Официальный сайт mixzona 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Программа факультативного курса «Геоэкология и окружающая среда»

Фото пользователя Динара Тахировна Ташкембаева
Submitted by Динара Тахировна Ташкембаева on Tue, 12/03/2013 - 13:49
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ташкембаева Динара Тахировна
Место работы, должность: 
ВКО, г.Семей, КГУ "СОШ№27" учитель географии
Регион: 
Зарубежье - Казахстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
География
Предмет(ы): 
Экология
Цель урока: 

Цели курса

·         развитие разносторонних интересов и способностей учащихся;

·         пропаганда знаний географических и экологических наук;

·         выявление конструктивного значения географии и экологии на современном этапе;

·         изучение вклада этих наук в развитие народного хозяйства нашей страны и сохранение ее природных богатств;

·         расширение и углубление программного материала;

·         развитие индивидуальных интересов учащихся к географо-экологическим знаниям.

 

Задачи курса

  • формировать и развивать диалектико-материалистическое мировоззрение учащихся, их научные знания;
  • содействовать воспитанию казахстанского патриотизма, более глубокому пониманию внутренней и внешней политики Республики Казахстан;
  • правильно ориентировать подрастающее поколение в сложных проблемах взаимодействия общества и природы, совершенствовать географическое и экологическое образование;
  • формирование активной жизненной позиции учащихся;
  • развивать экологическое сознание;
  •  становление экологической культуры личности и общества, как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека и природы.

 

Ожидаемые результаты

  • повышение заинтересованности в изучении естественных дисциплин;
  • активизация исследовательской деятельности учащихся;
  • экологическая грамотность учащихся;
  • создание условий для развития и реализации творческих способностей учащихся.

 

Основные требования к знаниям и умениям учащимся:

Учащиеся должны знать:

  • структуры и содержание курса;
  • основные виды загрязнений окружающей среды;
  • зоны экологического бедствия нашей республики;
  • основные направления рационального природопользования;
  • виды охраняемых растений и животных по заповедникам Казахстана;
  • основные экологические проблемы нашего края;
  • перспективные охраняемые территории Казахстана.

Учащиеся должны уметь:

  • проводить различные мониторинги окружающей среды;
  • давать сравнительные характеристики видов загрязнений;
  • объяснять влияние хозяйственной деятельности человека на природу разных регионов;
  • давать характеристику основных экологических проблем нашего региона;
  • участвовать в оздоровлении окружающей среды;
  • выполнять правила поведения в природе и участвовать в деятельности по охране окружающей среды и своей местности.

.

Межпредметная интеграция:

Математика, география, биология, черчение, ИЗО

 

Объем учебного времени, периодичность занятий

Факультативный курс «Геоэкология и охрана окружающей среды ВКО»  проводится 1 раз в неделю, 34 часа в год. Запланировано 12 уроков, 5 проверочных работ. Продолжительность урока 45 минут.

 

Форма организации курса

Формы работы разнообразны: групповая работа, практические работы, комбинированные уроки с просмотром презентаций, разработка и защита творческих проектов учащихся.

Форма завершения курса

Факультативный курс завершается защитой творческих проектов учащихся по группам на тему «Международная деятельность в области охраны окружающей среды». Форма отчетности произвольная: глоссарии, блок-схемы, карта-схемы, буклеты, кроссворды и др.

 

Система оценивания учебных достижений учащихся

Оценка образовательных результатов обучающихсярассматривается как важный этап педагогического процесса.  При реализации вариативного компонента БУП (факультативные курсы и  курсы по выбору ученика) применяется оценка – «зачет» и «незачет».

 

Используемые учебники и учебные пособия: 

Рекомендуемая литература для учителя:

1.    Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года//Казахстанская правда, 26.12.2003

2.    Назарбаев Н.А. Казахстан-2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана. Алматы: Білім,1997. 30 с.

3.    Назарбаев Н.А. Через кризис к обновлению и развитию. Послание главы государства к народу Казахстана//Мысль. 2009. № 4. с 2-11

4.    Пономаренко Е.В. Формирование экологически ответственной личности выпускника в процессе школьного экологического образования и воспитания//Образование. 2007. № 5 с. 138-140

5.    Комар И. В. Рациональное использование природных ресурсов и ресурсные циклы. М., 1986.

6.    Панин М.С. Экология Казахстана

7.    Интернет сайт ООН (www.un.org).

8.    ПанинМ.С. Химическая экология – Семипалатинск, 2000 г.

 

Рекомендуемая литература для учеников:

1.       Закон Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» от 24 июня 2010 года № 291-IV.

2.       Земельный Кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года N 442.

3.       Водный кодекс Республики Казахстан от 9 июля 2003 года № 481. Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2003. № 17. Ст. 41.

4.       Лесной Кодекс Республики Казахстан.

5.       Максаковский В.П. Географическая картина мира., З.Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во.- 1996.

6.        Максаковский В.П. Географическая картина мира: В 2 кн. Кн, 1: Общая характеристика мира.- М.: Дрофа, 2003.- 496 с.

7.        Максаковский В.П. География мировых природных ресурсов.-География в школе, № 5, 2006. - с. 3 -10.

8.        Максаковский В.П. География мировых природных ресурсов.-География в школе, № 6, 2006. - с. 4 - 8.

9.        Максаковский В.П. География мировых природных ресурсов.-География в школе, № 7, 2006. - с. 3- 11.

10.  Чигаркин А.В. Геоэкология Казахстана / А.В. Чигаркин. - Алма-Ата: КазГУ, 1974. - 345 с.

11.  Чигаркин А.В. Региональная геоэкология Казахстана / А.В. Чигаркин. - Алма-Ата: КазГУ, 1974. - 435с.

Краткое описание: 
Пояснительная записка Данный курс основан на требованиях к современному образованию, главная из которых состоит в воспитании гармонично развитой личности. Современная эпоха диктует, что краеугольным камнем в отношениях человек-природа, становятся экологические знания.[1] Исходя из приоритетов Стратегии «Казахстан — 2030», Президентом Н.А. Назарбаевым утверждена «Концепция экологической безопасности на 2004 — 2015 годы», в котором экологическое образование рассматривается в качестве основы для формирования экологической культуры общества.[2] Проблема взаимоотношений человека и природы в последнее десятилетие стала одной из самых актуальных. Причина тому — резкое ухудшение качества природной среды: ее деградация, а в некоторых странах и разрушение. Эта экологическая проблема и пути ее решения находят отражение в школьном экологическом образовании. Особенно актуально встает вопрос об успешности процесса формирования экологически ответственной личности выпускника общеобразовательной школы. [3]

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";}

Содержание курса

«Геоэкология и окружающая среда»

6 класс

(34 часа, 1 час в неделю)

 

                                                                                                                                             I.            Введение (4 часов)

1.     Этапы становления геоэкологии (2 часа)

·        Понятие, объект, предмет «геоэкология»

·        Этапы становления геоэкологии

2.     Основные методы геоэкологии (2 часа)

·        Понятие «Методы ГЭ»

·        Знакомство с классификацией методов

 

                                                     II.            Геоэкология и охрана окружающей среды ВКО (22 часа) 

3.     Законы природопользования (3 часа)

·         Закономерности развития природы

·        Понятия «рациональное природопользование» и «нерациональное природопользование»

·        Основные пути рационального природопользования

4.     Геоэкологическое картографирование (4 часа)

·        Знакомство с понятием «Геоэкологическое районирование»

·        Уровни экологической нарушенности

·        Работа с геоэкологическими картами. Анализ карт.

·        Составление геоэкологической карты г. Семей

5.     Загрязнение атмосферы и охрана воздушного бассейна (3 часа)

·        Критерии экологических проблем и ситуаций  

·        Понятие «индекс загрязнения атмосферы». Расчеты ИЗА.

·        Работа с геоэкологическими картами. Анализ карт.

6.     Загрязнение гидросферы и охрана водных ресурсов (3часа)

·       Антропогенные процессы в гидросфере

·        Понятие «индекс загрязнения воды». Расчеты ИЗВ р. Иртыш.

·        Работа с геоэкологическими картами. Анализ карт.

7.     Загрязнение литосферы и охра почв (3 часа)

·        Геоэкологичесие функции литосферы

·        Антропогенные процессы в литосфере

·        Понятие «мелиорация»

8.     Основные геоэкологические проблемы биосферы (3 часа)

·        Функции региона в биосфере Земли

·        Красная книга Казахстана

·        Сохранение биологического разнообразия на территории ВКО

9.            Защита творческих проектов учащихся на тему «Влияние деятельности человека на изменение атмосферы и климата» (3 часа)

·        Изменение климата и его последствия

·        Проблема деградации озонового слоя

·        Парниковый эффект

·        Проблема кислотных осадков

10.     Принципы и законы охраны географической среды (3 часа)

·        Понятие «экологический кодекс РК».  Принципы охраны.

·        Законы охраны окружающей среды

·        Организации по охране географической среды

11.     Прогнозирование экологических ситуаций (3 час)

·        Понятие «мониторинг»

·        Виды и методы геоэкологического прогнозирования

·         Принципы географического прогноза и экологические ситуации

 

                                                                                                                   III.            Подведение итогов (2 часа)

12.     Защита творческих проектов учащихся на тему «Международная деятельность в области охраны окружающей среды» (2 часа)

·        Подготовка работ, работа с литературой, раздаточным материалом

·        Защита и оценка работ

Учебно-тематическое планирование

 

 

 

Наименование тем курса

Кол-во часов

Практические работы

Формы контроля (примечание)

1

Этапы становления геоэкологии

2

 

Фронтальный опрос

2

Основные методы геоэкологии

2

 

Составление  блок-схемы

3

Законы природопользования

3

 

Составление  блок-схемы

4

Геоэкологическое картографирование

4

Анализ карт геоэкологического районирования

Работы с картами

5

Загрязнение атмосферы и охрана воздушного бассейна

3

 

Составление конспекта

6

Загрязнение гидросферы и охрана водных ресурсов

3

 

Составление конспекта

7

Загрязнение литосферы и охрана почв

3

 

Составление конспекта

 

8

Основные геоэкологические проблемы биосферы

3

 

Составление конспекта

 

9

 

Влияние деятельности человека на изменение атмосферы и климата

3

Защита творческих проектов на темы «Антропогенная нагрузка и глобальные экологические проблемы»

 

Работа в группах

 

10

Принципы и законы охраны географической среды

 

3

 

Составление конспекта

11

Прогнозирование экологических ситуаций

3

 

Составление  блок-схемы

 

12

 

Итоговое занятие

 

2

Защита творческих проектов на  тему «Международная деятельность в области охраны окружающей среды»

 

Работа в группах

 

 

Календарно-тематическое планирование

факультативного курса «Геоэкология и окружающаясреда»

6класс,  34 часа

 

 

 

Наименование тем курса

Кол-во часов

Практические работы. Примечание

Даты

Домашнее задание

1

Этапы становления геоэкологии

2

 

 

 

2

Основные методы геоэкологии

2

Составление  блок-схемы

 

 

3

Законы природопользования

3

 

 

 

 

4

Геоэкологическое картографирование

 

4

Составление геоэкологической карты г. Семей

 

 

 

 

5

 

Загрязнение атмосферы и охрана воздушного бассейна

 

3

Расчеты ИЗА.

Работа с геоэкологическими картами. Анализ карт.

 

 

 

6

 

Загрязнение гидросферы и охрана водных ресурсов

 

3

Расчеты ИЗВ        р. Иртыш.

Работа с геоэкологическими картами. Анализ карт.

 

 

 

7

Загрязнение литосферы и охрана почв

 

3

 

 

 

 

8

Основные геоэкологические проблемы биосферы

 

3

 

 

 

 

9

Влияние деятельности человека на изменение атмосферы и климата

 

3

 

Составление  блок-схемы

 

 

 

10

Принципы и законы охраны географической среды

 

3

 

 

 

 

11

Прогнозирование экологических ситуаций

 

3

Составление  блок-схемы

 

 

 

12

 

Итоговое занятие

 

2

Защита творческих проектов учащихся на тему «Международная деятельность в области охраны окружающей среды»

 

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн