Официальный сайт terra-z 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Концур С.В. Урок русского языка "Несклоняемые имена существительные"

Автор: 
Концур Светлана Васильевна
Место работы: 
учитель начальных классов МАОУ СОШ №153 г. Челябинска

Урок русского языка "Несклоняемые имена существительные"


(Образовательная система «Школа153», 4 класс)



Цели и задачи урока:

1)Воспитывать  интерес к языку  и культуру учебного труда, желание учиться.
2) Развивать у детей наблюдательность, учить исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения. 
3)Обобщить знания учащихся по теме « Имя существительное», дать понятие о несклоняемых именах существительных, наиболее часто встречающихся в речи; познакомить с происхождением и значением несклоняемых существительных, учить правильно писать и употреблять в речи несклоняемые имена существительные, познакомить   с несклоняемыми именами существительными , наиболее часто встречающимися в речи; познакомить с происхождением и значением несклоняемых существительных;

Оборудование: учебник,  мультимедийный проектор.

Техническая часть: мультимедийная презентация.                                                                    

Ход урока:

I.Организационный момент.
( Здравствуйте, послушайте  отрывок из стихотворения).
Учите русский годы к ряду…
С душой, с усердием, с умом.
Вас ждет великая награда
И та награда, в нем самом…
-  Итак, начинаем наш  урок русского языка. Откройте тетради, запишите число, укажите вид работы.

II.Словарно-орфографическая работа. Слайд№2
-  Сегодня на уроке мы с вами узнаем   много нового и интересного.
-  А начнём наш урок с орфографической разминки.
Замените одним словом и запишите:
Дорога с рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам (аллея)
Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и рукописи для общего пользования (библиотека)
Здание большой станции на путях сообщения (вокзал)
Специалист с высшим техническим образованием (инженер)
Занимательный, любопытный, привлекающий интерес (интересный)
Жилое помещение в доме, имеющее отдельный вход, обычно с передней, кухней (квартира)
Группа людей, объединённых общей работой, учёбой, общими интересами (коллектив)
Разговор, обмен мнениями (беседа)
-  Прочитайте ещё раз внимательно  слова. Какое слово  лишнее и почему?
(Интересный. Это имя прилагательное). Докажите. Что объединяет другие  слова? (Наводящий вопрос: Какой частью речи они являются?)   ( Им.сущ ) Докажите.

III.Обобщение знаний об имени существительном.
-    Сегодня на уроке мы продолжаем изучение раздела под общим названием  «Имя существительное» Но прежде, чем получить новые знания, вам необходимо вспомнить, всё, что вы знаете о данной части речи.  Послушайте задание:
-    Подготовьте  рассказ об имени существительном, используя следующий план:  Слайд№3                    
1. Какого рода бывают имена существительные?
2. Как изменяются имена существительные? (по числам и падежам)
3. Как иначе называется изменение по падежам? (Склонение)

-  Итак, что у вас получилось? (проверка)
-   А теперь вспомните и дайте полное определение,   что   такое склонение?  Cлайд 4

-  Просклоняйте существительные:
1 вариант – сестра
2 вариант – окно  ( ученик).
-  Выделите окончания.
( У доски работают 2 человека)
-  Проверим, как вы справились с заданием.
- Что изменилось при склонении имён существительных? (окончание)

 
IV.Постановка учебной проблемы.

-  Как вы думаете, все ли имена существительные склоняются?

V.   Решение проблемы. Формулирование темы урока.
Давайте проверим. Прочитайте предложения, записанные на листочках.

  В магазине продаются разные пальто.   У  пальто  меховой воротник. К пальто  пришиты красивые пуговицы. Мама купила  мне   новое зимнее пальто.  Я доволен своим  пальто.  Мне было тепло в  пальто.
-  Что вы заметили?(  Во всех предложениях повторяется слово пальто) .  Какой частью речи оно является?
- Давайте узнаем ,  в каком падеже употребляется  слово  пальто в каждом предложении.    Как будем действовать?  Что нужно сделать?

 

                                 Памятка.
Чтобы определить падеж существительного, надо:

Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос.
По вопросу и предлогу определить падеж.

       
(Появляется запись на доске:
И.п. – пальто.
Р.п. –  пальто.
Д.п. – пальто.
В.п. -  пальто.
Т.п.-   пальто.
П.п. – в пальто.

-  Что вы заметили? Изменилась ли какая-нибудь часть слова? Так какая  же особенность  у    слова пальто? ( Оно не склоняется, те. не изменяется по падежам).
-  Как можно назвать  существительное, которое не склоняется ? (Несклоняемое).
-  Сформулируйте тему нашего урока.  (Несклоняемые имена существительные). Слайд № 5
VI.     Физминутка.

VII. Актуализация знаний.

а) Чтение сведений в учебнике, с. 65.
- Какие существительные ещё не склоняются? Почему их назвали несклоняемыми? (Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова называют несклоняемые имена существительные). .А в чём ещё особенность этих слов? ( не изменяются по числам).
б ) Найди несклоняемые имена существительные. Слайд № 6
в) В русском языке таких слов много. Слайд № 7

 

Шоссе,  фламинго, метро,  кино, радио, манто, кофе, пианино, какао, жюри, кенгуру, пони, шимпанзе.

Прочитайте их. Значение, каких слов вам не понятно?
-  Чаще всего такие слова иностранного происхождения и чтобы узнать их значение обращаются к словарям. Словари бывают разные (показать печатный вариант, имеющихся  словарей).  Ну и как вы уже догадались, все эти слова словарные, поэтому их надо заучивать наизусть.
Что мы с вами сейчас и сделаем.
г)  Словарная работа. Слайд №8
-   Послушайте загадку и догадайтесь, о каком из этих слов в ней идёт речь:
Опоясал каменный ремень
Сотни городов и деревень.
(шоссе)

-  Как вы понимаете смысл слова шоссе? (Учащиеся высказывают свои предположения).
- Сравните картинки. На какой картинке изображено шоссе? (Предположения учащихся).
-  Это слово пришло к нам из французского языка.  Оно обозначает дорогу с твердым покрытием. 
-  Составьте предложение с данным словом.

  Работа со словом:

Запишите слово.
Поставьте ударение.
Определите опасные места.
Сколько слогов? Букв? Звуков?

Итак, в чём особенность этих слов? Слайд №9

 

Закрепление нового материала. Самостоятельная работа.
( Дифференцированная работа с карточками)

 

Вставьте в предложения  подходящие по смыслу несклоняемые существительные .
Слова для справок: фламинго, пони, шимпанзе.

Мы были в зоопарке. Там мы увидели розовых  __________________  ,

большого _______________________ . Маленький   ___________ был

грустным.

Бабушке мы рассказали о розовых ______________________, о том  как

______________ катал детей по зоопарку, а _________________________

рисовал красками картину.

 

 

Раздели слова  в две группы: склоняемые и несклоняемые.

        Слон, кенгуру, дорога, метро, театр, радио.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII .Итог урока.  Рефлексия.Слайд №10

-   Итак, с какими словами познакомились на уроке?
-  Почему он так называются?
-  А сейчас я предлагаю вам послушать «Песенку» Аркадия Хайта
Чтобы грамотными стать и писать отлично,
Никогда нельзя менять в падежах различных
Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро,
Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе.
Можно песню распевать и в гостях, и дома,
Если только не менять окончанье слова
Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто,
Ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру.

 

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн