Автор:
Ольга Валерьевна Абрамова
Место работы:
преподаватель математики ГАОУ АО НПО "Профессиональный лицей №17" г.Астрахань
Формирование навыков двоичного кодирования целых десятичных чисел
Изучая методики раннего развития детей, нашла много нового и интересного и для своей работы. Казалось бы, какая связь? Подростки – 13-15 лет и дошкольники? Но дошкольники, умеющие переводить числа в двоичную систему счисления, меня заинтересовали. Для этого они используют таблицу степеней числа 2 и метод разностей. Все очень просто.
Стала перечитывать все известные мне учебники для школьников. Все очень сложно! В основном применяют способ, основанный на записи остатков от деления исходного числа и получаемых частных на 2. При этом есть ряд трудностей: «собирание остатков» происходит «задом наперед», что часто путает учащихся. О втором способе (метод разностей) упоминают, но описывают сложным для восприятия учащимися, особенно 5-6 класса, языком. При этом известно, что операция вычитания предпочтительнее для учащихся, чем деление.
Изготовила карточки и раздала ученикам. Карточка прикладывается к тетради и числа записываются напротив соответствующих ячеек. Таким образом, времени на решение упражнений затрачивается гораздо меньше.
Карточка также используется при переводе чисел из двоичной системы в десятичную. Число записывается над соответствующими ячейками, затем складываем числа, над которыми записана единица. Например, для числа 110010002 находим сумму 128 + 64 + 8 = 200.
Старшеклассники уже не пользуются карточками, а выписывают ряд самостоятельно, это занимает меньше времени, чем выполнение операций нахождения остатков от деления. Этот способ заинтересовал учителей информатики на одной из областных конференций.
|