Урок обществознания в 5 классе. УМК БоголюбовЛ.Н. "Одноклассники"
Submitted by Елена Владимировна Егорова on вс, 31/03/2013 - 20:52
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1Вводная часть.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Организация деятельности учащихся на формирование целей урока.
Проверка готовности к уроку, организация внимания детей.
Самоорганизация готовности к уроку.
2. Диагностика эмоционального состояния учащихся вначале урока. ( слайд 2)
Эмоциональная рефлексия вначале урока.
Определение эмоциональной готовности работы на уроке.
Инструктаж выполнения задания.
-Перед вами карточка со смайликами: один из них грустный, другой радостный, между ними линия. Поставьте любой знак на линии между ними. Какое у вас настроение?»
( во время работы учитель фиксирует учащихся с отрицательной рефлексией)
-Выполнили задание? Отложите карточки, мы с ними поработаем ещё раз но чуть позже.
Эмоциональная рефлексия.
3.Определение темы урока. ( слайд 3)
Постановка проблемы определения темы урока.
-Кого вы узнали на фото?
-Как назвать одним понятием?
Определение темы урока. ( слайд 3,фото класса)
-Мы- одноклассники.
4.Побуждающий к выдвижению задач диалог.
(мотивационная часть) ( слайд 4)
-Почему авторы предлагают изучить эту тему? Ведь вы учитесь вместе уже 5 год и друг о друге много знаете?
Продолжите фразу:
С одной стороны_____, но с другой стороны…
По ответам детей формулируются задачи.
Выслушиваются ответы учащихся.
Определение задач урока.
Познакомится с…….
Научится ………
Сформировать умение………….
5.Актуализация.
( слайд 5)
Какие у меня одноклассники.
Ответьте на вопрос прилагательным, напишите на стикере и прикрепите к доске.
Учащиеся выполняют задания и оформляют стикерами доску.
Вызванный к доске ученик читает определения.
6. Работа с текстом до чтения, предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения. ( слайд 6,7)
Организация работы со слайдом.
- Сегодня я хочу познакомить вас с удивительным человеком, выдающимся математиком Львом Семеновичем Понтрягиным.( работа со слайдом…)
-Что вас удивило в судьбе выдающегося математика?
-Какие вопросы вы бы хотели задать мне?
Знакомство с первичной информацией.
Поиск недостающей информации. ( ребята задают вопросы по предъявленному отрывку текста).
7.Работа с текстом.
Откройте стр 66,.Рассказ «Жил на свете человек.»
Чтение текста вслух отельными учащимися.
8. Выявление первичного восприятия, связь с целью и задачами урока. ( слайд 8)
-Почему авторы учебника познакомили вас с великим математиком именно в этой теме?
-Как помогали одноклассники Льву Семёновичу?
______________
-Почему родители не боялись отпускать на прогулки и мероприятия в Москве слепого мальчика с одноклассниками, ведь это же большой риск и ответственность, когда рядом с тобой слепой человек?
Какие качества одноклассников давали уверенность родителям Льва Семёновича, что ему с ними, хорошо и безопасно?
Ответы на проблемный вопрос. ( Если бы не одноклассники Лев Семёнович, возможно не стал бы учёным.)
Ответы учащихся.
Выявление социально значимых качеств.
9.Самоанализ на основе рефлексии.
( слайд 9)
Посмотрите, перечисли ли вы эти качества у своих одноклассников?
Почему вы сразу не назвали эти качества? ( слайд 10)
Учащиеся на основе рефлексии записывают на стикерах социально значимые качества и прикрепляют их на доску, дополняя предыдущую группу.
10. Построение проекта выхода из социально трудной ситуации. ( слайд 11)
-Наверняка, в вашем классе были случаи, когда вы приходили на помощь другу. Расскажите о них.
Учащиеся рассказывают эпизоды, где они проявляли социально значимые качества по отношению к одноклассникам.
11. Побуждающий от проблемной ситуации диалог. (слайд 12)
-Несчастный случай- это единственный повод придти на помощь к однокласснику?
Учащиеся приводят примеры ситуаций.
12.Выявление причин конфликтов одноклассников. Поиск пути решения.
(слайд 13)
Работа по слайду 13.
-Отчего может изменится настроение у вашего одноклассника?
- Как вы можете понять, что у одноклассника проблемы или он обижен на вас?
Давайте вместе определим, какие чувства и эмоции испытывают дети (2-3 примера)
3. Организация работы в парах.
Учащиеся ищут разницу в эмоциональных состояниях изображённых на карточке детей.
Подписывают какую эмоцию, чувство, состояние
Испытывает изображённый ребёнок.
Продолжение работы в парах.
Проверка работы. (слайд 15)
14. Подводящий к знанию диалог.
Когда и где нам пригодится умение определять, какие чувства и эмоции испытывает человек?
Учащиеся приводят примеры ситуаций.
15. Учебная рефлексия.
Продолжи фразы:
-Сегодня на уроке я узнал...
-На этом уроке я понял, что…..
- На уроке я научился ……
- Этот урок побудил меня задуматься над …
Учащиеся формулируют ответы.
16.Подведение итогов. (слайд 16)
Придумайте правила общения для вашего класса. ( на слайде фото классного руководителя)
Формулируют правила на основе знаний.
17.Эмоциональная рефлексия 2.
(слайд 17)
Задачи: анализ устойчивости мотивации к концу урока.
Анализ эмоционального фона урока и личной эмоциональной рефлексии.
-Возьмите карточку со смайликами, переверните её. И оцените своё настроение, именно на данный момент времени.
-Поднимите руки, кто поставил значок ближе к грустному смайлику?
Работа с карточкой.
18.Оценка активности учащихся на уроке.
Учитель ставит оценки и поясняет критерии.
Учащиеся выставляют оценки в дневник.
19.Домашнее задание.
(слайд 18)
Прочитай рассказ
«Слово не воробей» стр 66
Запиши в тетради правила общения с одноклассниками на основе текста и знаний, полученных на уроке.
Запись д\з в дневник.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1Вводная часть.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Организация деятельности учащихся на формирование целей урока.
Проверка готовности к уроку, организация внимания детей.
Самоорганизация готовности к уроку.
2. Диагностика эмоционального состояния учащихся вначале урока. ( слайд 2)
Эмоциональная рефлексия вначале урока.
Определение эмоциональной готовности работы на уроке.
Инструктаж выполнения задания.
-Перед вами карточка со смайликами: один из них грустный, другой радостный, между ними линия. Поставьте любой знак на линии между ними. Какое у вас настроение?»
( во время работы учитель фиксирует учащихся с отрицательной рефлексией)
-Выполнили задание? Отложите карточки, мы с ними поработаем ещё раз но чуть позже.
Эмоциональная рефлексия.
3.Определение темы урока. ( слайд 3)
Постановка проблемы определения темы урока.
-Кого вы узнали на фото?
-Как назвать одним понятием?
Определение темы урока. ( слайд 3,фото класса)
-Мы- одноклассники.
4.Побуждающий к выдвижению задач диалог.
(мотивационная часть) ( слайд 4)
-Почему авторы предлагают изучить эту тему? Ведь вы учитесь вместе уже 5 год и друг о друге много знаете?
Продолжите фразу:
С одной стороны_____, но с другой стороны…
По ответам детей формулируются задачи.
Выслушиваются ответы учащихся.
Определение задач урока.
Познакомится с…….
Научится ………
Сформировать умение………….
5.Актуализация.
( слайд 5)
Какие у меня одноклассники.
Ответьте на вопрос прилагательным, напишите на стикере и прикрепите к доске.
Учащиеся выполняют задания и оформляют стикерами доску.
Вызванный к доске ученик читает определения.
6. Работа с текстом до чтения, предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения. ( слайд 6,7)
Организация работы со слайдом.
- Сегодня я хочу познакомить вас с удивительным человеком, выдающимся математиком Львом Семеновичем Понтрягиным.( работа со слайдом…)
-Что вас удивило в судьбе выдающегося математика?
-Какие вопросы вы бы хотели задать мне?
Знакомство с первичной информацией.
Поиск недостающей информации. ( ребята задают вопросы по предъявленному отрывку текста).
7.Работа с текстом.
Откройте стр 66,.Рассказ «Жил на свете человек.»
Чтение текста вслух отельными учащимися.
8. Выявление первичного восприятия, связь с целью и задачами урока. ( слайд 8)
-Почему авторы учебника познакомили вас с великим математиком именно в этой теме?
-Как помогали одноклассники Льву Семёновичу?
______________
-Почему родители не боялись отпускать на прогулки и мероприятия в Москве слепого мальчика с одноклассниками, ведь это же большой риск и ответственность, когда рядом с тобой слепой человек?
Какие качества одноклассников давали уверенность родителям Льва Семёновича, что ему с ними, хорошо и безопасно?
Ответы на проблемный вопрос. ( Если бы не одноклассники Лев Семёнович, возможно не стал бы учёным.)
Ответы учащихся.
Выявление социально значимых качеств.
9.Самоанализ на основе рефлексии.
( слайд 9)
Посмотрите, перечисли ли вы эти качества у своих одноклассников?
Почему вы сразу не назвали эти качества? ( слайд 10)
Учащиеся на основе рефлексии записывают на стикерах социально значимые качества и прикрепляют их на доску, дополняя предыдущую группу.
10. Построение проекта выхода из социально трудной ситуации. ( слайд 11)
-Наверняка, в вашем классе были случаи, когда вы приходили на помощь другу. Расскажите о них.
Учащиеся рассказывают эпизоды, где они проявляли социально значимые качества по отношению к одноклассникам.
11. Побуждающий от проблемной ситуации диалог. (слайд 12)
-Несчастный случай- это единственный повод придти на помощь к однокласснику?
Учащиеся приводят примеры ситуаций.
12.Выявление причин конфликтов одноклассников. Поиск пути решения.
(слайд 13)
Работа по слайду 13.
-Отчего может изменится настроение у вашего одноклассника?
- Как вы можете понять, что у одноклассника проблемы или он обижен на вас?