В период с февраля по июнь 2013 г. силами ППС кафедры философии и методологии науки СарИПКиПРО было организовано широкое обсуждение проекта «Профессионального стандарта педагога», опубликованного на официальном сайте Министерства образования и науки РФ. Обсуждение организовывалось в рамках изучения тем первого раздела КПК – «Общепрофессиональные дисциплины» - на КПК для учителей истории и обществознания, географии, музыки и МХК как на базе СарИПКиПРО, так и в гг. Балакове, Балашове, Ершове, Красноармейске, Перелюбского муниципального района.
С помощью ИКТ обсуждение было организовано в Интернет-сообществах учителей истории и обществознания Саратовской области, Уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса на портале «Опен класс».
Всего в обсуждении приняло участие 676 учителей указанных выше специальностей.
В ходе обсуждения было высказано одобрение необходимости упорядочения требований, предъявляемым к педагогам как одним из основных участников образовательных отношений. Вместе с тем представители учительского сообщества высказали следующие замечания и предложения по проекту «Профессионального стандарта педагога»:
- Учитывая особое место и роль в становлении гражданина России и его социализации таких предметов, как история и обществознание, пользующихся наибольшим спросом у выпускников 11-х и 9-х классов при сдаче ЕГЭ и ГИА по выбору, в приложениях к документу необходимо выделить профессиональные стандарты педагога по этим специальностям в дополнении к имеющимся для учителей русского языка и литературы и математики.
- Точнее прописать пункт 3.4 Региональное дополнение к профессиональному стандарту, где уточнить круг полномочий региональных органов управления образованием по предъявлению дополнительных требований к квалификации педагога, позволяющих ему выполнять свои обязанности в реальном социокультурном контексте.
- Уточнить пункт 1. Ст. 4.1. Педагог должен иметь высшее образование – какое высшее – любое или высшее педагогическое?
- Уточнить пункт 2. Ст. 4.1. 2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.- на «Демонстрировать знание предмета и программ обучения, опубликованных на официальном сайте Министерства образования и науки РФ, сайтах педагогических издательств, по УМК которым педагог осуществляет обучение учащихся своему предмету».
- Привести в соответствие терминологию, использованную в п. 1 ст. 4.2.: вместо «Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности» записать «… так и во внеурочной деятельности» в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ОНН и П(с)ОО.
- Пункт 3. Ст. 4.2 3. «Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся» перенести в приложения в образцы «Профессионального стандарта» учителей истории и обществознания, географии, русского языка и литературы, т.к. это требование нехарактерно для педагогической деятельности учителей других предметов.
- Уточнить формулировку п.5 ст. 4.3. «5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.)» - поскольку умению читать педагог обучается сам на ступени начального общего образования, - на «Умение понимать и применять в повседневной педагогической деятельности документацию специалистов…»
- Часть «4.4. Часть четвертая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе»изложить в следующей формулировке: «Профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы на разных ступенях общего образования» и расширить требованиями не только к педагогу начальной, но и основной и старшей школы.
В период с февраля по июнь 2013 г. силами ППС кафедры философии и методологии науки СарИПКиПРО было организовано широкое обсуждение проекта «Профессионального стандарта педагога», опубликованного на официальном сайте Министерства образования и науки РФ. Обсуждение организовывалось в рамках изучения тем первого раздела КПК – «Общепрофессиональные дисциплины» - на КПК для учителей истории и обществознания, географии, музыки и МХК как на базе СарИПКиПРО, так и в гг. Балакове, Балашове, Ершове, Красноармейске, Перелюбского муниципального района.
С помощью ИКТ обсуждение было организовано в Интернет-сообществах учителей истории и обществознания Саратовской области, Уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса на портале «Опен класс».
Всего в обсуждении приняло участие 676 учителей указанных выше специальностей.
В ходе обсуждения было высказано одобрение необходимости упорядочения требований, предъявляемым к педагогам как одним из основных участников образовательных отношений. Вместе с тем представители учительского сообщества высказали следующие замечания и предложения по проекту «Профессионального стандарта педагога»:
- Учитывая особое место и роль в становлении гражданина России и его социализации таких предметов, как история и обществознание, пользующихся наибольшим спросом у выпускников 11-х и 9-х классов при сдаче ЕГЭ и ГИА по выбору, в приложениях к документу необходимо выделить профессиональные стандарты педагога по этим специальностям в дополнении к имеющимся для учителей русского языка и литературы и математики.
- Точнее прописать пункт 3.4 Региональное дополнение к профессиональному стандарту, где уточнить круг полномочий региональных органов управления образованием по предъявлению дополнительных требований к квалификации педагога, позволяющих ему выполнять свои обязанности в реальном социокультурном контексте.
- Уточнить пункт 1. Ст. 4.1. Педагог должен иметь высшее образование – какое высшее – любое или высшее педагогическое?
- Уточнить пункт 2. Ст. 4.1. 2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.- на «Демонстрировать знание предмета и программ обучения, опубликованных на официальном сайте Министерства образования и науки РФ, сайтах педагогических издательств, по УМК которым педагог осуществляет обучение учащихся своему предмету».
- Привести в соответствие терминологию, использованную в п. 1 ст. 4.2.: вместо «Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности» записать «… так и во внеурочной деятельности» в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ОНН и П(с)ОО.
- Пункт 3. Ст. 4.2 3. «Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся» перенести в приложения в образцы «Профессионального стандарта» учителей истории и обществознания, географии, русского языка и литературы, т.к. это требование нехарактерно для педагогической деятельности учителей других предметов.
- Уточнить формулировку п.5 ст. 4.3. «5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.)» - поскольку умению читать педагог обучается сам на ступени начального общего образования, - на «Умение понимать и применять в повседневной педагогической деятельности документацию специалистов…»
- Часть «4.4. Часть четвертая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе»изложить в следующей формулировке: «Профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы на разных ступенях общего образования» и расширить требованиями не только к педагогу начальной, но и основной и старшей школы.