Из книги отзывов
“У нас теперь есть свой “Русский музей”, точнее музейчик… Здесь уютно, тепло и красиво!
Соловьева Владислава. 2 класс, школа №8. Февраль 2012 года
Опыт работы первого года Выставочного зала ЦИТ говорит о том, что в культурно-просветительской деятельности можно выделить новое для ЦИТа направление музейной педагогики, ориентированное на широкую организованную детскую аудиторию. Оно складывалось постепенно, на волне расширяющегося интереса к работе Зала.
В 2012 году на 12 выставках побывало более 5000 зрителей, из них 2000 детей.
Количество детей на выставках, в первую очередь, зависело от темы самой выставки, а также от предлагаемых форм общения с детьми на выставке. На первой выставке «Акварель чистой воды» дети-зрители составили 17%, на второй «Пастельная сюита» уже 40%, а на выставках второй половины года «Петербург глазами детей», «Книжка с картинками», «Елочка с иголочки» около 68%. Статистический анализ выставок показывает, что постепенно расширялся состав детей-зрителей по учебным заведениям, по возрастным категориям. К воспитанникам детских садов добавились группы подготовки к школе, к учащимся общеобразовательных школ добавились воспитанники изостудий, танцевальных коллективов, художественной школы, детского дома, на выставки стали приходить студенты ВУЗов профильных специальностей. С одной стороны, круг юных зрителей по возрасту и интересам расширяется, с другой, формируется состав «постоянных зрителей», которые практически не пропускают ни одной выставки. Все это определяет различные формы деятельности с группами детей для формирования и поддержания их интереса к Выставочному залу ЦИТа.
Выставочный зал включает в себя 2 помещения: собственно выставочный, а также лекционно-выставочный зал с мультимедийным оборудованием, позволяющим существенно расширить возможности выставочного пространства. И хотя, строго говоря, масштабы музея и выставочного зала несравнимы, но спектр используемых форм и направлений музейной педагогики очень созвучны.
Музейная педагогика – специальная научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики, психологии и профильной для данного музея дисциплины, предметом которой выступает музейная коммуникация. Ее задача – разработка новых методик работы с посетителем, музейно-педагогических программ, изучение воздействия форм музейной коммуникации на различные группы музейной аудитории.
Представим сложившиеся формы музейной педагогики в стенах ЦИТа на основе классификации Ботяковой О.А. (Российский этнографический музей)
Класс элементарных форм.
К элементарным формам относятся: экскурсия, лекция, консультация, музейное занятие, музейный урок, спектакль, концерт, дефиле (демонстрация моделей одежды), бал, мастер-класс.
Класс элементарных форм подразделяется на типы:
1) формы, производные от образовательно-воспитательной функции музея (лекция, консультация, музейный урок, музейное занятие)
2) формы, производные от рекреационной функции музея (экскурсия, спектакль, концерт, дефиле, бал, мастер-класс).
Следующий классификационный уровень – группа – подразумевает ранжирование по признаку формы, в которой находит воплощение коммуникативная деятельность музея (лекция, экскурсия, консультация, кружок, студия и т.д.).
Формы, производные от рекреационной функции музея.
Экскурсия.
«Экскурсия музейная – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре объектов музейного показа под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту».
Виды экскурсий в зависимости от методического принципа их построения:
1) экскурсии традиционные, («Акварель чистой воды», «Иллюзия реальности»)
2) экскурсии интерактивные («Петербург глазами детей»)
3) экскурсии специализированные (с какой-либо доминирующей темой) («Книжка с картинками» - тема – создание книги, «Елочка с иголочки» - тема Рождество и Новый год).
Концерт как форма культурно-образовательной деятельности музея тесно соприкасается с проблемой использования музыки в музейной коммуникации. Согласно классификации, опирающейся на функциональный подход (Н.Г. Колокольцева), использование музыки в музее дифференцировано на три типа:
1) «озвучивание» экспозиции, («Пастельная сюита»-голоса птиц)
2) музыка как звучащий экспонат, (выступление детского хора на открытии выставки детского рисунка)
3) концерт в музее. (творческие встречи с художниками-музыкантами – Александр Златкин»)
Мастер-класс – показ техники выполнения какого-либо произведения
На выставках ЦИТа были проведены Мастер–классы акварели, пастели, книжной иллюстрации, выпечки рождественского печенья, новогодних открыток. Мастер-классы организовывались как для свободных посетителей , так и для специальных групп- изостудия, художественная школа.
.
Формы, производные от образовательно-воспитательной функции.
Лекция – Сформировавшись в качестве формы передачи репродуктивных знаний в сфере науки и образования, музейная лекция сохранила не только ее название, но и такие признаки, как преимущественной вербальный способ передачи информации и «статичность» ситуации общения (в противоположность «моторности» экскурсии). Существенными признаками музейной лекции также являются внеэкспозиционная форма проведения и, как следствие, – большая по сравнению с экскурсией вариативность тематического диапазона.
Просветительские лекции сопровождали 3 выставок. К выставке голограмм была прочитана серия из 3-х лекций сотрудниками ПИЯФ и Государственного оптического института.
Консультация. Роль консультанта сродни роли экскурсовода, но работа ведется не с массовым, а с индивидуальным посетителем (или очень узкой группой, объединенной общим интересом, который и способствовал обращению за консультацией).
Именно в таком ключе ведется работа с индивидуальными посетителями на выставках ЦИТа, составляется диалог по выставке на основе интересов зрителя.
Музейное занятие – специфическая форма музейной коммуникации, осуществляемая непосредственно в пространстве экспозиции или в интерактивной зоне музея и допускающая отличную от экскурсии логику и динамику маршрута осмотра экспозиции в соответствии с тематической доминантой занятия.
Если на одну и ту же выставку приходят разные группы зрителей, то и содержание и направление экскурсии–занятия может меняться. Например, для воспитанников художественной школы и студентов-дизайнеров упор может быть сделан на художественные приемы и технику выполнения произведений. Для слушателей курса выполнения компьютерных презентации акцент может быть сделан на представление – презентацию самой выставки.
Музейный урок проводится с целью углубления знаний учащихся по теме учебного курса школы (основного или факультативного) непосредственно на экспозиции музея. Данная форма организации музейно-педагогического процесса имеет четко выраженный адресный характер и рассчитана на коллективную работу с группой учащихся (школьным классом).
Особенность музейного урока заключается в реализации задач школьного образования в образовательной среде музея, что подразумевает не только серьезную подготовку всех агентов коммуникации (школьника, учителя и экскурсовода/музейного педагога), предваряющую приход класса в музей, но и разработку заключительной фазы проверки уровня усвоения учащимися новых знаний посредством создания механизма «обратной связи».
Примером такой деятельности была серия специальных занятий по заявке летнего интеллектуального лагеря гимназии «Апекс». Темы «Портрет», «Пейзаж», «Интерьер». По итогам занятий ученики выполнили творческие литературные задания, а учителем было проведено тестирование. Специальные занятия для группы американских школьников, которые приезжают в Россию на месяц изучать русский язык.
Комплексные формы, производные от рекреационной функции.
Музейный праздник. «Праздник в музее – комплексная форма работы с музейной аудиторией, включающая в себя объединенные единой темой элементы экскурсии, тематического вечера, театрализованного представления и пр., проводящаяся на основе сценария с использованием экспозиций и музейных коллекций».
Примером такого праздника стала встреча с воспитанниками Сиверского детского дома на выставке «Елочка с иголочки». Праздник включал познавательное занятие с игровыми элементами о традициях русского рождества, осмотр выставки, мастер-класс, угощение в традициях рождества.
Музейные праздники могут устраиваться в форме презентаций – мероприятий, призванных выгодно представить и раскрыть суть некого продукта (таким продуктом могут выступать музейные и научные издания и т.д.).
Таким событием стала встреча со зрителями “9 выставок одного года”и представление пилотного специального выпуска газеты ЦИТа, посвященного деятельности выставочного зала.
Музейная акция - совокупность музейных мероприятий, чаще всего связанных с открытием и функционированием новой экспозиции или выставки. В последнее время при проведении музейных акций, наряду с традиционными формами, используются различные инновационные формы: хэппенинг, перформанс, а также иные варианты организации музейного действа, основанного на технологии интерактивности.
Эта форма работы станет доминирующей в новом сезоне работы выставочного зала в рамках проекта «Как прекрасен этот мир».
Айдынян Елена Ивановна
|
На: Музейная педагогика в Гатчинском Центре информационных техно
Особая благодарность - Елене Ивановне Айдынян за познавательность, увлечённость и необычность выставок и музейных уроков. Каждая новая выставка и сопровождающая её встреча неповторима, уникальна и запоминается приятными чувствами открытия, удивления и радости. Выставочный зал ЦИТа стал центром культурной жизни Гатчины. Спасибо!