УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ «ДА ПОЧЕМУ ЖЕ Я ТАКОЙ ЕСТЬ-ТО?» (РАССКАЗ В. ШУКШИНА «ЧУДИК»)
Submitted by Ануш Фронтовиковна Калантарян on пн, 28/01/2013 - 12:45
«Да почему же я такой есть-то?»
Урок по рассказу В. Шукшина «Чудик».
Цели урока.
1. Познакомить учащихся с личностью и творчеством В.М. Шукшина.
2. Выяснить основные проблемы рассказа и установить их связь с образом главного героя.
3. Проследить традиции русской классической литературы в творчестве В. Шукшина.
4. Развивать навыки идейно-художественного анализа литературных произведений.
Оборудование урока.
1. Чтение рассказа.
2. Работа со словарем Ожегова.
3. Инсценирование сцены: разговор Чудика с братом.
Оформление доски.
«Да почему же я такой есть-то?»
Урок по рассказу В.М. Шукшина «Чудик».
Портрет писателя.
В искусстве уютно быть сдобной булкой французской…
Шукшин был горбушкой с калиною красной вприкуску, черняшкою той, без которой немыслим народ.
Е. Евтушенко
«Памяти Шукшина».
Писателя нет без искренней, тревожной думы, о человеке, о добре, зле, о красоте.
В. Шукшин
Ход урока.
Сегодня на уроке внеклассного чтения мы поговорим с вами о рассказе В. Шукшина «Чудик». И разговор наш не случаен. На предыдущем уроке мы завершили анализ рассказа И.С. Тургенева «Бирюк» и рассмотрели образ главного героя, человека, который привлек внимание автора своей непохожестью на остальных, и о котором писателю захотелось рассказать своим читателям.
Вот и сейчас нам предстоит интересная работа, так как перед нами герой современной литературы, удивительный человек Василий Егорович Князев, о котором поведал Василий Шукшин. Но прежде чем мы приступим к разговору, мне бы хотелось рассказать вам о самом писателе.
Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.
И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот:
«Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтраму все заживет».
Эти есенинские строчки можно с полным основанием отнести к Василию Макаровичу Шукшину.
Он рос, как растут все деревенские мальчишки в России: бегал по улице родного села Сростки на Алтае, играл в лапту, рыбачил, случалось, дрался, отстаивая добро и справедливость.
Всмотримся в его лицо на портрете. Лицо обыкновенное, из тех, что мы называем «простыми». Только вот глаза, печальные, задумчивые, даже жесткие складки у рта свидетельствуют о громадном душевном напряжении.
Его другу Игнатию Панкратову запомнились руки Шукшина: «Было в них что-то неизъяснимо притягательное и властное: они могут вмиг засупонить хомут, собрать мотор автомобиля, определить сочность земли и зрелость зернышка, смонтировать ленту кинофильма, написать рассказ – много могут эти руки…».
Шукшин вошел в нашу культуру быстро, стремительно, уверенно. Многие задавались вопросом: «Почему?» Думается, вернее других об этом сказал М. Шолохов: «Не пропустил он момента, когда народу захотелось сокровенного. И он рассказал о простом, не героическом, близком каждому так же просто, не громким голосом, очень доверительно». Да и сам Шукшин, рассуждая о писательском поприще свято верил в то, что «писателя нет без искренней, тревожной думы о человеке, о добре, зле, о красоте». Со станиц шукшинских книг смотрят на нас его герои – простые люди: шоферы, колхозники, паромщики, киномеханики, сторожа, священники – наша большая Россия.
- Вот и сегодня мы поговорим о простом человеке, киномеханике, которого «жена называла – Чудик. Иногда ласково. Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-то случалось». Так просто начинается рассказ. Перед нами характерное, чисто шукшинское начало: динамическое, взрывное. Оно передает главное в образе и характере героя – непохожесть на обычных людей.
Приступить к анализу образа главного героя, нужно с его прозвища: обратимся к «Толковому словарю» Ожегова и выясним лексическое значение слова «чудик».
- Слово «чудик» образовано от слова чудо, а в словаре сказано, чудо – нечто небывалое, поразительное, выдающееся, удивляющее своей необычностью.
- А кого в жизни мы называем чудиками? (Людей необычных в своих поступках.)
- Давайте подберем синонимы к этому слову: - странный, добрый, непутевый, дурачок.
- Чудик – человек, который постоянно попадает в досадные ситуации.
- Давайте проследим по тексту, как к герою Шукшина относятся окружающие люди? Кто его так воспринимает и почему?
Три сцены будут в орбите нашего внимания.
Сцена первая с патидесятирублевкой.
- Какое место она занимает в сюжете рассказа? (Завязка)
- Кто из вас может рассказать нам сцену в магазине, где Чудик объявляет о находке? (Пересказ)
- Как жена отреагировала на эту ситуацию? (Разъяснила ему еще раз, что он ничтожество и даже ударила шумовкой по голове.)
- Почему же Чудик не вернулся за своими деньгами? (Совестливость, стеснительность героя не позволяют ему «протянуть руку за бумажкой», хотя позже он долго будет казнить себя за рассеянность.)
- Как лексические средства языка Шукшин передает нюансы душевного состояния героя? (Изменения внутреннего состояния героя передается через глаголы «задрожал от радости», «глаза загорелись», «стал быстро соображать».)
- Обратите внимание на по в словах «повеселее», «поостроумнее». Какое настроение она придает словам? (Приподнятое: ведь его поступок принесет радость владельцу денег.)
- Действительно, в этот момент он даже не предположил, что сам может быть их обладателем. А знаете ли вы, ребята, что этот эпизод имеет реальную жизненную основу. Весной 1967 г. Шукшин был в командировке в Бийске, зашел в магазин, нашел 50-рублевую бумажку и отдал её как кем-то потерянную.
- Как вы думаете, как поступил сам Шукшин, обнаружив, что это были именно его деньги?
- Но я хочу обратить ваше внимание на ещё одну сторону таланта писателя: то, что его самого коснулось в жизни, он не просто фиксировал в памяти, и если это требовалось для творчества, он мог полностью в тех же красках и звуках воспроизвести.
- Вот и в следующем эпизоде проявилось мастерство писателя в том, как умело он смог передать отношение к своему герою попутчика-интеллигента. (Пересказ сцены в поезде).
- Обратимся к толкованию слова «интеллигент».
1) человек, обладающий внутренней культурой;
2) человек умственного труда, обладающий знаниями в разных областях науки, техники, культуры.
- Подходит ли определение «интеллигентный» к попутчику Чудика?
(- Интеллигентный человек никогда не отвернулся от героя, рассказывающего о святости материнских чувств.
- Грубость, высокомерие этого человека не совместно со словом «интеллигентность»).
- А что привлекает нас в характере Чудика? Какие черты проявляются в этом эпизоде? (Доброжелательность и непосредственность)
- Обратимся к сцене в самолете! И посмотрим, какие новые грани души главного героя раскрываются перед нами? (Пересказ)
(Он любит людей. Искренен с ними, бросается на помощь без просьб (ищет челюсть, приглашает в гости к брату).)
- А как люди порой реагируют на общительность Чудика?
(Главный герой раздражает тех, кто «не хочет слушать живого человека».
От Чудика отвернулся попутчик, ничего не сказал, опять зашуршал газетой»)
- Что вы можете сказать о соседе Чудика, что это за человек?
(Лишь одна фраза «Дети – цветы жизни, их надо сажать головками вниз» свидетельствует о черствости незнакомца. Не хотелось бы в жизни встречаться с таким человеком.)
- До сих пор мы отмечали положительные стороны характера Чудика. Но можем ли мы утверждать, что автор идеализирует своего героя?
(Чудик рассеян (потеря денег)):
- может показаться невоспитанным (пристает с разговорами к незнакомым людям);
- достиг не самых больших высот грамотности (сцена с телеграммой – свидетельство уровня образованности).
- Но все перечисленные недостатки – ничто по сравнению с его светлой душой.
- Какую сцену в рассказе можно считать кульминационной? (Пребывание в доме снохи)
- Как же встречает гостя жена брата? (Прочитать)
(Чудик вызывает раздражение)
- Шукшин использует ремарки, которые передают состояние женщины: «спросила зло», «зло, нервно»).
- Давайте посмотрим инсценировку диалога Чудика с братом, и постараемся понять, что их волнует? (Инсценировка)
(Брат сердцем понимает Василия Егоровича, потому что он сам ощущает к себе презрение жены. Но, несмотря на «простоту» героя, его волнуют вопросы, которыми задается человечество во все времена: в чем смысл жизни, что есть добро и зло?)
- Что сделал герой, для того, чтобы приятно удивить сноху? И как на это отреагировала жена брата?
(Pразрисовал колясочку, за что его выгнали из дома.)
- Как автор описывает состояние Чудика в этот момент? (Прочитать) «Опять ему стало больно. И страшно. Казалось: ну, теперь все, зачем же жить? И хотелось куда-нибудь уйти подальше от людей, которые ненавидят его или смеются.
И сидя в сарайчике, горько шептал:
- Да почему же я такой-то есть-то?
- Что бы вы ответили на этот вопрос Чудика?
Какие слова утешения и поддержки смогли бы подобрать? (Мнение учащихся)
- Какой эпизод является развязкой в рассказе? (Эпизод возвращения домой) Прочитаем.
- Шукшин редко использует в своих произведениях описания природы (пейзажные зарисовки). Но в этой финальной сцене пейзаж показан не случайно. Как вы думаете, с какой целью автор включил его в свой рассказ? (Природа помогает главному герою вновь обрести состояние душевного спокойствия.)
- Зачем Шукшину понадобилось сообщать читателю биографические данные: фамилию, имя, отчество, сколько лет герою, кем работает, что любит?
(Несмотря на то, что герою 39 лет, он бежит босиком по траве, радуясь, как ребенок, «парному дождику», счастливый, что вырвался на волю, где никто не показывает на тебя пальцем.)
«Обожал собак» - по своей природной доброте и потому, что с их стороны чувствовал привязанность и благодарность.
«Обожал сыщиков» - по своей полной неспособности быть похожим на них, хотя «в детстве мечтал быть шпионом».
Он сумел сохранить детство в своей душе: способность радоваться, удивляться, жалеть слабых, добрым быть.
- Подведем итог нашего разговора о главном герое рассказа.
- Почему и с какой целью Шукшин рассказал нам об этом человеке?
(Шукшин показал, что Чудик воспринимает жизнь как чудо, потому что хочет наполнить её добротой, красотой, лаской, хочет украсить жизнь, ибо с его появлением изгоняется скука, пошлость, равнодушие и это прекрасно, а его считают ненормальным, чудиком. Именно поэтому образы других героев противопоставлены Чудику.)
- Значит он одинок?
(Нет, у него есть брат, а значит, такие как Чудик, не одиноки, но им тяжело, потому что с детской думой они живут во взрослом мире.)
- Образ главного героя автор создает, опираясь на традиции русской классической литературы. Какого героя русских народных сказок напоминает Чудик? (Иванушку-дурачка). Это, во-первых, а сейчас проведем исследование, какие традиции классической литературы использованы в рассказе Шукшина?
1 гр. – Что на первый план выступает: внешность героя или его поступки?
2 гр. – Каковы особенности языка произведения, что преобладает? (Разговорная речь, речь метафорическая.)
3 гр. – Юмор служит для:
- осуждения героя;
- осмеяния героя;
- любовь и симпатия к герою.
Наследуя и развивая традиции русской классической литературы, Шукшин неотступно обращается к теме народа и пишет для народа. Не случайно поэт Евгений Евтушенко в стихотворении «Памяти Шукшина» передает его писательское кредо:
В искусстве уютно
быть сдобною булкой французской
Но так не накормишь
ни вдов,
ни калек,
ни сирот.
Шукшин был горбушкой
с калиною красной вприкуску,
черняшкою той,
без которой немыслим народ…
- Творите добро и не бойтесь быть не такими, как все. И помните, чудиков любят особой любовью за их отзывчивость и в радости, и в беде.