Официальный сайт jetune 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Голобурда И.В. Технология биологической обратной связи в школе

Автор: 
Голобурда Ирина Васильевна
Место работы: 
педагог-психолог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 муниципального образования город Ноябрьск», специалист «БОС – Здоровье».

Технология биологической обратной связи в школе

 

К сожалению, сегодня приходится признать тот факт, что число школьников, имеющих психические и физические заболевания, в последнее время увеличивается.

Ситуацию, происходящую с детьми в школе, многие отечественные учёные-физиологи определяют как «крайне стрессовую». Например, Роман Айзман, преподаватель Новосибирского педагогического университета, в своих работах отмечает, что «у многих  детей, особенно в первые недели и месяцы обучения, возникают такие изменения в организме, которые позволяют говорить о «школьном шоке». Дети в школе пребывают в состоянии хронического, эмоционального, информационного,  сенсомоторного, нейровегетативного и психогенного стресса, истощающего их иммунную систему».

Обучение в школе, как постоянно действующий фактор, оказывает значительное влияние на состояние здоровья учащихся. Развитие цивилизации, резкая интенсификация обучения, увеличение объёма знаний, предлагаемого для усвоения учеником, привели к тому, что число учащихся, имеющих функциональные отклонения, неуклонно растёт за счёт уменьшения количества абсолютно здоровых школьников.

К сожалению, в иерархии человеческих потребностей здоровый образ жизни находится далеко не на переднем плане, а по сути своей, именно он должен стать первейшей потребностью. Становится понятно, насколько важно, начиная с раннего детства, воспитывать у детей активное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.
Поэтому  одним из приоритетных направлений программы развития школы является комплексно-целевая программа «Здоровье с детства».

Цель:  оздоровление образовательной среды, привитие здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья учащихся. 

Технологическую основу здоровьесберегающей педагогики определяют здоровьесберегающие технологии, как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения и воспитания школьников.

Одной из самых эффективных здоровьесберегающих технологий является технология биологической обратной связи (БОС), технология сознательного управления механизмами здоровья. Метод БОС определяется как произвольное волевое управление функциями организма с целью их совершенствования в норме и коррекции при патологии посредством  электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о состоянии органов и систем человека в доступные сознанию зрительные и слуховые сигналы. Таким образом, человек с помощью приборов БОС видит, слышит и осмысливает то, что от него скрыто природой: работу внутренних органов и систем своего организма. Конечно, главное предназначение прибора БОС – выработка дыхания, которое называется  диафрагмально-релаксационным типом дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца, или кардиореспираторной тренировкой по методу Сметанкина.
Смысл этого типа дыхания заключается в том, чтобы человек наилучшим образом использовал свою дыхательную и сердечно-сосудистую систему и научился синхронизировать их работу, тогда он обеспечивает себе совершенный гомеостаз, а значит, и совершенное здоровье. Главной особенностью дыхания по Сметанкину является дыхание с помощью  диафрагмы, или дыхание животом. Этот тип дыхания наиболее полезен для человека. Существуют две причины, дающие право утверждать, что именно диафрагмальное дыхание заключает в себе мощный потенциал здоровья.

Во-первых, диафрагмальный тип дыхания заложен в нас природой.

Во-вторых, этот тип дыхания приводит в гармонию работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Диафрагмальное дыхание совпадает с естественными механизмами активизации внутренних резервов организма людей любого возраста.

В результате тренировок, которые благодаря приборам БОС длятся очень недолго, человек сохраняет навык этого дыхания на всю оставшуюся жизнь. И таким образом может защитить себя от болезни, стресса, психоэмоционального напряжения, следовательно, способен обрести навык дыхания.
Навык здоровья, который обретут учащиеся на занятиях по программе «БОС-Здоровье»  в школе, останется с ним на всю жизнь. Жизнь долгую, здоровую и счастливую. Что подразумевается под навыком здоровья? В первую очередь, это умение защищаться от неблагоприятных факторов внешней среды: неблагополучной экологической ситуации, высоких учебных нагрузок,  стрессов школьной жизни. Для этого формируется навык защиты внутренней среды, навык восстановления нормального газообмена. Именно для этого школьники овладевают умением правильно дышать.

Школьники с увлечением и большим удовольствием  осваивают технологию здоровья. Уроки здоровья проходят на компьютерном тренажёре «БОС-Здоровье». В него включено обучение игрой. Выполнил условие игры – сделал шаг на пути восстановления здоровья, ты – победитель. Так, играя, ребята легко, быстро и с интересом овладевают навыками управления здоровьем.

Учащиеся, которые прошли курс программы «БОС-Здоровье» получили отличное оружие против заболеваний дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Приобрели навык расслабления, который означает умение быть спокойным, уверенным в себе. Особенно это важно тем, кто чувствует себя «зажатым», стеснительным, у кого не складываются отношения со сверстниками. Занятия диафрагмально-релаксационным дыханием снижают гиперактивность, улучшают психо-эмоциональное состояние чрезмерно непоседливых, шаловливых школьников. Такие дети становятся более сосредоточенными, у них повышается работоспособность, уверенность в себе. У многих учащихся, которые овладели навыком правильного дыхания, повысилась успеваемость, снизилась  заболеваемость ОРВИ.

На уроках здоровья школьники не только обучаются правильному дыханию, но и прочно закрепляют этот навык здоровья. Большинство учеников могут свободно воспроизвести диафрагмально-релаксационное дыхание без помощи приборов, учителя. Это значит, что они легко и без усилий, в любой, даже самой нервной, тяжёлой обстановке могут восстановить максимальное значение дыхательной аритмии сердца.
Технология здоровья, основанная на дыхании по Сметанкину, помогает решить одну из самых сложных проблем сохранения и укрепления здоровья учащихся, которая стоит перед современной школой.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн