Submitted by Наталья Владимировна Сергиенко on пн, 21/01/2013 - 00:46
МБОУ СОШ №7 г.Выборг Ленинградской области
Учитель биологии Сергиенко Наталья Владимировна
Открытый урок в 8 классе
Тема урока: Кожа и ее производные .
Цель урока:
1. Дидактическая - Закрепить знания о строении и функциях кожи, строением волос,ногтей. Углубление знаний по строению кожи в связи с ее функциями.
2. Образовательная - Развивать у учащихся словесно-логического мышления, способностей сравнивать и анализировать; продолжить развитие навыков работы с дополнительным материалом
3. Воспитательная - Способствовать развитию гигиенических навыков по уходу за кожей, ногтями, волосами, а также бережного отношения к своему здоровью .
Оборудование:
таблица «Строение кожи», мультимедийная презентация «Кожа и ее
производные», самодельные иллюстрации к сообщениям,
штемпельная подушечка, тестовые карточки.
Тип урока:
Урок – семинар с использованием мультимедийной презентации.
Организационный этап:
За 2 недели до урока класс получает задание для подготовки сообщений. Учащиеся выбирают тему для сообщений сами. Учитель за 1 неделю до урока просматривает сообщения учащихся и выстраивает ход семинарского занятия. Сообщения могут проходить в любой форме.
Подготовка к активному, осознанному восприятию материала.
Введение в тему. (Беседа на основе сопоставления фактов значения и свойств кожи.) факты, представляющие свойства кожи:
Человек, у которого в результате ожога повреждена большая площадь кожи, может погибнуть
В зависимости от температуры тела кожа то бледнеет, то краснеет, потоотделение то усиливается, то ослабевает
Незрячий человек может читать и различать монеты пальцами
Вопросы:
- какие функции выполняет кожа в организме человека
- какие особенности строения кожи связаны с этими функциями?
(коллективное обсуждение предположений и ответов)
Учитель: Ребята! Сегодня мы с вами продолжаем изучать тему «Строение и функции кожи». Наше семинарское занятие поможет вам больше узнать о коже, научиться правильно ухаживать за ногтями, волосами, кожей лица. Слушайте внимательно, в ходе каждого сообщения вы должны будете ответить на вопросы.
(слайд № 1).
Проведение занятия.
Учитель. Многие из вас, особенно девушки, уже не раз пробовали окрашивать волосы. А полезно это или вредно?
(Сообщение 1). ( слайд № 2, 3,4,5).
Учитель. Спасибо. Мы узнали много интересного. А сейчас давайте посмотрим на свои ногти и послушаем о чем они могут нам рассказать.
(Сообщение 2). (слайд № 6, 7).
Учитель.Полюбуйтесь на свои ухоженные, красивые ногти. Переверните руки и посмотрите на подушечки своих пальцев. Слово криминалистам.
(Сообщение 3). ( слайд № 8, 9).
Задание. С помощью штемпельной подушечки и чистого листа бумаги сделайте отпечаток большого пальца своей правой руки. Сравните свой отпечаток с отпечатками пальца товарища. Похожи ли они?.
Учитель.А теперь поговорим об одной из самых болезненных для вас сейчас проблемах – об угрях.
(Сообщение 4). ( слайд № 10, 11, 12)
Учитель.Ребята, у всех вас на теле есть родимые пятна и родинки, иногда бывают бородавки. Что это такое? Откуда они берутся? Опасны ли они для здоровья?
(Сообщение 5). ( слайд № 13, 14, 15)
Учитель. А теперь давайте перенесемся с вами на теплый берег моря и представим себе, что мы загораем на пляже. Уверена, что не все знают, как же правильно загорать, чтобы не нанести вред организму.
(Сообщение 6). ( слайд № 16, 17)
Учитель. А если с вами все-таки случилась беда и вы обгорели на солнце, то обязательно нужно знать, как себе помочь.
(Сообщение 7).( слайд № 18, 19)
Учитель.А теперь подведем итоги: перед вами заполненный лист контроля , поработаем в парах – поменяйтесь с соседом своими ответами.
На доске примерные ответы: проверяем и выставляем оценки .
Работа в виде взаимопроверки в парах («ученик» < --> «ученик»)
Оценка за работу: «5» - 17 – 18 баллов
«4» - 14 – 16 баллов
«3» - 9 – 13 баллов.
В оставшееся от урока время можно провести небольшое тестирование по теме « Кожа».
Тесты для вводного индивидуального тестирования
(базовый уровень)
1.Наружный слой кожи:
а) эпидермис;
б) дерма;
в) подкожная жировая клетчатка.
2. Функции кожи:
а) защитная;
б) образуется витамин D;
в) орган чувств;
г) все ответы верны.
3. Эпителий образован:
а) эпителиальной тканью;
б) соединительной тканью;
в) мышечной тканью.
4. Дерма состоит:
а) из слоя эпидермиса;
б) слой соединительной ткани;
в) слоя эпидермиса и соединительной ткани.
5. Кровеносные сосуды и нервные окончания находятся:
а) в эпидермисе;
б) в дерме
в) в подкожной жировой клетчатке.
Тесты для вводного тестирования (творческий уровень)
1.Что вызывает загар у человека?
а) меланин;
б) гормон;
в) витамин D.
2. Благодаря чему человек реагирует на боль?
а) наличию кожных рецепторов;
б) наличию кровеносных сосудов;
в) наличию сальных желез.
3. Какие типы тканей составляют кожу?
а) соединительная и нервная;
б) эпителиальная и мышечная;
в) эпителиальная и соединительная.
4. В каком слое кожи расположены сальные железы?
а) эпидермис;
б) дерма;
в) подкожная жировая клетчатка.
5.Какой слой кожи называют складом питательных веществ?
а) эпидермис;
б) дерма
в) подкожная жировая клетчатка.
Домашнее задание: Вопросы для итогового закрепления и обобщения (исследовательский уровень)
1. Вы – молодой косметолог, составьте правила:
а) как правильно загорать;
б) как предупредить перегревание организма;
в) как правильно одеваться в морозный день?
2. Почему в помещении, где много людей становится жарко?