можешь добавить пару семейных легенд, поучительных историй, интересных фактов.
7. Ты украсишь своё семейное древо собою!
4г.Учитель. Символом рода может быть флаг или герб. В учебнике представлен родовой герб Багратионов.

Слайд №34
(Багратио?ны (Багратиони, груз. ????????????) — древний царский род Грузии, из которого происходили многие выдающиеся государственные и военные деятели Грузии и России. Исторические грузинские писания исчисляют хронологию Багратионов с 6 века)
Щит четверочастный с малым щитком в середине. В первой червленой части серебряный хитон. Во второй лазуревой части золотая арфа, в третьей лазуревой серебряный пращ с таковыми же ремнями и золотым камнем. В четвёртой червленой части золотая держава под скрещенным[и] серебряным с золотою рукояткою мечом и золотым скипетром. В малом золотом щитке в середине Святой Великомученик и Победоносец Георгий в лазуревом вооружении с золотым на груди крестом, в червленой приволоке, сидящий на чёрном коне, покрытом багряницею с золотою бахромою и поражающий червленым копьем зелёного с черными крыльями и червлеными глазами и языком дракона.
Над главным щитом княжеская корона, поддерживаемая двумя парящими ангелами с серебряными, с золотыми рукоятками мечами. Щитодержатели: два золотых льва с червлёными глазами и языками. Герб украшен багряной, подбитой горностаем мантией с золотыми кистями.
Все гербы составлялись по определённым правилам. Например, существовало определённое число цветов: красный, пурпурный, голубой, зелёный, чёрный, иногда – оранжевый и коричневый. На гербах бывают изображены животные. Журавль – означает бдительность и осторожность. Лилия – расцвет и успех. Единорог – символ непобедимости. Гриф – неустрашимость и свирепость. На гербах также помещали девиз – краткое изречение, которое характеризовало жизненные принципы хозяина герба, его убеждения.
Работа в группах
Наш класс – это тоже семья. Задание: составьте герб своего класса. Обсуждение работ
. Работа с текстом. Слайд № 36
Поработаем с текстом  на стр.39 учебника (работа в парах,  карточки)
-Прочитайте и закончите предложения:
Семейные обязанности это…
В семье можно рассчитывать на….
Главная задача рода и семьи …
(ответы учащихся)
Учитель: Дома вы прочитали осетинскую сказку «Общее счастье»
Что же нужно для того, чтобы в семье жило счастье?
(ответы учащихся)
Каждому члену семьи нужно заботиться не только о себе, а обо всех, быть добрым, отзывчивым. Нужно заботиться о стариках и детях.
1 октября – День пожилого человека.
26 ноября – День матери.
Помните свои корни! Не забывайте своих предков, почаще заглядывайте в свой семейный альбом. 
Учитель: Сегодня я подарю вам памятку «Заповеди семьи». Запомните эти правила и познакомьте с ними своих родных и близких
ПАМЯТКА.   Заповеди семьи. Слайд №37

  • Настоящий сын и дочь берегут своих родителей.
  • Настоящий сын и дочь заботятся о благе своей семьи.
  • Нельзя бездельничать, когда родители трудятся.
  • Не вступайте в пререкания со взрослыми.
  • Не выражайте недовольство тем, что у вас нет той или иной вещи.
  • Не допускайте, чтобы мать давала вам то, что она не может позволить себе.
  • Не делайте того, что осуждают старшие, - ни на глазах, нигде – либо еще.
  • Нельзя садиться обедать, не пригласив старших.
  • Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно маму, если у нее никого нет, кроме тебя.

10.Итог. Слайд № 38
-Поработаем с таблицей, которую заполняли в начале урока.
Как бы вы сейчас ответили на эти вопросы?


Что такое  семья?

 

 

Что такое род?

 

 

Что главное в семье ?

 

 

Как возникла моя фамилия?

 

 

Что такое родословная?

 

 

 

…- все родственники, которые имеют общего предка.
…- это группа живущих вместе родственников. Все остальные, даже отделившиеся дети будут родней.  
Семья – самое главное в жизни каждого человека. Это близкие люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком – либо заботимся, кому желаем добра и счастья..    
…- слово о роде.
…- это связь членов семьи, произошедших от одного родоначальника. Принадлежность к роду частенько определяет судьбу («на роду написано»), долю, какие – то устойчивые черты характера («он родом таков»).
…- каждому члену семьи нужно заботиться не только о себе, а обо всех, быть добрым, отзывчивым. Нужно заботиться о стариках и детях.

 

Рефлексия. На листе ватмана изображено дерево. Вам нужно его оживить. Нарядите  его   листочками, чтобы он зашептались, залепетали и весело засмеялись оттого, что обрели свою семью.
Если вам было на уроке
- очень интересно, возьмите красный лист,
- хорошо, не скучно – зеленый,
- не понравилось – желтый.

Листы самооценки
11. Домашнее задание: Слайд №39
-придумайте и изобразите герб своей семьи.
-вместе с родителями составьте свою родословную. Нарисуйте своё родословное древо.
-какие обязанности в семье вы выполняете?

Технологическая карта урока согласно требованиям ФГОС


Предметная область: комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Модуль «Основы светской этики»
Класс 4
Тема: «Род и семья – исток нравственных отношений»
Цель: формировать у школьников представления о семье и роде как источниках нравственных отношений.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
1.Расширить представления детей о семье, роде, реликвиях; воспитывать ценностное, бережное отношение к семье.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
1.Формировать умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать)
2.Формировать умения  принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей ; контролировать и оценивать свои действия.
3.Формировать  умения  смыслового чтения текста.
4. Формировать умения слушать и слышать,  выстраивать речевые высказывания;

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- освоение знаний по теме: «Род и семья – исток нравственных отношений»
Ключевые вопросы для детей:
( Что такое род, семья? Как возникли некоторые фамилии? Что такое родословная?)

Оборудование урока: учебник «Основы светской этики». 4 - 5классы, М.: Просвещение, 2012г., листы с заданиями,  мультимедийный проектор, экран.

 

СОДЕРЖАНИЕ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  ПЕДАГОГА  И  УЧАЩИХСЯ

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности (Орг. момент)

Проводит энергезирующую разминку. Использует презентацию и звучание песни «Мимо текла река

Просматривают презентацию, отвечают на вопросы, задают вопросы, обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки

коммуникативные

2.

Организация деятельности по «выходу» на тему, цель урока, учебные задачи

Использует ребус на слайде презентации и эпиграфы к уроку.
Учитель в позиции консультанта – фасилитатора побуждает учащихся к принятию темы, цели, учебных задач урока

Просматривают ребус на слайде презентации и эпиграфы к уроку,задают вопросы, обмениваются мнениями.
Формулируют тему, цель, учебные задачи, соотносят их с задачами шмуцтитула в учебнике «ОСЭ», делают выводы

Познавательные, коммуникативные,
регулятивные,

3.

Изучение нового материала в ходе активного взаимодействия учителя и учащихся

-работа в парах

 

 

 

 

- работа в группах

Использует стратегию «Инсерт»

 

 

Организует работу по учебнику; словарям С.Ожегова, В. И. Даля ; информационные листы по теме урока

Организует работу с предметными картинками

Читают и заполняют таблицу знаками (+, -, ?, !)

 

Читают текст учебника; находят информацию в словарях; используют информационные листы

 

Составляют герб класса

Познавательные, личностные, коммуникативные

 

Познавательные, личностные, коммуникативные, регулятивные

 

 

Познавательные, коммуникативные

4.

Первичное закрепление

Организует «Мозговой штурм»

Выступает кто-то из группы; остальные принимают это высказывание, делают дополнения

Познавательные, коммуникативные

5.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Побуждает к выполнению самостоятельной работы

Выполняют самостоятельную работу и проверяют её, сравнивая с образцом

Регулятивные, познавательные

6.

Коррекция

Побуждает к дополнению

Дополняют ответы учащихся

Познавательные, личностные, коммуникативные, регулятивные

7.

Обобщение и систематизация

Использует стратегию «Инсерт»

Читают и заполняют таблицу знаками (+, -, ?, !)

Познавательные, личностные, коммуникативные

8.

Инструктаж выполнения домашнего задания

Памятки  по составлению родословного древа, герба семьи

Вместе с родителями составляют герб, родословное древо

Познавательные, личностные, коммуникативные, регулятивные

9.

Подведение итогов урока.
Рефлексия: (дерево, цветовые индикаторы).
Листы самооценки.

 

Выкладывает разноцветные листочки

Выдаёт листы самооценки, даёт инструктаж по их заполнению

 

Украшают дерево листочками

 

Заполняют листы самооценки

 

Регулятивные

 

Регулятивные

Прогнозируемый результат: в ходе урока дети
научатся:
работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать),  принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей ; контролировать и оценивать свои действия, слушать и слышать,  выстраивать речевые высказывания.
Расширят знания по теме: что такое род, семья? Как возникли некоторые фамилии? Что такое родословная? Задумаются о взаимоотношениях в семье и бережном отношении друг к другу.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн