Автор:
Концур Светлана Васильевна
Место работы:
учитель начальных классов МАОУ СОШ №153 г. Челябинска
Урок русского языка "Несклоняемые имена существительные"
(Образовательная система «Школа153», 4 класс)
Цели и задачи урока:
1)Воспитывать интерес к языку и культуру учебного труда, желание учиться.
2) Развивать у детей наблюдательность, учить исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения.
3)Обобщить знания учащихся по теме « Имя существительное», дать понятие о несклоняемых именах существительных, наиболее часто встречающихся в речи; познакомить с происхождением и значением несклоняемых существительных, учить правильно писать и употреблять в речи несклоняемые имена существительные, познакомить с несклоняемыми именами существительными , наиболее часто встречающимися в речи; познакомить с происхождением и значением несклоняемых существительных;
Оборудование: учебник, мультимедийный проектор.
Техническая часть: мультимедийная презентация.
Ход урока:
I.Организационный момент.
( Здравствуйте, послушайте отрывок из стихотворения).
Учите русский годы к ряду…
С душой, с усердием, с умом.
Вас ждет великая награда
И та награда, в нем самом…
- Итак, начинаем наш урок русского языка. Откройте тетради, запишите число, укажите вид работы.
II.Словарно-орфографическая работа. Слайд№2
- Сегодня на уроке мы с вами узнаем много нового и интересного.
- А начнём наш урок с орфографической разминки.
Замените одним словом и запишите:
Дорога с рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам (аллея)
Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и рукописи для общего пользования (библиотека)
Здание большой станции на путях сообщения (вокзал)
Специалист с высшим техническим образованием (инженер)
Занимательный, любопытный, привлекающий интерес (интересный)
Жилое помещение в доме, имеющее отдельный вход, обычно с передней, кухней (квартира)
Группа людей, объединённых общей работой, учёбой, общими интересами (коллектив)
Разговор, обмен мнениями (беседа)
- Прочитайте ещё раз внимательно слова. Какое слово лишнее и почему?
(Интересный. Это имя прилагательное). Докажите. Что объединяет другие слова? (Наводящий вопрос: Какой частью речи они являются?) ( Им.сущ ) Докажите.
III.Обобщение знаний об имени существительном.
- Сегодня на уроке мы продолжаем изучение раздела под общим названием «Имя существительное» Но прежде, чем получить новые знания, вам необходимо вспомнить, всё, что вы знаете о данной части речи. Послушайте задание:
- Подготовьте рассказ об имени существительном, используя следующий план: Слайд№3
1. Какого рода бывают имена существительные?
2. Как изменяются имена существительные? (по числам и падежам)
3. Как иначе называется изменение по падежам? (Склонение)
- Итак, что у вас получилось? (проверка)
- А теперь вспомните и дайте полное определение, что такое склонение? Cлайд №4
- Просклоняйте существительные:
1 вариант – сестра
2 вариант – окно ( ученик).
- Выделите окончания.
( У доски работают 2 человека)
- Проверим, как вы справились с заданием.
- Что изменилось при склонении имён существительных? (окончание)
IV.Постановка учебной проблемы.
- Как вы думаете, все ли имена существительные склоняются?
V. Решение проблемы. Формулирование темы урока.
Давайте проверим. Прочитайте предложения, записанные на листочках.
В магазине продаются разные пальто. У пальто меховой воротник. К пальто пришиты красивые пуговицы. Мама купила мне новое зимнее пальто. Я доволен своим пальто. Мне было тепло в пальто.
- Что вы заметили?( Во всех предложениях повторяется слово пальто) . Какой частью речи оно является?
- Давайте узнаем , в каком падеже употребляется слово пальто в каждом предложении. Как будем действовать? Что нужно сделать?
Памятка.
Чтобы определить падеж существительного, надо:
Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос.
По вопросу и предлогу определить падеж.
|
(Появляется запись на доске:
И.п. – пальто.
Р.п. – пальто.
Д.п. – пальто.
В.п. - пальто.
Т.п.- пальто.
П.п. – в пальто.
- Что вы заметили? Изменилась ли какая-нибудь часть слова? Так какая же особенность у слова пальто? ( Оно не склоняется, те. не изменяется по падежам).
- Как можно назвать существительное, которое не склоняется ? (Несклоняемое).
- Сформулируйте тему нашего урока. (Несклоняемые имена существительные). Слайд № 5
VI. Физминутка.
VII. Актуализация знаний.
а) Чтение сведений в учебнике, с. 65.
- Какие существительные ещё не склоняются? Почему их назвали несклоняемыми? (Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова называют несклоняемые имена существительные). .А в чём ещё особенность этих слов? ( не изменяются по числам).
б ) Найди несклоняемые имена существительные. Слайд № 6
в) В русском языке таких слов много. Слайд № 7
Шоссе, фламинго, метро, кино, радио, манто, кофе, пианино, какао, жюри, кенгуру, пони, шимпанзе.
|
Прочитайте их. Значение, каких слов вам не понятно?
- Чаще всего такие слова иностранного происхождения и чтобы узнать их значение обращаются к словарям. Словари бывают разные (показать печатный вариант, имеющихся словарей). Ну и как вы уже догадались, все эти слова словарные, поэтому их надо заучивать наизусть.
Что мы с вами сейчас и сделаем.
г) Словарная работа. Слайд №8
- Послушайте загадку и догадайтесь, о каком из этих слов в ней идёт речь:
Опоясал каменный ремень
Сотни городов и деревень.
(шоссе)
- Как вы понимаете смысл слова шоссе? (Учащиеся высказывают свои предположения).
- Сравните картинки. На какой картинке изображено шоссе? (Предположения учащихся).
- Это слово пришло к нам из французского языка. Оно обозначает дорогу с твердым покрытием.
- Составьте предложение с данным словом.
Работа со словом:
Запишите слово.
Поставьте ударение.
Определите опасные места.
Сколько слогов? Букв? Звуков?
Итак, в чём особенность этих слов? Слайд №9
Закрепление нового материала. Самостоятельная работа.
( Дифференцированная работа с карточками)
Вставьте в предложения подходящие по смыслу несклоняемые существительные .
Слова для справок: фламинго, пони, шимпанзе.
Мы были в зоопарке. Там мы увидели розовых __________________ ,
большого _______________________ . Маленький ___________ был
грустным.
Бабушке мы рассказали о розовых ______________________, о том как
______________ катал детей по зоопарку, а _________________________
рисовал красками картину.
|
Раздели слова в две группы: склоняемые и несклоняемые.
Слон, кенгуру, дорога, метро, театр, радио.
|
|
|
|
VIII .Итог урока. Рефлексия.Слайд №10
- Итак, с какими словами познакомились на уроке?
- Почему он так называются?
- А сейчас я предлагаю вам послушать «Песенку» Аркадия Хайта
Чтобы грамотными стать и писать отлично,
Никогда нельзя менять в падежах различных
Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро,
Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе.
Можно песню распевать и в гостях, и дома,
Если только не менять окончанье слова
Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто,
Ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру.
|