Официальный сайт zakonoproekt2010 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Александр Николаевич Островский – создатель русского национального театра

Фото пользователя Ирина Сергеевна Сергеева
Submitted by Ирина Сергеевна Сергеева on вс, 03/02/2013 - 20:33
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сергеева Ирина Сергеевна
Место работы, должность: 
УрГПУ (Екатеринбург)
Регион: 
Свердловская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

·  Познавательная: Познакомить ребят с творческой индивидуальностью А. Н. Островского (жизнь и творческий путь), вспомнить традиции театра до Островского (Фонвизин, Гоголь, Грибоедов, Пушкин), выявить основные художественные особенности драматургии писателя; более подробно остановиться на истории создания пьесы «Гроза». 

·  Развивающая: Формирование умения ориентироваться в историко-литературном процессе (место драматургии Островского по отношению к драматургии Гоголя, Фонвизина, Грибоедова, Пушкина). Развивать навыки конспектирования.  

·  Воспитательная: Пробудить у ребят интерес к личности и произведениям А.Н. Островского.

Используемое оборудование: 

Проектор, ноутбук, презентация PowerPoint, произведение «Гроза».

Краткое описание: 
Данный урок представляет собой вводную лекцию по драматургии Александра Николаевича Островского. В конспекте урока приводятся и чётко структурируются основные особенности драматургии А.Н. Островского. К конспекту урока прилагается презентация PowerPoint.

Содержание урока:

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ (5 мин.)

Здравствуйте, ребята! На сегодняшнем уроке мы начнём с Вами говорить о Великом русском драматурге – Александре Николаевиче Островском. Островского по праву считают отцом русского национального театра.

Так,И. А. Гончаров очень точно и ёмко определил вклад Островского в русскую культуру, он писал: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений... Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: “У нас есть свой русский, национальный театр”. Он по справедливости должен называться “Театр Островского”».  

Итак, что можно выделить в замечании Гончарова? На какие традиции опирается Островский? (Островский опирается на традиции Фонвизина, Грибоедова и Гоголя)

То есть конечно же они послужили почвой, опорой для Островского. Но именно Островский был первым, кто изобразил на сцене не аристократическую элиту, не высшие слои общества, а обычных торговцев, купечество, мещанство, актёров, студенчество, то есть почти все социальные слои населения России, а главное открыт зрителю нового героя – купца.

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ОСТРОВСКОГО (8 мин.)

Какова же личность Островского, посмотрим, в каких условиях он жил и воспитывался? Ведь так или иначе это отразится в его творчестве.

Островский родился 31 марта 1823 года в Замоскворечье. Как вы понимаете, что такое Замоскворечье? То есть за Москвой-рекой. Это был коммерческий (торговый) район Москвы, где жили многие купеческие и мещанские семьи (средний класс). Они были мало образованны, их интересы были направлены на извлечение финансовой прибыли. Отец Островского был адвокатом, а мать кухаркой – она пекла хлеб для богослужения. Однако когда Островскому не было и 9 лет, его мама умерла, и поэтому дальнейшим воспитанием Островского занялась мачеха. Она доброжелательно относилась к ребёнку и смогла дать прекрасное домашнее образование: он занимался музыкой, изучал иностранные языки. Благодаря большой библиотеке отца он рано познакомился с русской литературой и почувствовал наклонность к писательству, но по окончании гимназии ему пришлось поступить на юридический факультет, так как отец пожелал, чтобы сын продолжал его дело.  

Островский работал в нескольких судах, в частности, в Коммерческом и Совестном. Там разбирались в основном бытовые дела, о наследстве, об опеке, рассматривались различные жалобы. Но именно здесь Островский получает огромный материал для своих первых пьес. Представьте себе, ребята: Островский, работая в суде, имел прямую возможность вблизи видеть разные случаи из жизни, где основными клиентами были купцы.  

Свою литературную деятельность Островский начал с написания рассказов и очерков(«Записки замоскворецкого жителя», «Картины московской жизни»). Но знакомство с Малым театром и личная дружба со многими актёрами способствуют тому, что Островский начинает писать пьесы. Свои пьесы он ставит на сцене Малого театра. Малый театр называют Домом Островского.Малый театр существует и по сей день, он находится в Москве. А перед зданием Малого театра стоит памятник Островскому. А если Вы сейчас зайдёте на сайт Малого театра, то увидите на первой полосе вверху изображение памятника Островскому.

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ ОСТРОВСКОГО (15 мин.)

Каковы же основные особенности драматургии Островского? почему именно его назвали создателем русского национального театра? Ребята, давайте запишем это. И этот материал Вам понадобится при написании небольшой проверочной работы, которая будет в начале следующего урока.

Итак, запишите на полях «Основные особенности драматургии Островского».

(1) Первое, Островский всегда говорил: пьеса жива только на сцене. Островский писал пьесы с прямым расчётом на постановку.

Согласитесь, читать текст драматического произведения достаточно сложно по сравнению с рассказом, повестью или стихотворением. Почему? Ведь здесь нет развёрнутых авторских комментариев, которые бы служили для описания внешности, внутреннего мира, поступков героев. В драме всё это мы узнаём непосредственно из речи героев, из их диалогов и монологов, из авторских ремарок. Поэтому читая пьесу, нужна постоянная работа воображения, важно представлять происходящее.

Островский, говоря о трудностях восприятия текста драматического произведения, сравнивал печатный текст пьесы с текстом партитур. Что такое «партитура»? Это должен знать тот, кто ходил в музыкальную школу. «Партитура» – это запись музыкального произведения посредством нотных знаков. То есть это запись музыки при помощи нот. Как текст партитур, он был нами в полной мере воспринят, нужно чтобы его сыграли на музыкальных инструментах, чтобы получилась музыка. Так и чтобы текст пьесы был нами воспринят, нужно чтобы его сыграли живые актёры, наполняя текст пьесы своими голосами, жестами, мимикой + декорации.

Именно поэтому важны постановки пьес на сцене.

(2) Демократизация театра

Как вы понимаете слово «демократизация»? Вы уже встречались с ним, когда проходили литературно-критические течения 60-х годов. «Демократизация» театра Островского связана с двумя вопросами:Кого изображает Островский в своих пьесах? и Для кого он ставит пьесы на сцене?

1.Кого изображает Островский в своих пьесах? (= герои).Как я уже говорила, заслуга Островского в том, что он изобразил на сцене не аристократическую элиту, то есть высшие слои общества (не дворянские семьи), а средний класс: купечество, мещанство, студенты, актёры и др. И самое главное – Островский открыл зрителям быт купечества, КУПЦА. Именно поэтому Островского прозвали «Колумбом Замоскворечья», то есть первооткрывателем купечества.           

В. Г. Маранцман:«Он открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, купца в армяке и купца в «тройке», ездящего за границу и занимающегося своим бизнесом. Островский распахнул настежь дверь в мир, доселе запертый за высокими заборами от чужих любопытных глаз».

Кто же такой «купец»? Есть даже такой магазин. Купец – это богатый торговец, владелец торгового предприятия. Купечество – особое сословие в России, после дворянства и духовенства (третье сословие), и оно имело как бы двойственный характер. Купцы – это предприимчивые люди, которые склонны к изменению своей жизни, извлечению прибыли, но в то же время, они живут очень простой жизнью и не стремятся к роскоши. Купцы обладали своими традициями, которые строго чтили из поколения в поколение. Купцов и купеческий быт прекрасно отражают картины художникаБ. Кустодиева. (Учитель показывает ребятам цветные репродукции картин Кустодиева с изображением купца со счётами и купчихи за чаем).

Итак, это мы с вами рассмотрели, кто является героями пьес Островского.

Второй вопрос, связанный с демократизацией театра – это...

2. Для кого Островский ставит пьесы на сцене? (= зрители). Зрителями пьес Островского становятся широкие массы населения – от императора (если это Петербург, столица) до простого народа (на галёрках), то естьдемократический зритель со свежим мировосприятием. Ведь для того, чтобы воспринимать пьесы не требуется знание грамоты, в отличие от чтения книги.

Таким образом, и героями, и зрителями пьес Островского становятся люди из народа. В этом и состоит «демократизация» театра Островского. 

(3) Все пьесы Островского глубоко реалистичны. В них правдиво отражается жизнь русского народа середины 19 века. Островский говорил, что истинный художник ничего не выдумывает: «Драматург не выдумывает сюжетов, - говорил Островский, - все наши сюжеты заимствованы. Их дает жизнь, история, рассказ знакомого, порою газетная заметка».  

Поэтому критик Добролюбовназвал его драмы — «пьесами жизни».

Перед зрителем должна быть не пьеса, а жизнь. Чтоб он забыл, что он в театре (принцип 4-ой стены), поэтому высокое и низкое, комическое и драматическое, необычное и реалистическое сочеталось.

Реалистичность, правдоподобность достигалась и благодаря:

·       костюмам актёров(на сцене герои могли быть прямо в лаптях, самовар – как атрибут русского гостеприимства);

·       со сцены звучала живая разговорная речь (пословицы, поговорки, выражения, народные песни, фольклорные элементы). В этом Островский следовал за Грибоедовым и Пушкиным. Островский изображал героев разных сословий. И каждый герой говорит своим языком. М. Горький назвал Островского «чародеем слова». Например, сравните речь Кулигина и Дикого в «Грозе».

·       И эта реалистичность была с благодарностью оценена самими зрителями. Существовали даже истории о том, что актёрам, которые играли в пьесах Островского, подносили бесплатно в трактире чай, потому что актёры достоверно передали не только внешнюю сторону, но и внутренние переживания человека из народа.

(4) Жанровое своеобразие.

Островским написано множество замечательных комедий, и большинство из них называются пословицами и поговорками: «Бедность не порок», «На всякого мудреца довольно простоты», «Не в свои сани – не садись», «Старый друг лучше новых двух», «Свои люди – сочтёмся», «Без вины виноватые», «Не так живи, как хочется», «Доходное место», «Женитьба Бальзаминова», «Лес», «Волки и овцы», «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Таланты и поклонники».

2 драмы: «Гроза» и «Бесприданница».

Исторические пьесы:«Тушино», «Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский».

Весенняя пьеса-сказка: «Снегурочка».

По многим пьесам Островского есть экранизации. Например, «Женитьба Бальзаминова» (в главной роли – Георгий Вицин и Нона Мордюкова), «Жестокий роман» (по пьесе «Бесприданница», в главных ролях – Лариса Гузеева, Андрей Мягков и Никита Михалков).

В целом, поражает невероятная трудоспособность писателя: за свою жизнь он написал 48 пьес, в которых действуют более 500 различных характеров! Так вот с одной из пьес Островского – драма «Гроза» - мы и познакомимся поближе. Запишите «Драма “Гроза”».

ДРАМА КАК ЖАНР ПЬЕСЫ НАРЯДУ С КОМЕДИЕЙ И ТРАГЕДИЕЙ (3 мин.)

С таким жанром пьесы как драма Вы ребята ещё не встречались. Вы знаете, что есть драма как лит.род наряду с эпосом и лирикой. Это понятно. Но есть ещё и драма как жанр пьесы наряду с комедией и трагедией. Комедии вы уже изучали. Это «Ревизор» Гоголя, «Недоросль» Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова. Попробуем разобраться в чём суть драмы.

Материалом драмы является описание частной жизни людей, но в отличие от комедии, которая Вам уже знакома, главная цель драмы не осмеяние пороков и нравов (например, невежество в «Недоросле», нравы уездного города в «Ревизоре»), а изображение личности в её драматических отношениях с обществом. 

Наверное, само выражение «драматические отношения» Вам знакомо по жизни? Каким синонимом можно заменить слово «драматический»? (напряженный накаленный острый кризисный)

Всё это мы видим в «Грозе» описание частной жизни семьи Кабановых, их быта и нравов, на фоне которых раскрываются напряжённые отношения главной героини Катерины с семьёй Кабановых и обществом  в целом.

ЭПОХА, В КОТОРУЮ БЫЛА НАПИСАНА «ГРОЗА»(2 мин.)

Говоря о драматических отношениях Катерины с обществом, нужно сказать несколько слов об эпохе, в которую была написана сама пьеса «Гроза». Ведь любое произведение, с которым вы знакомитесь, непросто сочинение, творение определённого автора, а своеобразное отражение той эпохи, в которую оно было написано. «Гроза» написана в 1859 году.

Что это было за время?Да, это была предреформенная эпоха, она была написана за 2 года до отмены крепостного права. Как вы понимаете, в эти годы экономическое и политическое положение России было достаточно сложным. (1855 г. - к власти приходит Александр II, 1856 г. - поражение в Крымской войне). Всё это непосредственно отразилась в «Грозе».

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ «ГРОЗЫ» (3 мин.)

Интересна история создания «Грозы». Дело в том, что быт и нравы купечества, описанные в «Грозе», знакомы Островскому не понаслышке. Островский принимал участие в экспедиции по реке Волга, которая была организована Морским министерством. Островский путешествовал по Волге от верховьев реки (то есть от её истоков) до Нижнего Новгорода. Островский побывал в таких городах, как Торжок, Кострома, Тверь, Ржев и др. Он исследовал быт местного населения (как устроены жилища, какие у них орудия труда, средства передвижения, особенности рыболовного промысла), а также культуру (обычаи, поговорки, пословицы, поверья, гостеприимен народ или нет).

Поездка по Волге дала большой материал для написания пьес. В том числе для Грозы.

Долгое время даже считалось, что в основе сюжета «Грозы» лежит реальная история, которая произошла в Костроме – в купеческом семействе Клыковых. Молодую девушку, 16 лет, выдали замуж не по любви в семейство купцов Клыковых. Свекровь не давала житья невестке, не разрешая видеться с родителями. А муж не смел сказать матери и слова поперёк, не мог защитить жену от свекрови. В конце концов появился другой молодой человек, и пошли слухи, сцены ревности. Кончилось тем, что тело девушки Клыковой нашли в реке Волге.

 Да, есть сходство с сюжетом «Грозы».

Но: установлено, что Островский написал пьесу до того, как девушка Клыкова утопилась. Поэтому этот удивительный факт совпадения говорит о глубокой прозорливости ясновидца-Островского, о его глубоком знании народного характера.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ (2 мин.)

Пьеса была награждена Уваровской премией, одной из престижных наград тогдашней русской литературы, всё равно что сейчас у нас кинопремия «Ника» или «Золотой орёл» или театральная награда «Золотая маска».

«Гроза» до сих пор ставится на сцене многих театров, в частности, на сцене Малого театра. А у нас, в Екатеринбурге, она будет 18 октября (в четверг), ребята, кто желает, может сходить и написать отзыв, свои впечатления.

А как вы думаете, ребята, почему «Грозу» до сих пор ставят на сцене? Да, потому что проблемы, поднятые в пьесе актуальны не только для времени Островского, но и для любого времени, это вечные проблемы, вневременные.

Какие можно выделить проблемы? Да, свобода личности, ценность отдельной личности. В этих проблемах мы и постараемся с Вами разобраться на наших уроках, проникнуться в чём их суть.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (2 мин.)

·       Устно: Проанализировать афишу(список действующих лиц):

- На что указывает Островский в афише?

- Какой приём он использует, называя героев?

·       Письменно: Задание по командам (5 команд по 5 человек): анализ образов Кабанихи, Дикого, Тихона, Кулигина и Катерины (по 1-ому действию пьесы).

* В конце урока учитель назначает капитанов каждой из команд, а капитаны, в свою очередь, набирают себе товарищей. Следующий урок будет представлять собой урок-семинар, на котором ребята отвечают в командах.

Прикрепленный файл Size
Презентация - Островский создатель русского национального театра.ppt 2.4 MB
Методическая разработка урока вводной лекции по творчеству Островского.doc 132 KB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн