Официальный сайт panajotov 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок обществознания в 5 классе. УМК БоголюбовЛ.Н. "Одноклассники"

Submitted by Елена Владимировна Егорова on вс, 31/03/2013 - 20:52
Данные об авторе
Автор(ы): 
Егорова Елена Владимировна
Место работы, должность: 
МБОУ"Гимназия №2 " г.Осташков
Регион: 
Тверская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Обществознание
Цель урока: 

 

Цель: формирование потребности в развитии навыков дружеских отношений, навыков эмпатии в коллективе класса.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с понятием «одноклассники», раскрыть значение этого по­нятия на конкретных примерах.  Формировать у учащихся распознавать эмоции других людей.
  2. Показать значение социальных связей, формиру­ющихся в процессе совместного обучения, как деятельно­сти значимой для дальнейшего самоопределения личности в системе отношений в обществе.
  3. Способствовать рефлексии собственного стиля и форм общения с одноклассниками и друзьями, осознанию цен­ности дружеской поддержки сверстников. Создать условия для совершенствования опыта взаимодействия в классном коллективе.
  4. Создание условий для обращения учащихся к особенностям собственного эмоционального мира.
  5. Развивать универсальные учебные действия, как умение следовать морально-этическим и психологиче­ским принципам общения и сотрудничества на основе ува­жительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого; умение обращать внимание на нужды других, в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддерж­ку партнёрам в процессе достижения общей цели совмест­ной деятельности.
  6. Развивать чувство эмпатии.
  7. Воспитывать: чувство  коллективизма, взаимопомощи, сострадания, сочувствия, стремление через проявление эмпатии стремление придти на помощь.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемое оборудование: 

 

УМК.        Л.Н.Боголюбова (5 класс ФГОС)

Оборудование: Учебник Л.Н.Боголюбова 5 класс (ФГОС)

Компьютер, проектор, интерактивная доска,  2 вида карточек с заданиями, стикеры двух видов, фломастеры.

Краткое описание: 
Урок раскрывает для учащихся значение социальных связей, формирующихся в процессе совместного обучения. Формирует способность рефлексии собственного стиля и форм общения с одноклассниками.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1Вводная часть.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Организация деятельности учащихся на формирование целей урока.

Проверка готовности к уроку, организация внимания детей.

 

Самоорганизация готовности к уроку.

 

2. Диагностика эмоционального состояния учащихся вначале урока. ( слайд 2)

  Эмоциональная рефлексия вначале урока.

Определение эмоциональной готовности работы на уроке.

Инструктаж выполнения задания.

-Перед вами карточка со смайликами: один из них грустный, другой радостный, между ними линия. Поставьте любой знак на линии между ними. Какое у вас настроение?»

( во время работы учитель фиксирует учащихся с отрицательной рефлексией)

-Выполнили задание? Отложите карточки, мы с ними поработаем ещё раз но чуть позже.

Эмоциональная рефлексия.

3.Определение темы урока. ( слайд 3)

Постановка проблемы определения темы урока.

-Кого вы узнали на фото?

-Как назвать одним понятием?

 

Определение темы урока.          ( слайд 3,фото класса)

-Мы- одноклассники.

4.Побуждающий к выдвижению задач  диалог.

(мотивационная часть) ( слайд 4)

-Почему авторы предлагают изучить эту тему? Ведь вы учитесь вместе уже 5 год и друг о друге много знаете?

Продолжите фразу:

С одной стороны_____, но с другой стороны…

По ответам детей формулируются задачи.

 

Выслушиваются ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

Определение задач урока.

Познакомится с…….

Научится ………

Сформировать умение………….

 

5.Актуализация.

( слайд 5)

Какие у меня одноклассники.

Ответьте на вопрос прилагательным, напишите на стикере и прикрепите к доске.

 

Учащиеся выполняют задания и оформляют стикерами доску.

Вызванный к доске ученик читает определения.

6. Работа с текстом до чтения, предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения.  ( слайд 6,7)

Организация работы со слайдом.

- Сегодня я хочу познакомить вас с удивительным человеком, выдающимся  математиком Львом Семеновичем  Понтрягиным.( работа со слайдом…)

-Что вас удивило в судьбе выдающегося математика?

-Какие вопросы вы бы  хотели задать мне?

Знакомство с первичной информацией.

Поиск недостающей информации. ( ребята задают вопросы по предъявленному отрывку текста).

 

7.Работа с текстом.

Откройте стр 66,.Рассказ «Жил на свете человек.»

Чтение текста вслух отельными учащимися.

8. Выявление первичного восприятия, связь с целью и задачами урока. ( слайд 8)

-Почему авторы учебника познакомили вас с великим математиком именно в этой теме?

 

-Как помогали одноклассники Льву Семёновичу?

______________

 

-Почему родители не боялись отпускать на прогулки и мероприятия в Москве слепого мальчика с одноклассниками, ведь это же большой риск и ответственность, когда рядом с тобой слепой человек?

Какие качества одноклассников давали уверенность родителям Льва Семёновича, что ему с ними, хорошо и безопасно?

 

 

Ответы на проблемный вопрос.     ( Если бы не одноклассники Лев Семёнович, возможно не стал бы учёным.)

 

 

 

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

Выявление социально значимых качеств.

9.Самоанализ на основе рефлексии.

( слайд 9)

Посмотрите, перечисли ли вы эти качества у своих одноклассников?

Почему вы сразу не назвали эти качества? ( слайд 10)

Учащиеся на основе рефлексии записывают на стикерах социально значимые качества и прикрепляют их на доску, дополняя  предыдущую группу.

10. Построение проекта выхода из социально трудной ситуации. ( слайд 11)

-Наверняка, в вашем классе были случаи, когда вы приходили на помощь другу. Расскажите о них.

Учащиеся рассказывают эпизоды, где они проявляли социально значимые качества по отношению к одноклассникам.

11. Побуждающий от проблемной ситуации диалог. (слайд 12)

-Несчастный случай- это единственный повод придти на помощь к однокласснику?

Учащиеся приводят примеры ситуаций.

12.Выявление причин конфликтов одноклассников. Поиск пути решения.

(слайд 13)

Работа по слайду 13.

-Отчего может изменится настроение у вашего одноклассника?

- Как вы можете понять, что у одноклассника проблемы или он обижен на вас?

 

Учащиеся приводят примеры ситуаций, провоцирующих конфликты.

 

Отвечают на вопрос.

13.Формирование навыков эмпатии. Работа с калейдоскопом эмоций. (слайд 14)

(Приложение 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самопроверка

(Приложение 2)

(слайд 15)

1.-Возьмите карточки с изображением детей.

Что отличает их друг от друга.

 

 

2. Совместная работа с учителем.

Давайте вместе определим, какие чувства и эмоции испытывают дети (2-3 примера)

 

3. Организация работы в парах.

 

Учащиеся ищут разницу в эмоциональных состояниях изображённых на карточке детей.

 

 

Подписывают какую эмоцию, чувство, состояние

Испытывает изображённый ребёнок.

 

 

Продолжение работы в парах.

 

Проверка работы. (слайд 15)

14. Подводящий к знанию диалог.

Когда и где нам пригодится умение определять, какие чувства и эмоции испытывает человек?

Учащиеся приводят примеры ситуаций.

15. Учебная рефлексия.

Продолжи фразы:

-Сегодня на уроке я узнал...

-На этом уроке я понял, что…..

- На уроке я научился ……

- Этот урок побудил меня задуматься над …

 

Учащиеся формулируют ответы.

16.Подведение итогов. (слайд 16)

Придумайте правила общения для вашего класса. ( на слайде фото классного руководителя)

Формулируют правила на основе знаний.

17.Эмоциональная рефлексия 2.

 (слайд 17)

Задачи: анализ устойчивости мотивации к концу урока.

Анализ эмоционального фона урока и личной эмоциональной рефлексии.

-Возьмите карточку со смайликами, переверните её. И оцените своё настроение,  именно на данный момент времени.

 

 
 
 

 


-Поднимите руки, кто поставил значок ближе к грустному смайлику?

Работа с карточкой.

18.Оценка активности учащихся на уроке.

Учитель ставит оценки и поясняет критерии.

Учащиеся выставляют оценки в дневник.

19.Домашнее задание.

(слайд 18)

Прочитай рассказ

«Слово не воробей»     стр 66

Запиши в тетради правила общения с одноклассниками на основе текста и знаний, полученных на уроке.

 

Запись д\з в дневник.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1Вводная часть.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Организация деятельности учащихся на формирование целей урока.

Проверка готовности к уроку, организация внимания детей.

 

Самоорганизация готовности к уроку.

 

2. Диагностика эмоционального состояния учащихся вначале урока. ( слайд 2)

  Эмоциональная рефлексия вначале урока.

Определение эмоциональной готовности работы на уроке.

Инструктаж выполнения задания.

-Перед вами карточка со смайликами: один из них грустный, другой радостный, между ними линия. Поставьте любой знак на линии между ними. Какое у вас настроение?»

( во время работы учитель фиксирует учащихся с отрицательной рефлексией)

-Выполнили задание? Отложите карточки, мы с ними поработаем ещё раз но чуть позже.

Эмоциональная рефлексия.

3.Определение темы урока. ( слайд 3)

Постановка проблемы определения темы урока.

-Кого вы узнали на фото?

-Как назвать одним понятием?

 

Определение темы урока.          ( слайд 3,фото класса)

-Мы- одноклассники.

4.Побуждающий к выдвижению задач  диалог.

(мотивационная часть) ( слайд 4)

-Почему авторы предлагают изучить эту тему? Ведь вы учитесь вместе уже 5 год и друг о друге много знаете?

Продолжите фразу:

С одной стороны_____, но с другой стороны…

По ответам детей формулируются задачи.

 

Выслушиваются ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

Определение задач урока.

Познакомится с…….

Научится ………

Сформировать умение………….

 

5.Актуализация.

( слайд 5)

Какие у меня одноклассники.

Ответьте на вопрос прилагательным, напишите на стикере и прикрепите к доске.

 

Учащиеся выполняют задания и оформляют стикерами доску.

Вызванный к доске ученик читает определения.

6. Работа с текстом до чтения, предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения.  ( слайд 6,7)

Организация работы со слайдом.

- Сегодня я хочу познакомить вас с удивительным человеком, выдающимся  математиком Львом Семеновичем  Понтрягиным.( работа со слайдом…)

-Что вас удивило в судьбе выдающегося математика?

-Какие вопросы вы бы  хотели задать мне?

Знакомство с первичной информацией.

Поиск недостающей информации. ( ребята задают вопросы по предъявленному отрывку текста).

 

7.Работа с текстом.

Откройте стр 66,.Рассказ «Жил на свете человек.»

Чтение текста вслух отельными учащимися.

8. Выявление первичного восприятия, связь с целью и задачами урока. ( слайд 8)

-Почему авторы учебника познакомили вас с великим математиком именно в этой теме?

 

-Как помогали одноклассники Льву Семёновичу?

______________

 

-Почему родители не боялись отпускать на прогулки и мероприятия в Москве слепого мальчика с одноклассниками, ведь это же большой риск и ответственность, когда рядом с тобой слепой человек?

Какие качества одноклассников давали уверенность родителям Льва Семёновича, что ему с ними, хорошо и безопасно?

 

 

Ответы на проблемный вопрос.     ( Если бы не одноклассники Лев Семёнович, возможно не стал бы учёным.)

 

 

 

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

Выявление социально значимых качеств.

9.Самоанализ на основе рефлексии.

( слайд 9)

Посмотрите, перечисли ли вы эти качества у своих одноклассников?

Почему вы сразу не назвали эти качества? ( слайд 10)

Учащиеся на основе рефлексии записывают на стикерах социально значимые качества и прикрепляют их на доску, дополняя  предыдущую группу.

10. Построение проекта выхода из социально трудной ситуации. ( слайд 11)

-Наверняка, в вашем классе были случаи, когда вы приходили на помощь другу. Расскажите о них.

Учащиеся рассказывают эпизоды, где они проявляли социально значимые качества по отношению к одноклассникам.

11. Побуждающий от проблемной ситуации диалог. (слайд 12)

-Несчастный случай- это единственный повод придти на помощь к однокласснику?

Учащиеся приводят примеры ситуаций.

12.Выявление причин конфликтов одноклассников. Поиск пути решения.

(слайд 13)

Работа по слайду 13.

-Отчего может изменится настроение у вашего одноклассника?

- Как вы можете понять, что у одноклассника проблемы или он обижен на вас?

 

Учащиеся приводят примеры ситуаций, провоцирующих конфликты.

 

Отвечают на вопрос.

13.Формирование навыков эмпатии. Работа с калейдоскопом эмоций. (слайд 14)

(Приложение 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самопроверка

(Приложение 2)

(слайд 15)

1.-Возьмите карточки с изображением детей.

Что отличает их друг от друга.

 

 

2. Совместная работа с учителем.

Давайте вместе определим, какие чувства и эмоции испытывают дети (2-3 примера)

 

3. Организация работы в парах.

 

Учащиеся ищут разницу в эмоциональных состояниях изображённых на карточке детей.

 

 

Подписывают какую эмоцию, чувство, состояние

Испытывает изображённый ребёнок.

 

 

Продолжение работы в парах.

 

Проверка работы. (слайд 15)

14. Подводящий к знанию диалог.

Когда и где нам пригодится умение определять, какие чувства и эмоции испытывает человек?

Учащиеся приводят примеры ситуаций.

15. Учебная рефлексия.

Продолжи фразы:

-Сегодня на уроке я узнал...

-На этом уроке я понял, что…..

- На уроке я научился ……

- Этот урок побудил меня задуматься над …

 

Учащиеся формулируют ответы.

16.Подведение итогов. (слайд 16)

Придумайте правила общения для вашего класса. ( на слайде фото классного руководителя)

Формулируют правила на основе знаний.

17.Эмоциональная рефлексия 2.

 (слайд 17)

Задачи: анализ устойчивости мотивации к концу урока.

Анализ эмоционального фона урока и личной эмоциональной рефлексии.

-Возьмите карточку со смайликами, переверните её. И оцените своё настроение,  именно на данный момент времени.

 

 
 
 

 


-Поднимите руки, кто поставил значок ближе к грустному смайлику?

Работа с карточкой.

18.Оценка активности учащихся на уроке.

Учитель ставит оценки и поясняет критерии.

Учащиеся выставляют оценки в дневник.

19.Домашнее задание.

(слайд 18)

Прочитай рассказ

«Слово не воробей»     стр 66

Запиши в тетради правила общения с одноклассниками на основе текста и знаний, полученных на уроке.

 

Запись д\з в дневник.

 


Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн