Submitted by Людмила Михайловна Белякова on Fri, 20/01/2012 - 07:06
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
В 10 КЛАССЕ В РЕЖИМЕ МАСТЕР-КЛАССА
«Что есть красота, и почему её обожествляют люди?»
(Категория прекрасного в призме герменевтического анализа стихотворения А.А. Фета «Венера Милосская» и скульптуры Агесандра «Венера Милосская»)
Ведущие:
Ткаченко Юлия Николаевна,
учитель литературы школы №35,
учитель высшей категории;
Белякова Людмила Михайловна,
учитель МХК школы №35,
кандидат культурологии
Художественное оформление урока:
Презентация «Что есть красота?»
Цель урока:
- формирование навыков сопоставительного анализа произведений искусства разных видов.
I. Первичное «прочтение» произведений.
1. Ю.Н. Что есть красота?
Л.М. И почему её обожествляют люди?
Чтение стихотворения (на экране – изображение скульптуры Агесандра)
Ю.Н.
И целомудренно, и смело
До чресл сияя наготой,
Цветет божественное тело
Неувядающей красой.
Л.М.
Под этой сенью прихотливой
Слегка приподнятых волос
Как много неги горделивой
В небесном лике разлилось!
Ю.Н.
Так, вся дыша пафосской страстью,
Вся млея пеною морской
И всепобедной вея властью,
Ты смотришь в вечность пред собой.
Л.М.
Ты смотришь в вечность пред собой.
2. Погружение в тему диалога:
Ю.Н. А.А. Фет – певец вдохновенный и яркий. Каждое его стихотворение – это шедевр, потому что это гимн красоте мира и красоте в мире.
Л.М. Его и древнегреческого скульптора Агесандра разделяют века, а соединяет всё та же гармония и преклонение перед ликом красоты.
Ю.Н. И конечно, объединила их Венера Милосская, чей образ настолько пленил художников, что каждый из них создаёт произведение, шагнувшее в вечность.
А что вам известно о героине этих двух произведений?
(«цепочка» ответов детей)
II. Вторичное «прочтение» произведений.
Л.М. Я предлагаю ещё раз всмотреться в произведение Агесандра, но только сделать это глазами лирического героя. Проследите, как меняется ракурс взгляда, как скользит взгляд, как изображение «придвигается», «приближается» к зрителю.
(обучающиеся замечают, что в первом катрене лирический герой открывает для себя пленительное тело Венеры, любуется идеальными пропорциями:
И целомудренно, и смело
До чресл сияя наготой,
Цветет божественное тело
Неувядающей красой.
Затем взгляд скользит вверх и останавливается на божественном лике богини:
Под этой сенью прихотливой
Слегка приподнятых волос
Как много неги горделивой
В небесном лике разлилось!
И наконец, лирический героя охватывает взглядом всю фигуру, она приковывает взгляд, который трудно оторвать, потому что взору открывается неземная красота:
Так, вся дыша пафосской страстью,
Вся млея пеною морской
И всепобедной вея властью,
Ты смотришь в вечность пред собой.
Л.М. Очертите в воздухе рукой траекторию движения взгляда лирического героя? Что можно сказать о постижении красоты им?
(ответы детей)
Ю.Н. Как известно, в стихотворном тексте роль движения выполняют глаголы. Проведём небольшой лингвистический эксперимент, выделим глаголы в стихотворении, обратим внимание на их время и вид:
(обучающиеся выделяют следующие глагола:
Цветёт (наст.вр., несов. вид)
разлилось – (прош.вр., сов. вид )
смотришь – (наст. вр., несов. вид))
Ю.Н. Какие выводы можно сделать из этого наблюдения?
(ответы детей, которые отмечают, что глаголов мало, движения внешнее почти неуловимо, т.к. движение происходит неуловимое, внутреннее. В стихотворении ничего не происходит, кроме восхищения немыслимой красотой)
Л.М. А вы заметили: стихотворение начинается с союза «и». Это соединительный союз, значит, что-то предшествовало перед этой встречей с Венерой. Иначе Фет начал бы так:
Целомудренно и смело….
Что же? Как вы считаете?
(предположения детей, которые приходят к мысли о том, что, вероятно, не было слов от встречи с этой красотой. Молчание и любование – немой восторг)
Ю.Н. Чем же был так пленён лирический герой? Процитируем скульптурное произведение поэтическими строками. Обратим внимание на эпитеты, которыми наделяет Фет Венеру и которые в полной мере можно отнести и к произведению Агесандра?
Л.М. Оказывается, богини нисходят на землю, чтобы покорить нас красотой? Заманить, пленить, околдовать. Заставить плакать от восторга? А может быть назначение их не такое, или не только такое? Какие у вас размышления на этот счёт?
(обучающиеся говорят о том, что настоящее произведение искусства не только будоражит наши чувства, но и даёт уроки постижения жизни. Уроки постижения красоты)
Ю.Н. Время не пощадило Венеру: у неё нет рук. Именно такой нашёл её в 1820 году на острове Милосс простой крестьянин. А если включить творческое воображение, то предположите, как выглядела Венера первоначально, по замыслу и воплощению этого замысла скульптором?
(предположения детей)
Ю.Н. Что есть красота?
Л.М. И почему её обожествляют люди?
Ю.Н. На эти вопросы дают исчерпывающие ответы оба художника: и поэт, и скульптор.
Л.М. А как вы, юноши и девушки XXI века, ответите на этот вопрос?
(ответы детей)
Ю.Н. Что есть красота?
Л.М. И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота?
Ю.Н. Или огонь, мерцающий в сосуде?
Л.М. Вы ещё не раз будете задавать себе этот вопрос и искать ответ.
Ю.Н. Каждый день, каждый час, каждый миг, и надеемся, что сердце вас не обманет и вы не выберете пустой сосуд.
Необходимый комментарий к стихотворению А.А. Фета:
Венера Милосская
Стихотворение написано в Париже, под впечатлением посещения Лувра, где находится статуя Венеры Милосской. Стихотворное описание статуи близко к прозаическому описанию Венеры Милосской в путевых очерках Фета «Из-за границы». Венера — в древнеримской мифологии — богиня садов, ее имя употреблялось как синоним плодов. Позднее Венера было отождествлена с Афродитой, став не только богиней любви и красоты, но и покровительницей римлян. Пафосская страсть — любовь. Происходит от названия города Пафоса (на острове Кипр), где богине любви и красоты был посвящен храм.