Официальный сайт synclub 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Социально-эмоциональное развитие воспитанников и оказание коррекционно-педагогической поддержки

Баженова Н.Е.

ТОГБОУ "Общеобразовательная

 школа-интернат основного общего образования №1"

Социально-эмоциональное развитие воспитанников и оказание коррекционно-педагогической поддержки

 

Современный этап развития педагогики характеризуется новыми интегративными связями с другими науками, в том числе с психиатрией.

По некоторым признакам в психиатрии различают несколько категорий людей: астеники, гипертимы, эмоционально-неустойчивые, эпилептоиды и истероиды.

Астенический типв переводе с греческого означает «физически слабый». Физиологические особенности: чаще всего узкие плечи, угловатое  и удлиненное тело, мышцы конечностей слабо развиты, кости тонкие. Отмечается бледность кожи и истощенность, лицо характеризуется угловатым профилем. Овал лица удлинен книзу и заканчивается небольшим подбородком. Черты лица мелкие и резкие.

Это необходимо учитывать  при проведении уроков физкультуры. Некоторое отставание в физическом развитии не позволяет им наравне со всеми заниматься спортом.

Этим людям свойственно: плохой сон, повышенная утомляемость к концу дня, либо при быстрой смене событий, и как следствие, раздражительность. Успеваемость таких ребят, например, по устным предметам резко снижается, если первым уроком была физкультура, на которую ушел весь запас энергии.  Он очень медленно восстанавливается на последующих уроках – это влияет на их активности, отражается на качестве ответов.

Им свойственны рационализм, склонность работать по программе, ритуальность действий. Так, поставив перед собой какую-нибудь цель, может потратить много времени для ее осуществления, отложив при этом все остальные дела.

Такие люди с трудом адаптируются в сложных ситуациях, а попав в них, стараются быстро найти выход. Длительное пребывание в экстремальных условиях чревато для них  эмоциональным взрывом, но этот взрыв, как правило, носит оборонительный характер. Например, оказавшись в сложной ситуации, такой человек может накричать на собеседника. Эта реакция ск5орее защитного характера, т.к. астеник, не зная, что сказать или сделать, пытается избавиться от собеседника, избежать дальнейшего разговора с ним. Раздражительность здесь связана не с перепадами настроения, а с повышенной утомляемостью. Чаще всего они предпочитают не выяснять отношения с обидчиком, а искать помощи у более сильных. Причем жаловаться могут даже по незначительным поводам. Для этого, астеники сначала предлагают свои услуги, охотно идя на контакт. Однако если их жалобы остаются непонятыми, то уединяются, становятся еще более замкнутыми и терпеливо ждут случайного разрешения конфликта. Одиночество и беззащитность  провоцируют попытки самоубийства.

В большинстве своем эти подростки спокойны и неконфликтны, но их нельзя назвать полностью бесконфликтными. Анализ поведения этих людей позволяет выявить наиболее типичные ситуации, приводящие к конфликтам с астениками: это конец учебного дня, вопросы преподавателя, задаваемые не по теме, просьба выступить перед незнакомыми людьми, сделать что-либо за другого  человека, не являющегося для него лидером.

Астеники склонны к уединению. Одиночество переносят хорошо, т.к. торможение преобладает над возбуждением. В уединении КПД у них намного выше, чем у других. Астеники нерешительны, неуверенны, склонны во всем сомневаться, поэтому они недоверчивы к людям. К обещаниям относятся скептически, а, встретившись с обманом, глубоко переживают. В дальнейшем, оказавшись в аналогичной ситуации, реагируют всегда отрицательно. Повышенная чувствительность порождает необходимость взвешивать каждый шаг, следствием этого является медлительность.

Что может послужить стрессом для астеников? Дискомфортным для него будут многолюдные аудитории и необходимость выступать перед ними, шум, конфликты, происходящие в среде их пребывания, самостоятельный выбор цели, незнакомая обстановка, принятие ответственного решения, новый  вид деятельности. Более комфортно астеники чувствуют себя при общении с друзьями, одноклассниками, особенно со своим лидером, их не утомляет монотонная работа.

Тревожная мнительность, легкость возникновения обсессий – навязчивых страхов, опасений, действий, мыслей, представлений. Страхи и опасения астеника адресуются к своему будущему  и своих  близких, причем  страх за близкого человека сильнее, чем опасения за себя. Нередко такие переживания толкают астеника на совершение преступления или другие необдуманные действия. В эти моменты он может совершить несвойственные ему поступки. Например, переживания за лидера, получившего неудовлетворительную оценку, может побудить астеника уничтожить лист школьного журнала.

Люди этого типа обладают низким полем внимания. Несмотря на то, что объем воспроизводимой информации невелик, он всегда точен. При большом объеме информации астеник запоминает, как правило, ее начало. Зачастую, при восприятии какой – либо информации возможно поверхностное суждение. В силу большой концентрации внимания астеник лучше, чем кто – либо, может судить о человеке по результатам  его деятельности.

Астеник склонен к рассуждениям, демагогическим высказываниям. Эти черты проявляются более отчетливо в период повышенной ответственности, он чаще всего перекладывает исполнение обязанностей на другого человека во избежание последствий.

Для речи этих людей характерны точность выражений, скупость, лаконичность.  Прежде чем сказать, они тщательно все  продумывают. Если сомневаются, то предпочитают промолчать или постараются избежать ответа.

К следующей группе можно отнести лиц с гипертимными чертами.

Физиологические особенности: развитая мускулатура, широкие плечи, плотное телосложение. Лицо характеризуется мягкими чертами, плоское, широкое, имеет форму прямоугольника.

Гипертимы – люди настроения, оно у них часто меняется. Однако преобладают фазы повышенного настроения, а промежуточные – депрессивные, как правило, кратковременны.

В период фазы повышенного настроения они делают довольно много, как хорошего, так, и плохого.

Гипертимный подросток вечером больше времени посвящает общению с окружающими, чем самостоятельному выполнению домашнего задания. В отличие от астенического типа, который воспринимает совместную подготовку уроков с родителями как помощь, гипертим использует ее как возможность пообщаться, показать свою эрудицию. Этим людям свойственно усиление влечений и ослабление задержек, т.е. в этот период  они делают, что хотят, грани дозволенного и недозволенного  стерты. Он плохо воспринимает критику, самокритика ослаблена, самомнение повышено. Среди них встречаются ленивые, поверхностные необязательные и недобросовестные люди. Их отличает большая разбросанность, неумение доводить дело до конца.

Гипертимы обладают творческими способностями. Они инициативны, энергичны, изобретательны. Своей активностью могут «зажечь» коллектив. Эти качества дополняются веселым нравом. В трудные для себя минуты могут  пошутить, в трудной ситуации не отчаиваются. Они деловиты, энергичны, инициативны. Они берутся за многие дела, но до конца их не доводят. В любой  незнакомой для себя ситуации адаптируются быстро. Проявляют на начальной  фазе ее осуществления максимум изобретательности. Однако деловитость чаще всего показная, т.к. таким образом, они пытаются скрыть свои недостатки. Высокая степень общительности приводит к многочисленным знакомствам, они как правило, занимают лидирующее положение среди сверстников. При этом их лидерство демократично и многие вопросы в группе решаются на уровне компромиссов. В воспитательном отношении следует уделить особое внимание качественной стороне общения гипертимного подростка. Если количество друзей с отрицательной направленностью преобладает над положительной, то творческие способности гипертима могут быть обращены на антиобщественные поступки, причем он может стать их организатором, вовлекая и других в преступные акции.

Концентрация внимания невелика, но объем запоминаемой информации значителен, знания отрывочны и поверхностны.

Речь характеризуется быстротой и импровизацией. Разговаривая, он часто смеется. В депрессивной фазе речь гипертима отличается незавершенностью фраз, ответы обычно односложны, пропитаны безразличием и пессимизмом. Многословие гипертима, его разговорчивость нередко приводят к конфликтным ситуациям. Гипертивный подросток чаще и быстрее всех реагирует на вопросы учителя, его чрезмерная активность мешает педагогу работать с другими детьми. Неспособность или нежелание такого ребенка четко и лаконично построить ответ, нередко вводит в заблуждение преподавателя, который видит в этом плохое знание урока. Кроме того, попытка остановить такого учащегося или игнорировать его поднятой рукой может опять вызвать конфликт.

Эмоционально – неустойчивых подростков отличают невыдержанность и нетерпеливость и, как следствие, недостаточная управляемость. Им свойственны крайние формы проявления как отрицательных, так и положительных эмоций. Так, негативные эмоции могут выражаться в крикливости, драчливости, а позитивные – в бурном смехе по незначительному поводу. Свои антипатии они не скрывают. Наоборот, дают волю раздражительности, любят ссориться по всяким пустякам. Их требования зачастую беспочвенны и завышены, однако их невыполнение приводит к эмоциональным вспышкам. Последствия таких реакций зависят от ситуации и раздражителя.

Компромиссов в конфликтах не ищут. Конфликтуют же, как правило, в незнакомой для себя ситуации с противником более слабым физически. Это обстоятельство необходимо учитывать при формировании классов начальной школы. Соединение в коллективе эмоционально-неустойчивых и астенических типов делает пребывание последних на уроке невыносимым.

Астенические подростки более всего страдают от агрессивного поведения эмоционально-неустойчивых, их активность дезориентирует астеников на уроке. Необходимо позаботиться о том, чтобы эти группы подростков находились как можно дальше друг от друга. Если эмоционально- неустойчивому типу не удается взять верх в конфликтной ситуации, тор он может демонстративно хлопнуть дверью. Если же у такого человека появляется возможность выиграть, то он ее не упустит. При этом постарается нанести сокрушительный удар противнику. И, тем не менее, их агрессивность носит, как бы, превентивный характер.

Ученик с указанными признаками не адекватно оценивает ситуацию, считая оппонента врагом. Его агрессивная реакция – лишь средство подавления мнимой атаки на него. Несмотря на агрессивность, они боятся наказания, легко подчиняются силе. Трусливость и примитивизм не позволяют им занять положение лидера. Обычно они становятся послушным орудием лидеров преступных групп. Образцом для подражания им служат  те модели поведения, которые сулят немедленное наслаждение или выгоду.

Эти люди не любят подчиняться установленным правилам. Контакты их чаще всего поверхностны, поэтому, несмотря на большую эмоциональную активность, они в большинстве своем одиноки. Они предпочитают общение с теми, кто вызывает у них симпатию, либо с выгодой для себя.

Безволие, нежелание учиться и работать отличают эмоционально – неустойчивых подростков. Если же приступают к работе, то предпочитают выполнить задание как можно быстрее. Этих подростков раздражают вопросы организации деятельности, подготовительная фаза сводится к минимуму, все внимание концентрируется на окончании дела. В связи с этим, действия часто хаотичны и нелогичны, внимание рассеянное, легко отвлекается на посторонние предметы.

Речь этих людей дезориентирована, нелогична: могут начать с одного, а закончить совершенно другим. Мышление ситуационное, свои мысли выражают непоследовательно и поверхностно.

Несмотря на указанные отрицательные качества, эти люди обладают обостренной потребностью в откровенности. Зачастую из них выходят, так называемые, «правдоискатели». Они достаточно легко переносят и восторг и горе. Однако в момент сильных стрессовых состояний могут потерять самообладание.

Они избирательно воспринимают ситуацию, т.е. в зависимости от своих симпатий  и антипатий к объекту. Воспроизводя увиденное не фантазируют, ответы из-за избирательности восприятия необъективны. Это фактор необходимо учитывать в педагогической практике.

Задавая вопрос такому подростку пытаемся получить ответ, однако следует иметь в виду, что такой учащийся проявляет готовность не к ответу, а к восприятию информации. Таким образом, акцентируя внимание на ученике, мы создаем предпосылки для лучшего восприятия им информации.

В силу специфики своих психофизиологических качеств занятия физкультурой, проводимые в первые часы, эмоционально- неустойчивые подростки воспринимают лучше. Такие занятия утром носят своего рода компенсирующего характер. Расходуя большое количество энергии в начале дня, вторую половину такие подростки проводят более дисциплинированно.

 

Продолжая разговор об акцентуации характера и социально-эмоциональном развитии подростков следует отметить 2 группы:

-эмоционально-неустойчивые

-эпилептоидные

Эмоционально-неустойчивых подростков отмечают невыдержанность и нетерпеливость и, как следствие, недостаточная управляемость. К этой группе относятся следующие учащиеся:

  • Веселов Л.
  • Варфоломеев С.
  • Лазеев С.
  • Чистякова О.

Им свойственны крайние формы проявления как отрицательных, так и положительных эмоций. Так, негативные эмоции могут выражаться в крикливости, драчливости, а позитивные – в бурном смехе по незначительному поводу или без повода.

Реакция этих учащихся чаще всего импульсивна. Свои антипатии  они не скрывают, наоборот, дают волю раздражительности, любят ссориться по всяким пустякам. Их требования зачастую беспочвенны и завышены, однако их невыполнение  приводит к эмоциональным вспышкам. Последствия таких реакций зависят от ситуации и раздражителя.

Компромиссов в конфликтах не ищут, конфликтуют же, как правило, в незнакомой для себя ситуации с противником более слабым физически.

Астенические* подростки более всего страдают от агрессивного поведения эмоционально-неустойчивых, их активность дезориентирует астеников на уроке. Необходимо позаботиться о том, чтобы эти группы подростков находились как можно дальше друг от друга. Если эмоционально- неустойчивому типу не удается взять верх в конфликтной ситуации, тор он может демонстративно хлопнуть дверью. Если же у такого человека появляется возможность выиграть, то он ее не упустит. При этом постарается нанести сокрушительный удар противнику. В частности Лазеев С.  очень жестоко обращается со своими сверстниками, приходится вмешиваться в  складывающиеся ситуации.

Несмотря на агрессивность, они боятся наказания, легко подчиняются силе. Трусливость и примитивизм не позволяют им занять положение лидера. Обычно они становятся послушным орудием лидеров преступных групп. Образцом для подражания им служат  те модели поведения, которые сулят немедленное наслаждение или выгоду.

Эти люди не любят подчиняться установленным правилам. Контакты их чаще всего поверхностны, поэтому, несмотря на большую эмоциональную активность, они в большинстве своем одиноки. Они предпочитают общение с теми, кто вызывает у них симпатию, либо с выгодой для себя.

Безволие, нежелание учиться и работать отличают эмоционально – неустойчивых подростков. Если же приступают к работе, то предпочитают выполнить задание как можно быстрее. Этих подростков раздражают вопросы организации деятельности, подготовительная фаза сводится к минимуму, все внимание концентрируется на окончании дела. В связи с этим, действия часто хаотичны и нелогичны, внимание рассеянное, легко отвлекается на посторонние предметы.

В качестве хобби предпочитают азартные игры, автомобили и мотоциклы. Причем предпочтение отдают скоростной езде, а не уходу за ним. Ведут праздный образ жизни, однако при выборе развлечений  разнообразием не отличаются. Отношение к алкоголю и наркотикам  положительное.

Анализ материалов дел показал, что более половины подростков, замеченных в  этом, имеют эмоционально-неустойчивые акцентуации. Практически 2/3 таких подростков их неблагополучных семей.

Речь этих людей дезориентирована, нелогична: могут начать с одного, а закончить совершенно другим. Мышление ситуационное, свои мысли выражают непоследовательно и поверхностно.

Несмотря на указанные отрицательные качества, эти люди обладают обостренной потребностью в откровенности. Зачастую из них выходят, так называемые, «правдоискатели». Они достаточно легко переносят и восторг и горе. Однако в момент сильных стрессовых состояний могут потерять самообладание.

Они избирательно воспринимают ситуацию, т.е. в зависимости от своих симпатий  и антипатий к объекту. Воспроизводя увиденное не фантазируют, ответы из-за избирательности восприятия необъективны. Это фактор необходимо учитывать в педагогической практике.

Задавая вопрос такому подростку пытаемся получить ответ, однако следует иметь в виду, что такой учащийся проявляет готовность не к ответу, а к восприятию информации. Эта особенность отличает его от других.

 В силу специфики своих психофизиологических качеств занятия физкультурой, проводимые в первые часы, эмоционально- неустойчивые подростки воспринимают лучше. Такие занятия утром носят своего рода компенсирующего характер. Расходуя большое количество энергии в начале дня, вторую половину такие подростки проводят более дисциплинированно.

И, наконец, эпилептоиды.

Главными чертами эпилептоида является напряженность инстинктивной сферы, вязкость, малоподвижность, тяжеловесность, инертность, накладывающие отпечаток  на всю психику: от  моторики и эмоциональности до мышления и личностных ценностей. Эти качества необходимо учитывать в педагогической практике, т.к. их недооценка приводит к тому, что эпилептоидный тип становится неуспевающим по многим предметам. Это не означает умственную отсталость таких учащихся, более того, при правильном выборе методики  преподавания они обнаруживают незаурядные способности.

Для них характерно ранее половое созревание. В этой связи хотелось бы отметить, что общее физическое развитие эпилептоида несколько опережает развитие других типов подростков, поэтому занятия спортом для него – определенный стимул.

Огромная целеустремленность эпилептоидов формирует у них сверхидею, которой он руководствуется довольно продолжительное время. Такая сверхувлеченность чем-либо нередко приводит к дисфории и тесно связанной с ней аффективной взрывчатостью. Дисфории могут длиться часами и днями, отличаться злобно- тоскливой окраской настроения. К этому типу относится Аксенов Игорь, у него раздражение может постепенно накапливаться и реализовываться в аффектном взрыве, если есть на ком сорвать зло.

Раздражительность накапливается в сфере реализации суперидеи, точнее невозможности ее осуществления. Взрыв, как правило, происходит вдали от объектов, присущих  суперидеи, поэтому аффект может произойти в общественном транспорте, дома и т.д. Он будет отличаться не только большой силой, но и продолжительностью. Сама реализация идеи вызывает у Аксенова радость и хорошее настроение, в этом состоянии он откровенен, послушен. По существу суперидея является мощным регулятором его поведения.

Аффективные состояния могут реализовываться в поиске повода для конфликта. Аффект может возникнуть и из-за их властности, неуступчивости, жестокости, себялюбия. Поводом может послужить незначительное ущемление интересов, касающихся сверх идеи, и сопровождаются безудержной яростью, циничной  бранью, жестокими побоями, безразличием к слабому и беспомощному противнику. Однако их агрессивность не носит ярко выраженной направленности, она проявляется в форме сдержанной раздражительности, может приводить и к сентиментальности. Для него характерна гиперсоциальность, т.е. работоспособность, аккуратность, работать предпочитают в одиночку. Плохо переносит контроль и вмешательство в свои дела, упрям, заторможен.

Из всего вышесказанного следует отметить, что необходимо учитывать индивидуальные свойства личности каждого ребенка, только тогда можно добиться каких-либо успехов в обучении и воспитании. Конечно, этот процесс двусторонний, но вторая сторона, т. е. родители, не оказывают нам воспитателям, должной помощи, поэтому насчитывать на отличный результат не приходится.

 


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн