Автор:
Лапотникова Наталья Ражаповна
Место работы:
учитель начальных классов МАОУ СОШ № 153, г.Челябинск
Урок математики в 1 классе
Тема: Решение задач (закрепление).
Цель урока: формировать умение решать задачи изученных типов.
Задачи:
Образовательные: Закреплять представление о структуре задачи, взаимообратных задачах; совершенствовать умение составлять задачи по схемам, рисункам, числовым данным; правильно оформлять решение задачи.
Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах и группах ;
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
- Коммуникативные УУД: умениеоформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать знания ,используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради;
уметь составлять задачи по схемам, рисункам, числовым данным; уметь составлять взаимообратные задачи.
Личностные: Уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; п
роговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
высказывать своё предположение(Регулятивные УУД).
уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД)..
Методы: репродуктивный, эвристический, проблемный
Аннотация к уроку:
Представлен конспект урока и презентация по программе «Школа 2100 авторов ДемидовойТ.Е., КозловойС.А., Тонких А.П .
Урок по теме «Решение задач» разработан в соответствии с ФГОС.
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
Формируемые УУД
|
1. Организационная часть.
3минуты
|
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
И друг друга уважаем
– Урок я хочу начать словами китайской мудрости.
- Расставьте карточки в порядке возрастания чисел; переверните. (Считаем вместе)
-Читаем вместе.
Я слышу – и забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
– Сегодня на уроке мы будем внимательно слушать учителя и друг друга, наблюдать, стараться запоминать и понимать.
|
карточки
Слайд 2
|
Личностные УУД:
Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Регулятивные УУД:
Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Коммуникативные:
-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого теста).
-Слушать и понимать речь других.
Предметные:
1-й уровень (необходимый)
1)Знание названий и последовательности чисел от 1 до 10.
|
2.Актуализация знаний.
3минуты
3.Постановка учебной задачи.
4. Закрепление.
3минуты
5.Физминутка.
2 минуты
6.Закрепление.
7 минут
|
-Послушайте два текста и сравните их:
1.Мальчик увидел в окне 5снежинок, а девочка 3.Сколько всего снежинок увидели дети?
2.Мальчик увидел в окне 7снежинок, а девочка 2. Снежинки - это кристаллы льда.
-Как вы думаете, какой из этих текстов можно поместить в учебник «Математика», а какой в учебник «Окружающий мир»?
-Почему? (в задаче д.б. условие, вопрос, решение, ответ)
-Какое решение назовёте к 1 задаче?(5+3=8)
-А может кто – то догадался, как зовут детей из наших рассказов?
-И сказка Г.Х.Андерсена? (Снежная королева)
-Кто догадался, какова же будет цель нашего урока? (учиться решать задачи изученных типов)
-Тема урока - РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.
-Чтобы ничего не упустить и много успеть многие ваши родители пишут на день…
-А что мы должны знать и уметь, чтобы цель нашего урока была достигнута? (составить план)
-Быть внимательными к себе и друг другу.
-И у нас получился план. Идём к поставленной цели - не обязательно по порядку как в плане.
-Откройте тетради и запишите (через клетку):
-Сумму чисел в 1задаче.(8)
-Разность чисел во 2 тексте.(5)
-Назовите самое маленькое число(2)
Чтозаметили?(8,5,2)(закономерность)
-Уменьшите первое число на 2;(6);
-Увеличьте третье по счёту число на 1(4);
-Обменяйтесь тетрадями.
- Проверьте. (Запись закрыта на доске)
-Кто справился без ошибок? (остальным есть над, чем работать)
-Как умение складывать, вычитать, сравнивать числа поможет в решении задач? (не будет ошибок в вычислениях)
-Теперь распределитесь по группам и получите задания на карточках.
-Какие правила успешной работы вы будете соблюдать? (дружно работать, слушать друг друга)
-Кто сформулирует цель для своей команды? (составить, решить задачу и записать решение, ответ про цветы)
-Задачу можно сказать устно, а решение и ответ запишите на обороте.
-У вас 5 минут.
-Представляем ваши результаты у доски.
-Прочитайте по-разному выражения.
-Оцените работу группы.
-Какого типа задачи у каждой группы?(нахождение части или целого; разностное сравнение; на увеличение и уменьшение числа.)
-Что объединяет задачи 1-3 групп? (содержание и данные).
-Как называют такие задачи? (обратные).
-Какого типа задачу представила 4 группа? (нахождение целого)
- Приятно видеть, что у большинства всё получилось, т.к. работали слаженно и дружно.
-Рассаживаемся по местам.
|
Слайд 3
Слайд4
Слайд 5
План.
1.Составлять задачи по схеме, выражению.
2. Решать задачи на нахождение части или целого; разностное сравнение; на увеличение и уменьшение числа.
3. Записывать решение.
4.Складывать, вычитать, сравнивать числа до 10.
Слайд6
8,5,2,6,4
слайд 7,8,9
Слайд 10
карточки
1.В цветнике росли 4 розы, а вьюнков на 2 больше. Сколько росло вьюнков?(4+2=6 (в.) Ответ:6 вьюнков росло в цветнике.
2. В цветнике росли 4 розы и 6 вьюнков. На сколько больше росло вьюнков, чем роз?(6-4=2( ц.)Ответ: на 2 цветка росло в цветнике больше.
3.В цветнике росли 6 вьюнков, а роз на 2 меньше. Сколько роз росло в цветнике?(6-2=4(р.) Ответ:4 розы росло в цветнике.
4.В цветнике росли 4 розы,2 вьюнка, подснежник и 3гиацинта.Сколько всего цветов росло в цветнике?(4+2+1+3=10(Ц.)
Ответ:10 цветов всего росло в цветнике.
|
Личностные УУД:
Формируем умение составлять план действий ,перед тем как начать что –то делать.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Регулятивные УУД:
Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Познавательные УУД:
1)Формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
2) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
Личностные УУД:
Развиваем логические операции.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Регулятивные УУД:
Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные УУД:
Ориентироваться в свое системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Предметные:
Находить значения выражений, содержащих одно действие (сложение или вычитание)
Личностные УУД:
Учим ставить цели и искать пути их достижения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Регулятивные УУД:
Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные УУД:
1)Формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
2)Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
Предметные:
1)Знание названий и обозначений операций сложения и вычитания.
2)Решать простые задачи:
а)раскрывающие смысл действия сложения и вычитания;
б)задачи при решении которых используется понятие «увеличить на …»,«уменьшить на …»;
в)на разностное сравнение.
|
7.Физминутка
1 минута
8.Закрепление.
7минут
|
-Кроме цветника колдуньи Герда побывала в гостях у маленькой разбойницы.
-Придумайте по картинке и данным задачи про голубей .(рассказывают задачи).
-Самостоятельно запишите решение и ответ к любой из задач в тетрадь.
-У кого также?
-Как в жизни нам пригодиться умение работать с задачами? (ставим перед собой задачи и решаем их по мере возможности).
|
СЛАЙД11,12,13,14
Слайд 15
1.У Маленькой разбойницы было 7 белых голубей и 2 серых. Сколько всего голубей у разбойницы?
(7 +2=9(г.)
2. У Маленькой разбойницы было 9 голубей. Сколько белых голубей, если серых голубей -2?(9-2=7(г.)
3. У Маленькой разбойницы было 9 голубей. Сколько серых голубей, если белых голубей -7?(9-7=2)
|
Личностные УУД:
1)Учить самопроверке и самооценке.
2)Учить самостоятельно выбирать задания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Регулятивные УУД:
Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные УУД:
1) Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2)Формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
Предметные:
1)Находить значения выражений, содержащих одно действие (сложение или вычитание)
2)Решать простые задачи:
а)раскрывающие смысл действия сложения и вычитания;
б)задачи при решении которых используется понятие «увеличить на …»,«уменьшить на …»;
в)на разностное сравнение.
|
|
- Сейчас я предлагаю из двух заданий в учебнике выбрать для работы то, которое вы считаете для себя интересным и нужным для собственного развития.
-Открываем по закладке учебники и начинаем выполнять в учебнике №2или №5.
-Проверьте (на экране).
-Кто выбрал №2 и справился без ошибок?
-Каким правилом пользовались? (часть, целое)
- Кто выбрал №5 и справился без ошибок?? (есть к чему стремиться)
-Как рассуждали? (Увидели закономерность в вычитаемом и во втором слагаемом)
-Что помогло быстро справиться? (умение слушать себя, учителя и друг друга)
|
Слайд 16
Слайд 17
|
|
9.Подведение итогов.
2 минуты
|
Посмотрите на план.
- Все ли мы успели сделать?
-Достигнута ли цель нашего урока?
-Кому было легко?
-В чём были затруднения?
- Кто из вас не боится слова задача, понимает, как с ней работать - прикрепите смайлик к восклицательному знаку.
- Кто начинает волноваться при слове задача, кому тяжело дается подбор схемы к задаче, кто еще не уверен в своих силах- к вопросительному знаку.
- Ребята, очень радует, что много смайликов прикреплено к восклицательному знаку, значит вы не просто слушали и смотрели, но действовали, как в мудром изречении.
- Нет ничего страшного в том, что есть смайлики прикрепленные рядом с вопросительным знаком ,у нас еще есть время и я уверена, что все будут отлично решать задачи как в математике так и в жизни. Также как Герда, которая несмотря на трудности достигла своей цели - нашла Кая.
|
Слайд 18
Смайлики и знаки
Слайд 19
|
Личностные УУД:
1) Формируем умение выказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции;
2) Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) Формируем умение оценивать себя в соответствии с определённой ситуацией
4)Транслировать позитивные ценности.
|
|