На сайте Министерства образования и науки РФ опубликован Проект концепции и содержания Профессионального стандарта педагога.
Документ предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приеме на работу и при аттестации.
Проектом профессионального стандарта определяются такие основные термины как: «квалификация педагога», «профессиональная компетенция», «профессиональный стандарт педагога», «региональное дополнение к профессиональному стандарту», «внутренний стандарт образовательной организации», «ключевые области стандарта педагога», «профессиональная ИКТ-компетентность», «аудит», «внутренний аудит», «внешний аудит».
В Проекте представлены требования к навыкам педагога в области обучения, воспитания и развития. Предложены методы оценки выполнения требований профессионального стандарта.
Проект активно обсуждается педагогическим сообществом:
Документ важный, необходимый, но требующий очень и очень серьезной доработки. После изучения возникает громадное количество вопросов. Например:
3.7 Профессиональная ИКТ-компетентность: квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо.
Тут можно брать каждое слово и задавать вопросы авторам:
«квалифицированное использование… средств ИКТ»— это какое? Чем оно отличается от «неквалифицированного»? «Общераспространенные в развитых странах средства ИКТ»— это что именно? И где можно ознакомиться с соответсвующим списком «развитых стран» и перечнями распространенных у них средств ИКТ? «Решение профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно»— как понимать эту фразу? Существует ли установленный и исчерпывающий перечень «профессиональных задач», и каким способом следует определять уместность их применения?
Стандарт должен быть понятен! Если к каждому пункту требуется страница разъяснений - жизнь учителя ничуть не станет легче.
В период с февраля по июнь 2013 г. силами ППС кафедры философии и методологии науки СарИПКиПРО было организовано широкое обсуждение проекта «Профессионального стандарта педагога», опубликованного на официальном сайте Министерства образования и науки РФ. Обсуждение организовывалось в рамках изучения тем первого раздела КПК – «Общепрофессиональные дисциплины» - на КПК для учителей истории и обществознания, географии, музыки и МХК как на базе СарИПКиПРО, так и в гг. Балакове, Балашове, Ершове, Красноармейске, Перелюбского муниципального района.
С помощью ИКТ обсуждение было организовано в Интернет-сообществах учителей истории и обществознания Саратовской области, Уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса на портале «Опен класс».
Всего в обсуждении приняло участие 676 учителей указанных выше специальностей.
В ходе обсуждения было высказано одобрение необходимости упорядочения требований, предъявляемым к педагогам как одним из основных участников образовательных отношений. Вместе с тем представители учительского сообщества высказали следующие замечания и предложения по проекту «Профессионального стандарта педагога»:
- Учитывая особое место и роль в становлении гражданина России и его социализации таких предметов, как история и обществознание, пользующихся наибольшим спросом у выпускников 11-х и 9-х классов при сдаче ЕГЭ и ГИА по выбору, в приложениях к документу необходимо выделить профессиональные стандарты педагога по этим специальностям в дополнении к имеющимся для учителей русского языка и литературы и математики.
- Точнее прописать пункт 3.4 Региональное дополнение к профессиональному стандарту, где уточнить круг полномочий региональных органов управления образованием по предъявлению дополнительных требований к квалификации педагога, позволяющих ему выполнять свои обязанности в реальном социокультурном контексте.
- Уточнить пункт 1. Ст. 4.1. Педагог должен иметь высшее образование – какое высшее – любое или высшее педагогическое?
- Уточнить пункт 2. Ст. 4.1. 2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.- на «Демонстрировать знание предмета и программ обучения, опубликованных на официальном сайте Министерства образования и науки РФ, сайтах педагогических издательств, по УМК которым педагог осуществляет обучение учащихся своему предмету».
- Привести в соответствие терминологию, использованную в п. 1 ст. 4.2.: вместо «Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности» записать «… так и во внеурочной деятельности» в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ОНН и П(с)ОО.
- Пункт 3. Ст. 4.2 3. «Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся» перенести в приложения в образцы «Профессионального стандарта» учителей истории и обществознания, географии, русского языка и литературы, т.к. это требование нехарактерно для педагогической деятельности учителей других предметов.
- Уточнить формулировку п.5 ст. 4.3. «5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.)» - поскольку умению читать педагог обучается сам на ступени начального общего образования, - на «Умение понимать и применять в повседневной педагогической деятельности документацию специалистов…»
- Часть «4.4. Часть четвертая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе»изложить в следующей формулировке: «Профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы на разных ступенях общего образования» и расширить требованиями не только к педагогу начальной, но и основной и старшей школы.
В феврале 2013года на сайте Министерства образования и науки России был размещен проект профессионального стандарта педагога (далее – проект стандарта). В работе над проектом стандарта приняли участие заслуженные педагоги, ведущие представители экспертного сообщества. Рабочую группу по разработке стандарта возглавил Е.А. Ямбург, директор Центра образования №109 города Москвы, член Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации. С учетом различного уровня квалификации педагогов введение нового профессионального стандарта будет поэтапным, а с сентября 2014 года он станет обязательным.
Предполагается, что предложенный проект стандарта будет выступать как рамочный и может дополняться как на региональном уровне, так и на институциональном уровнях.
Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования. Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планирования карьеры; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.
В обсуждении указанного документа предлагалось принять участие всем желающим (педагоги, руководители школ, родители, учащиеся) и направить свои предложения и замечания в адрес разработчиков.
С момента опубликования указанного выше документа кафедрой управления образованием ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО» осуществлялось его активное обсуждение. Так, в рамках курсов повышения квалификации в обсуждения приняли участие 182 слушателя; курсов профессиональной переподготовки – 87 слушателей; заседаний регионального методического объединения руководителей образовательных учреждений – 63 участника.
Также обсуждение проекта концепции и содержания профессионального стандарта педагога осуществлялось в рамках сетевого сообщества «Клуб управленцев», размещенного на портале сетевых образовательных сообществ «Открытый класс», в котором приняли участи все члены сообщества (96 участников).
В то же время на странице кафедры управления образованием на региональном образовательном портале СарВики была организована работа постоянно действующего вебинара «Профессиональный стандарт педагога: за и против», в работе которого на данный момент приняло участие 36 слушателей.
По результатам обсуждения участниками были высказаны следующие замечания и предложения.
В тексте стандарта имеются расхождения с требованиями, предъявляемыми ФГОС общего образования к образовательному процессу, а также к стандарту профессиональной подготовки педагогов.
Любой стандарт предполагает унификацию требований с целью создания единого образовательного пространства, что позволит обеспечить конституционное право на доступность и качество общего образования, т.е. стандарт должен быть единым и обязательным к исполнению во всех субъектах РФ. Создание регионального и школьного компонентов стандарта педагога, в связи с этим пониманием, считаем излишним.
Исходя из понимания авторами проекта стандарта, его места и роли, считаем необходимой конкретизацию требований, для того чтобы они смогли стать реальными критериями при осуществлении процедур аттестации педагога.
В качестве замечания, стоит назвать неправомерность использования стандарта в качестве основы для формирования трудового договора, т.к. правила формирования трудовых отношений определены нормами Гражданского Кодекса.
В процессе анализа и обсуждения текста проекта стандарта у участников возникли вопросы к разработчикам указанного документа в связи с неточностью используемых терминов и засилием научных понятий.
В целом участники обсуждения положительно отзываются об инициативе разработчиков данного проекта, считают его своевременным и необходимым в том числе и для реализации инициатив Правительства РФ в области модернизации образования.
На основания вышеизложенного можно сделать вывод, что предложенный для обсуждения проект профессионального стандарта педагога не завершен и нуждается в серьезной доработке.
Я тоже познакомилась с профстандартом "Педагог", уже совсем новым. Вывод сделала такой: всем стандартам может соответствовать только "гоподь бог". Не бывает таких идеальных и правильных людей в принципе. А учитель - тоже человек, и у него могут быть недостатки. Тем более сейчас, когда в педагогические Вузы поступают те, кто больше никуда не поступил.
На сайте Министерства образования и науки РФ опубликован Проект концепции и содержания Профессионального стандарта педагога.
Документ предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приеме на работу и при аттестации.
Проектом профессионального стандарта определяются такие основные термины как: «квалификация педагога», «профессиональная компетенция», «профессиональный стандарт педагога», «региональное дополнение к профессиональному стандарту», «внутренний стандарт образовательной организации», «ключевые области стандарта педагога», «профессиональная ИКТ-компетентность», «аудит», «внутренний аудит», «внешний аудит».
В Проекте представлены требования к навыкам педагога в области обучения, воспитания и развития. Предложены методы оценки выполнения требований профессионального стандарта.
Проект активно обсуждается педагогическим сообществом:
http://mon-ru.livejournal.com/58390.html
http://pedsovet.org/content/view/18259/249/
http://eurekanext.livejournal.com/160148.html
http://sovet-edu.ru/discussions/-/message_boards/message/38005
http://www.zavuch.info/news/news_main/329/
Предлагаем Вам присоединиться к обсуждению некоторых положений Проекта:
4.1. Часть первая: обучение (п.1).
4.2. Часть вторая: воспитательная работа (п.4, 5).
4.3. Часть третья: развитие (п.5, 9, 18).
4.4. Часть четвертая (п.5).
5. Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога (п. 5.2, 5.4, 5.5, 5.6).