Submitted by Людмила Михайловна Белякова on чт, 23/02/2012 - 20:07
УРОК
Мировой художественной культуры в 11 классе
КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ В ИСКУССТВЕ XXВЕКА
Цель урока
- проанализировать содержание временных образов в искусстве XX века и определить концепты времени этого периода
Учебная задача
Что изображает и что отображает время в произведениях искусства XXвека?
Можно ли постичь тайну времени в искусстве XX века?[1]
Художественное оформление урока:
Репродукции картин Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», Антуана Ватто «Отплытие на остров Киферу», К.Малевич «Черный квадрат».
Изображение фронтонов Парфенона; рельефа «Грехопадение» в Гильдесгеймском соборе; «Чёрного куба» Грегори Шнайдера;
Стихотворение Александра Жилина «Чёрный квадрат»;
Произведение композитора Дж. Кейджа «Три минуты сорок четыре секунды» (аудиозапись)
И ему верилось, что наступит момент,
когда чёрный цвет растворится во времени
и наступит торжество Солнца.
М.Пиотровский
I. ИНТРИГА*
Учитель приветствует класс, обращает внимание на оформление рабочих мест, и в этот момент раздаётся стук в дверь и заходит опоздавший ученик.
Учитель:
Яков, я удивлена твоим опозданием. Думала, что ты в ладу со своим временем. Ты ощущаешь его ритм, скорость? В конечном итоге, ты управляешь временем или оно тобой? (На эти вопросы отвечает ученик, и завязывается небольшой диалог на тему «Время и я»)
II. ДИАЛОГ «ВРЕМЯ И Я».
Круг вопросов:
- Задумывались ли вы над течением времени?
- Как вы его ощущаете?
- Всегда ли вы находитесь в гармонии со своим временем и собой? Если нет, то что мешает?
Вывод:
Время в жизни человека чаще всего определяется возрастом;
Время обладает текучестью, неуловимостью, и мы его не замечаем.
Учитель:
- А можно ли остановить время? Есть ли способы его изобразить или отобразить?
(Да. Это возможно сделать средствами искусства)
III. АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА с заполнением алгоритма «Средства изображения времени»
Учитель:
Действительно, время можно остановить, можно возвратиться назад, можно вырваться из потока времени и шагнуть в вечность. Как это делают авторы художественных произведений, и станет темой нашего диалога. Запишите тему в тетради и сформулируйте учебную задачу.
Учитель:
Обратите внимание на картины в нашем кабинете. Каким образом художники[2] изображают время?
YI. ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ «Изображение времени»
РИТМ ДИНАМИКА ТЕМП ХАРАКТЕР КОНТРАСТ ХУДОЖ.
И МАЗКА СВЕТА ДЕТАЛЬ
НАПРАВЛЕНИЕ И
ЛИНИЙ ТЕНИ
Вывод:
Главный показатель времени в живописи – это движение.
YII. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
Учитель:
Но обладает ли искусство, в том числе и живопись, достаточными средствами, чтобы воплотить событие во времени? Время – дефиниция сложная, его изучают философы, учёные. Оно аккумулирует в себе движение и действие, цель и средства, миг и вечность, прошлое и настоящее. Нас интересует, прежде всего, характеристика времени с искусствоведческой точки зрения. И можно ли постичь, раскрыть, осмыслить время в искусстве ХХ века? Вспомним, как время находило своё отображение в разные исторические эпохи.
YIII. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Слайд №3,4,5,6
Время у древних греков – это последовательность событий: «Всё течёт, всё изменяется», т.е. в вечном процессе возникновения и уничтожения (цикличность). Концепция находит своё воплощение во фронтонах Парфенона, где достигнуто единство действия. Они отражают всю небесную сферу, а события происходят не в определённые отрезки времени, а в круговороте вечности.
Слайд №7
В Средневековье время представлено как ритмический поток в становление образа. Жизнь представляется в потоке времени между сотворением мира и Страшным судом (линейность). Эта схема хорошо читается в рельефах «Грехопадение» Гильдесгеймского собора: Яблоко висит на дереве – змей прельщает Еву – Ева берёт яблоко – Адам протягивает одну руку за яблоком – Адам уже держит яблоко в другой руке. Средневековому человеку чуждо понятие единства времени.
Слайд №8
Концентрация времени характеризует Ренессанс. Этому способствовало и открытие перспективы (стало возможным изображать глубину времени). «Живопись, - говорит Леонардо, - должна в одно мгновение вложить в восприятие зрителя всё своё содержание», отсюда впечатление остановки времени. Иначе говоря, человек Возрождения мыслил время как переход из одного неподвижного состояния в другое.
Слайд №9
Барокко выдвигает идею скорости и многомерности (сказались открытия Коперника в астрономии). Динамика мазка и стремительность линии отличает мастеров этого периода. «Тайная вечеря» Тинторетто, написанная для церкви Сан Тровазо, полная противоположность с фреской Леонардо. Одновременность противоположных чувств – так можно охарактеризовать происходящее. В одном временном потоке – многообразие характеров.
Слайд №10
Чрезвычайно утончённый анализ нюансов времени мы находим в искусстве начала XYIIIвека. Открыты два очень важные признака времени – непрерывность и длительность (в смысле продолжения прошлого в настоящем и будущем). Перед нами пары влюблённых, направляющихся к лодкам. Композиция разворачивается с двух сторон, но главное действо происходит справа, у гермы Венеры. Кавалер убеждает робкую возлюбленную пуститься в путь. Но сопротивление ещё не сломлено, и приходится вмешаться самому Эроту в бархатной курточке. Но вот красавица протягивает руку, колебания исчезли. И кавалер увлекает за собой даму. Это чудесное нарастание эмоций в непрерывной смене времени увлекает зрителя и вовлекает его в действо. Лодка уплывает, а зритель остаётся. Впервые в истории живописи Ватто удалось воплотить образ уходящего, исчезающего в прошлое, невозвратного времени.
Новый перелом в концепции времени совершается в XIX веке. Время предстаёт и как демоническая сила, как отрицание существования. И… к XX веку эти тенденции только усиливаются.
XX век щедр на личности, которые не только ощущали ритм времени, но и продвигали его вперёд.
IX. ИСКУССТВОВЕДЧЕСКАЯ ЗАДАЧА
Символом этого времени и знаменем супрематизма стала картина Каземира Малевича «Чёрный квадрат» (Слайд №11)
А) Серия провокационных вопросов:
- Живопись ли это?
- Однажды Малевич предложил сжечь все произведения искусства и выставить их в виде пепла. Может быть, это претворение замысла?
- Чёрный цвет – это цвет, отражающий тьму, где время остановилось, его нет, а значит, нет и жизни?
Б) Работа с цитатами (оценка «Чёрного квадрата»)
«Черный квадрат в белой рамке — это бой иконе. Средник иконы всегда был носителем изображения и света — сияния Царства Небесного. Теперь нам хотят сказать, что за нулем нет ни изображения, ни сияния. И раз их нет, тогда явью становится всесветное «Несмь!!!». Предвестием тьмы, поглотившей Россию, и была «несловь» Малевича, собранная в кулак, — дырка в материи, крепкое словцо революции, мужицкий кукиш, прокуренный и корявый, — в небе» (Священник Борис Михайлов)
«Квадрат, не как геометрическая фигура, а как штора черного цвета. За этой шторой — всё что угодно. Всё зависит от нашего воображения. Там может быть тьма, но может быть и свет. За черным квадратом есть право выбора, остается только протянуть руку и распахнуть завесу тайны» (В.Пилевин)
В) Эксперимент с красками (смешение зелёной, синей и жёлтой краски даёт чёрный цвет). Как вы считаете, каким образом добивался чёрного цвета художник?
X. ТВОРЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ
Известно, что «Чёрный квадрат» нашёл в искусстве XXвека множество отражений: это и знаменитый документальный фильм Дмитрия Фролова «Десять минут тишины», и скульптура «Чёрный куб» Грегори Шнайдера (Слайд №12), и стихотворение Александра Жилина.
Черный квадрат
За спиной верста
Так длинна. Густа
Ночь. Во тьме куста
Страх. Молчат уста.
Годы — береста
Не забылись. Та
Истина проста,
Что в тени креста.
Запереть уста.
Замереть. Пуста
Эта жизнь. Проста
Эта казнь. С моста
Не видать листа
На воде. До ста
Досчитать мастак
Далеко не всяк.
Домашнее задание:
Сравнить эти произведения и определить временной эквивалент в этих произведениях.
Белякова Людмила Михайловна, учитель МХК МОУ СОШ №35 г. Рыбинск,
кандидат культурологии
[1] Учебную задачу формулируют учащиеся, определяя для исследования ТОЛЬКО одну задачу;
* Учитель до урока договаривается с учеником о его опоздании на полминуты-минуту, но о цели не сообщает.
[2] В кабинете эстетики, где проходит урок, находятся картины рыбинских художников Г.Стафинского, А.Шевелёва, Н.Цаплина. Именно на примере этих произведений учащиеся обсуждают средства изображения времени.