Официальный сайт morning-news 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Православное учение о человеке (конспект урока по основам православной кульруры, 4 класс)

Submitted by Ольга Валентиновна Конькова on пн, 25/03/2013 - 10:54
Данные об авторе
Автор(ы): 
Конькова Ольга Валентиновна
Место работы, должность: 
МБОУ "Никифоровская СОШ №2"
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Другое
Цель урока: 

 

осмысление христианского представления о человеке; душе человека как его сущности

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

Модуль "Основы православной культуры" в рамках комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики". Конспект-урока,  Учебник  А. В. Кураева "Основы православной культуры". 4-5 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2010.Материал предназначен для учителей, ведущих курс ОПК

Используемая методическая литература: 

 

1. «Основы православной культуры», учебное пособие для общеобразовательных учреждений, Москва «Просвешение» , 2010

2. Методически рекомендации по модулю «Основы православной культуры», Тамбов 2010

3. Библия для детей. ТЕРИРЕМ, 2011

4. Агния Барто «Сто лучших стихотворений», Астрель, Москва, 2006

5. Аркадий Гайдар  «Совесть», Собрание сочинений в трех томах. Том 2

      Издательство "Правда", Москва, 1986

6. Жития Святых для детей, Издательство Сретенского монастыря Москва, 2008

6.  http://pvlpvl.at.ua/publ/multfilmy/11

Используемое оборудование: 

 

  • ноутбук, проектор,
  • слайды, диск по курсу ОРКСЭ (православный модуль),

DVDcмультфильмом  «Святой преподобный Серафим Саровский  Чудотворец»

  • толковые словари
  • раздаточный материал:карточки с заданиями; 
  • тексты с рассказами для групповой работы;
Используемые ЦОР: 

.  http://pvlpvl.at.ua/publ/multfilmy/11

Краткое описание: 
Модуль "Основы православной культуры" в рамках комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики". Конспект-урока

 

Класс делится на три группы и садится  за «круглые столы»  по группам.

Ход урока

IАктуализация знаний.

1) Учитель читает стихи  А. Л. Барто «Вовка – добрая душа»

Шла вчера я по Садовой,

 Так была удивлена —

 Паренек белоголовый

 Закричал мне из окна:

— С добрым утром!

 С добрым утром!

Я спросила: — Это мне? —

 Улыбнулся он в окне,

 Закричал еще кому-то:

— С добрым утром!

 С добрым утром!

Малышам и взрослым людям

 Паренек махал рукой,

 С ним теперь знакомы будем:

 Это Вовка — есть такой!

2) Ученик читает стихотворение.

Как Вовка бабушек выручил

 

 На бульваре бабушки

Баюкают внучат,

Поют внучатам ладушки,

А малыши кричат.

 

Расплакались две Оленьки,

Им жарко в летний зной,

Андрей, в коляске, голенький,

Вопит как заводной.

 

— Ладушки, ладушки…—

Ох, устали бабушки,

Ох, крикунью Ирочку

Нелегко унять.

 

Что ж, опять на выручку

Вовку нужно звать.

— Вовка — добрая душа,

Позабавь-ка малыша!

 

 Подошёл он к бабушкам,

Встал он с ними рядышком,

Вдруг запрыгал и запел:

— Ладушки, ладушки!

 

Замолчали крикуны,

Так они удивлены:

Распевает ладушки

Мальчик вместо бабушки.

 

 Засмеялись сразу обе

Маленькие Оленьки,

И Андрей не хмурит лобик,

А хохочет, голенький.

 Вовка пляшет на дорожке:

— Ладушки, ладушки!

— Вот какой у нас помощник!—

Радуются бабушки.

 

Говорят ему —

Спасибо!

Так плясать

Мы не смогли бы!

 

3) Ответы на вопросы:

1.  Что объединяет эти стихотворения? (У них один герой — Вовка.)

2. Что можно сказать о Вовке? (Он добрый вежливый мальчик; он любит людей.)

3. По каким поступкам Вовки можно судить о том, что он любит людей? (Со всеми здоровается; приветствует даже незнакомых, желая им доброго утра; помогает взрослым.)

4. Что можно сказать о характере Вовки? (Вовка — добрый.)

5.  А можно сказать, что Вовка — душевный мальчик? (Да)

6.  Что означает словосочетание «душа радуется»? (Человек сделал доброе дело для себя, для других; ему радостно, приятно.)

7. Когда душа радуется, что хочется делать? (Творить и дальше добро, петь, танцевать и т. д.)

4)  Расскажите о таких поступках из своей жизни.

 

 II  Проблемная ситуация.

 

  • Вы катались на велосипеде. Из окна своего дома вас увидел одноклассник и попросил зайти на минутку. Вы, оставив велосипед около подъезда, зашли к своему другу, но когда вышли от него велосипеда на месте не оказалось. Вам горько и обидно. Что вы будете делать?

 

- Вы предложили разные варианты выхода из данной ситуации. Какой выбор должен сделать истинный христианин?  В конце нашего урока, я думаю, что мы найдем достойный, правильный выход из неприятной ситуации.

   III Работа над новой темой.

 

    1) Когда так говорят? «чистая душа», «душа нараспашку»,   «грязная душонка», «голубиная душа», «спасти душу», «радостно на душе», «мне это не по душе».

 - Объясни, как  ты понимаешь, что такое человеческая душа. (ответы детей)

-  У каждой группы лежит толковый словарь. Давайте, найдём и прочитаем значение данного слова по различным словарям.

   2) Работа по учебнику.

1. Самостоятельное чтение  текста «Душа» и письменные ответы на вопросы  по группам  (работа по карточкам)

- Какими  качествами и свойствами  может обладать душа?  (думать, мечтать, верить, любить, страдать, плакать, болеть, ныть, радоваться…) (1-я группа)

- От какого слова произошло слово «душа»? (2- группа)

- Какие свойства человеческой души отличают его от животных? (3-я группа)

 

 

  3) – Как вы понимаете выражение «внутренний мир человека»?

 

 Составление кластера на тему «Внутренний мир человека»

 

 

Внутренний мир человека

(образ Бога в человеке)

 

Свобода

Разум

Любовь

Творчество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


IV  Работа  в группах

Работа с художественными текстами.

1 группа. Прочитай рассказ А. П. Гайдара «Совесть»  (Приложение 1)

Ответь на вопросы:

  • Что ты можешь сказать о Нине? О малыше?
  • Жалеешь ли  её ты или осуждаешь?
  • В каких строках заключена основная мысль рассказа? Докажи своё мнение.

2 группа. Прочитай рассказ Бориса Ганаго «Колина совесть» (Приложение 2)

 

Ответь на вопросы:

  • Как Коля заразил свою душу?
  • Была ли у Коли свобода на добрые поступки и плохие?
  • Почему человек иногда выбирает зло? От чего это зависит?
  • Из чего выстраивается внутренний мир человека?

 

 

3 группа. Вспомни сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе  Салтане…», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (Приложение 3)

 

Ответь на вопросы:

  • У кого из героев «добрая душа» , у кого  «злая душа»?
  • Что заставило героев со «злой душой» совершить такие поступки?
  • Какие бы  христианские советы вы бы дали  этим героям?

Итоговые вопросы

- Стала ли «чистой» душа у вашего героя? Что этому способствовало?

- Как помогала душа выдержать трудные испытания литературным героям?

Вывод

   У нашей души есть удивительное свойство, Душа становится тем богаче, чем больше она отдаёт другим людям. Тот, кто сделал добро другому, и сам стал добрее и радостнее. И добрее стал тот, кому он помог. И добрее стал весь мир.

 

V Рубрика  «Это интересно»

 

- Давайте обратимся, ребята, к священной книге Библии и узнаем, как она рассказывает о происхождении  души.

 

- Давайте оглядимся вокруг. Чего мы только не увидим! Кроме людей мы увидим дома, горы, леса, камни, деревья, красивые цветы. Мы увидим лошадей, собак, птиц, бабочек. А если поднимем глаза вверх, то увидим над собой обширное  голубое  небо и на нем приветливое  солнышко. Вы, разумеется, могли бы назвать ещё много других вещей, которые вы заметили около себя. Это так теперь. Но было время, когда не было ни людей, ни неба, ни земли. Был только один Милосердный Бог.

   Он захотел, чтобы явился мир или свет. И создал человек сначала Ангелов. Вы знаете, что у каждого из нас есть душа, которая живет в нашем теле, и Англы такие же духи, но у них нет тела. Потом сотворил Бог и землю, на которой мы живём. Не сразу явилась земля в том виде, в каком вы её теперь видите: но все на ней Бог устроил в шесть дней.

    Давайте вспомним, что создал Бог в каждый из этих дней.

В первый день – свет

Во второй день – твердь, небесный свод, который вы видите над собой.

В третий день образовались ручейки, реки и озера. Где же воды не было, там выдавалась сухая земля.

В четвертый день на небесном своде заблистали  бесчисленные светила. Это Солнце, Луна, звезды.

В пятый день появились рыбы и птицы.

В шестой день Бог сотворил животных и зверей земных, которые не могут жить в воде и не могут летать.

   Но не доставало ещё одного творения . Как вы думаете, кого не доставало?(Человека).

Не было ещё людей. И вот, Богу угодно было создать человека.  «Я хочу создать человека, - сказал Бог, - пусть он будет господином над всеми зверями и всей землей. Сотворим человека по образу  Нашему и подобию». Он взял кусок земли и из него создал тело человека, и вдунул в человеческое тело разумную душу.

   Таким образом в шестой день был создан весь мир. В седьмой день Бог ничего уже не творил вновь. Он заповедал и людям в седьмой день в неделе посвящать Богу: ходить в церковь и дома молиться, читать священные книги, посещать больных  и совершать другие добрые дела.

   - А вы следуете этим советам? Ребята, если вы будете следовать этим заповедям, то в нашем мире будет больше добра, радости, счастья.

 

VII Просмотр мультфильма

У поэта Николая Заболоцкого есть такие строки:

«Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

- Как вы можете объяснить значение этих строк.

Каждый человек может думать о  хорошем и о  плохом, а значит, и поступать в жизни он может по-разному. Зло уродует человека, а любовь его преображает, учит делать добро.

Есть на земле люди,  которые свой жизненный путь посвятили служению добродетели. Это святые. Кто такие святые? В сердце каждого человека добро борется со злом, и мы, конечно, должны стараться помогать добру, хотеть, чтобы оно победило. Эта победа дается нелегко и не сразу: светлые состояния души сменяются темными, греховными; мы стараемся их исправить, жить по заповедям Божиим, но опять у нас что-то не получается, однако мы продолжаем бороться со злом, и эта задача на всю жизнь. Нужно только быть мужественным, не отчаиваться, и тогда Бог обязательно победит в наших сердцах, освободит их от зла, а свободный от зла человек и называется святым.

- Ребята, назовите имена святых людей, о которых вы знаете.

Давайте с вами посмотрим мультфильм «Святой преподобный Серафим Саровский  Чудотворец», который поведает о святом человеке, посвятившем всю свою жизнь добродетели.

(Просмотр мультфильма)

VIРефлексия

- Сегодня на уроке мы говорили о человеческой душе.

- Давайте вернёмся к проблемной ситуации, которая была поставлена в начале урока. Как выбор в разрешении её вы бы сделали?

- Я предлагаю вам составить синквейн на тему «Душа»

 

Душа

Щедрая, добрая

Радуется, творит, страдает

Душа обязана трудиться

Думайте о душе!

 

VII  Итог  урока

-Хочу поблагодарить вас за работу  и закончить наш урок такими строками.

 

Сколько в ваших глазках

И тепла, и света!

Сколько в ваших ласках

Чистого привета!..

Дети! Вам желаю

Вырасти большими,

Но душой остаться

Навсегда такими.

 

VIII      Домашнее задание – выбери то, которое тебе кажется наиболее интересным:

 1) Ответь на вопросы  по изученной теме в учебнике на стр.35.

2) Рассмотри в учебнике  иллюстрации к данному уроку и подготовь сообщение о героях этих картин.

3) Подумай, в каких художественных произведениях говорится о том, что даже животные чувствуют добрую душу.

4) Напиши сочинение о жизни и добродетели святого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1

Аркадий Гайдар

Совесть

 

    Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.

   Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

   Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.

   А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.

   — Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

   — Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

    Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.

     А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

    Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

     Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

 

 

Ответь на вопросы:

  • Что ты можешь сказать о Нине? О малыше?
  • Жалеешь ли  её ты или осуждаешь?
  • В каких строках заключена основная мысль рассказа? Докажи своё мнение.

Итоговые вопросы

  •  Стала ли «чистой» душа у вашего героя? Что этому способствовало?
  •  Как помогала душа выдержать трудные испытания литературным героям?

 

 

 

Приложение 2

Колина совесть

Борис Ганаго

    Коля живёт в детском доме. Он не знает ни своей мамы, ни папы. Зато знает своих воспитателей. Их у него трое, но Ольгу Андреевну он любит больше всех. Она и приласкает, и конфетку принесёт, и сказку расскажет. А однажды Ольга Андреевна водила всех детей в церковь. В церкви красиво, Коле понравилось. Там горит много свечек, ходят дяди в длинных одеждах, их называют священниками. Ещё в церкви живёт Бог. Он добрый и всех любит. Ольга Андреевна говорит, что Бог стучится каждому в сердечко, только его надо слышать. А Коля пока не слышал.

Коле не нравится, когда Ольга Андреевна играет с другими детьми в группе и других гладит по голове. Недавно Ольга Андреевна похвалила рисунок Нади, а Коля взял и разлил на него воду. Надя плакала, а Коле было хорошо: нет у неё красивого рисунка. Только вот почему-то Ольга Андреевна сразу погрустнела, но его, Колю, не ругала.

А сегодня Коля ударил Серёжу: ему показалось, что Ольга Андреевна дольше всех катала мальчика на качелях. Серёжа сел на скамеечку и заплакал. Так ему и надо, деловому! А Ольга Андреевна снова стала грустной, подозвала Колю к себе и сказала:

— Серёже больно. Иди пожалей его и не обижай больше.

“Вот ещё!” — подумал Коля, отошёл к песочнице и надулся: обиделся на Ольгу Андреевну и решил её больше никогда не любить. Стал играть в песочнице, нашёл камешек и бросил в сторону воспитательницы. Камешек попал ей прямо в очки и разбил их... От неожиданности Ольга Андреевна закрыла лицо руками. Коля испугался, спрятался за беседку. Но Ольга Андреевна не стала на него кричать, а собрала всех детей, позвала и его, Колю, и повела в группу.

За ужином Коля сидел задумавшись. Почему-то не хотелось ни булочки с маслом, ни сладкого какао. После ужина дети, как всегда, ждали сказку. Но Ольга Андреевна сказала, что сказки сегодня не будет, потому что очки разбились, а без них она не видит. Коле стало как-то тяжело внутри, защемило сердечко, запершило в горле, захотелось то ли заплакать, то ли подбежать к Ольге Андреевне, прижаться к её коленям. Он сел в уголок, что-то тяжёлое внутри не давало ему покоя, мешало играть. Тогда он подошёл к воспитательнице, хотел что-то сказать и вдруг заплакал.

— Что ты, малыш? — ласково спросила Ольга Андреевна и обняла мальчика за плечи.

— Мне плохо вот тут! — И Коля показал рукой на то место, где у него сердце. — Вы не сердитесь на меня?

— Нет, глупенький. Наконец-то у тебя проснулась совесть!

— А это хорошо? — всхлипнул Коля.

— Конечно, хорошо. Это Бог достучался в твоё сердечко! — И Ольга Андреевна, улыбнувшись, погладила мальчика.

 

 

Ответь на вопросы

  • Как Коля заразил свою душу?
  • Была ли у Коли свобода на добрые поступки и плохие?
  • Почему человек иногда выбирает зло? От чего это зависит?
  • Из чего выстраивается внутренний мир человека?

 

Итоговые вопросы

  •  Стала ли «чистой» душа у вашего героя? Что этому способствовало?
  •  Как помогала душа выдержать трудные испытания литературным героям?

 

 

 

Приложение 3

    Вспомни сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе  Салтане…»,

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

 

Ответь на вопросы:

  • У кого из героев «добрая душа» , у кого  «злая душа»?
  • Что заставило героев со «злой душой» совершить такие поступки?
  • Какие бы  христианские советы вы бы дали  этим героям?

Итоговые вопросы

- Стала ли «чистой» душа у вашего героя? Что этому способствовало?

- Как помогала душа выдержать трудные испытания литературным героям?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Урок 9.docx 143.5 KB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн