Автор:
Самкова Лариса Николаевна
Место работы:
учитель английского языка МБОУ гимназии № 10 г.Челябинска
Обучение диалогической речи на начальном этапе (английский язык)
В современной школе особая роль на уроках иностранного языка отводится говорению. Говорение выступает в двух формах – монологической и диалогической. Эти формы имеют различие не только в лингвистических характеристиках, но и в психологическом плане. Сегодня мы должны готовить учащихся к диалогу культур, где навыки монологического и диалогического общения очень важны, но перевес в сторону диалога значительно сильнее.
Это и понятно, поскольку в реальном общении нам редко приходится выступать с продолжительными монологами. Общение в большинстве своем либо диалогично, либо полилогично. Диалогическую речь нельзя спланировать, так как речевое поведение одного партнера зависит от речевого поведения другого партнера. Диалогическая речь в большей степени ситуативно обусловлена, чем монологическая, ей свойственна большая эмоциональность и экспрессивность, которая может проявляться с использованием невербальных средств: мимики, жестов и т.д.
На начальном этапе диалогическая форма общения предполагает умение приветствовать собеседника и отвечать на приветствие, как это делают носители английского языка; умение вежливо попрощаться; умение представить друга; умение поздравить с праздником, днем рождения; умение выразить сожаление, извинение, радость восторг и т.д. Языковое обеспечение для формирования названных умений обычно предусматривается авторами учебников. Единицами обучения диалогической речи могут быть диалогические единства. Они бывают разными по структуре. Назовем наиболее распространенные их них:
- вопрос – ответ:
Do you live near London? – Oh, yes, in a small country house.
Can you skate or ski? – I can ski.
- вопрос – вопрос:
- Is it your pen? – Why do you ask me?
- утверждение – вопрос:
- I can’t go to the park. – Why?
- I want to know his address. – What for?
- утверждение – утверждение
- This is a box of sweets for you. – Oh, thank you, I like sweets very much.
Единицей обучения диалогу может быть не только диалогическое единство, но и целый короткий диалог-образец, состоящий из нескольких диалогических единств.
Например:
- Hello, Mary.
- Hello.
- It’s a fine day today, isn’t it?
- Certainly it is.
- Then let’s go to the park.
- OK.
Обучение диалогической речи начинается с обучения реагированию на реплику собеседника. Сначала учителю следует дать стимулирующие реплики, представив их в разнообразии в зависимости от типа диалогических единств, а учащиеся смогут их использовать как реакцию на речь собеседника. Например, на реплику-стимул учителя It’sfinedaytoday могут последовать такие реакции:
-- Oh, yes, it’s great.
- Not very.
- It sure is.
- I can’t say so. It’s windy.
Дальше стимулирующие реплики дают сами дети, а их товарищи и учитель реагируют на них. После того как учащиеся научатся в быстром темпе реагировать на стимул с помощью одной реплики, учителю следует показать им, как можно развернуть реагирующую реплику в короткое высказывание. Например:
- What is your favorite season, Olga Ivanovna?
- I like spring. It’s warm. The sun shines brightly. And I can work in the garden. And what about you, Dasha?
Для того, чтобы обучение реагированию не было формальным и носило коммуникативную направленность, учитель может использовать разнообразные игры. Например, для быстрого реагирования на стимулирующие вопросы можно использовать игру «Пинг-понг».
- Do you like to play tennis?
- Yes, I do.
- Can you play it well?
- Yes, I can.
- Did you play it in summer?
- Yes, I did.
- Is it difficult to play it?
- No, it isn’t.
Эта игра, проводимая в быстром темпе, формирует у учащихся правильную реакцию на стимулирующие разнообразные вопросы. Учитель начинает игру, а затем передает свою функцию детям. Эта работа позволяет предупредить типичные ошибки.
Можно использовать игру «Угадай», например, угадай, где Петя был в воскресенье:
- Where was Pete on Sunday?
- At the Zoo.
- In the park.
- I think he went to the country.
- At the cinema.
- I think he was at home.
Если единицей обучения является краткий диалог-образец, то работу с ним следует проводить в три ступени:
- Восприятие и понимание.
- Воспроизведение.
- Использование его в новых ситуациях.
Дети слушают диалог либо в записи, либо в исполнении учителя. Учитель обеспечивает и проверяет понимание диалога. Затем дети его слушают еще раз с опорой на печатный текст и отрабатывают чтение, т.е. воспроизводят его. Дома учащиеся заучивают диалог и воспроизводят его уже по памяти. Далее учитель предлагает учащимся слова для подстановки или учащиеся делают это сами. Таким образом происходит воспроизведение диалога с модификацией.
Обучение диалогической речи может стимулироваться наглядностью, текстом прослушанным или прочитанным. Просмотренным фильмом или вербально заданной ситуацией. Можно использовать и проектор.
Мы рассмотрели только некоторые приемы формирования диалогической речи. Безусловно, каждый творчески работающий учитель, исходя из конкретных условий своей группы, может использовать и другие приемы. Самое главное при организации диалогического общения – создание положительного эмоционального настроя к выполнению деятельности. Формальное выполнение заданий сводит на нет практический результат.
_uacct = "UA-3613185-1"; urchinTracker();
|