ПЛАН УРОКА (на основе системно - деятельного метода обучения)
Тема урока:____Питание живых организмов___(обобщение)_____________________
Тип урока: урок_- игра путешествие
Цель урока: (для учителя) сформировать представление о разных _способах и процессах питания организмов, относящихся к разным ситематическим группам_
закрепить понятия:__питание, фотосинтез, пищеварение, ферменты_/ умение _сравнивать и давать характеристику процессам почвенного и воздушного питания, паразитизма и хищничества, симбиоза способность распознавать группы организмов по способу питания, научить_бастро ориентироваться в выполнении различных заданий и пользоваться учебным источником.
Планируемый результат (для учащихся): познакомиться со способом питания_организмов различных систематических групп, выявить и сформулировать_вывод о сущности процесса питания, о роли растений, хищников, паразитов, травоядных, трупоедов, симбионтов, научиться_сравнивать и давать характеристику способу питания организмов_
Задачи урока:
Воспитывающая:_ценить окружающие организмы и понимать их роль в природе__
Развивающая:_познавательный интерес_
Обучающая:__расширение знаний о различных живых организмах, относящихся к разным систематическим группам и связях между ними__
Оборудование:_ИКТ (тест), микроскопы: микропрепараты – кожица листа с устьицами, плакаты «организмы степи», «Организмы леса», ___
Заранее подготовленые с помощью учащихся кроссворды, тесты. Назначены и подготовлены учителем 6 ведущих из числа сильных учеников, которые в течение изучения темы «Питание» получали высшие баллы. Ведущие изучили задания на каждом уровне и условия оценивания учащихся.
ХОД УРОКА:
I. Вступительное слово учителя об итоговом уроке, обобщении знаний по теме «Питание».
II. Учитель знакомит учащихся с условиями игры: класс разбит на группы (по уровню знаний). Каждая группа должна пройти 5 уровней, выполняя на каждом уровне соответствующие задания не более чем за 5 минут. 6 уровень проходит тот, который набрал не менее 20 баллов. Баллы проставляются ведущими в маршрутных листах на против каждой фамилии учащихся.
III. ИГРА. Старт
Iуровень
«Эколог»
|
IIуровень
«Лаборатория»
|
IIIуровень
«Логика»
|
1. «Организмы степи и леса» Цепи питания. Ответить на вопросы: Кто создает органическое вещество и накапливает энергию? Что это за процесс? Кто потребляет произведенные питательные вещества и накопленную энергию?
Назовите растительноядных, хищников.
Составить цепи питания из 3, 4 звеньев.
5 баллов
|
2. Микроскоп
Микропрепараты
а)Кожица листа
б) Кончик корня
Что вы обнаружили, глядя в микроскоп?
Какую роль выполняет этот орган (аппарат)?
5 баллов
|
3. а) Чего не хватает?
Логическая цепочка:
Рот - глотка - Х - зоб – желудок – Y– ан. отв-тие
Слюнные Поджел. Жел.
железы печень
б) Расположи в правильной последовательности:
Рот, пищевод, кишечник, ан. отверстие, желудок, зоб, поджел. железа, печень
5 баллов
|
IV уровень
«Эрудит»
|
V уровень
«Умник»
|
VI уровень
Биотестер
|
3.Кроссворд
5 баллов
|
5. Тест «Питание»
5 баллов
|
6. Компьютерный тест
+ 5 баллов
|
IV. Вывод. Для чего мы все время питаемся?
Что для нас является продуктами питания?
А растения питаются? Где они берут продукты питания?
Какой путь проходят питательные вещества и энергия?
На какие две группы делятся организмы по способу питания?
V. Подведение итогов по маршрутным листам. Оценки учащимся. Д.З
Тест по теме «ПИТАНИЕ»
VI. Питание - это
а) процесс образование веществ
б) выделение непереваренных остатков
в) процесс получения веществ и энергии
г) поглощение воды
VII. Почвенное питание - это
а) поглощение с помощью листьев энергии света и углекислого газа
б) поглощение с помощью корня воды и растворенных в ней минеральных веществ
в) поглощение корнем минеральных веществ
г) поглощение корнем почвы
VIII. Воздушное питание
а) поглощение стеблем питательных веществ из воздуха
б) поглощение листьями углекислого газа и образования органического вещества, используя энергию света и воду.
в) распространение запаха цветком.
г) опрыскивание растения питательным раствором.
IX. Фотосинтез – это
а) поглощение кислорода и выделение углекислого газа
б) образование простых веществ и поглощение солнечной энергии
в) питание с помощью другого растения
г) образование органического вещества из неорганических- углекислого газа и воды, используя энергию света.
X. К животным - трупоедам относятся
а) вошь, блоха, чесоточный клещ
б) грифы, гиены, вороны
в) бобр, белка, заяц
г) волк, медведь, лиса
XI. К животным - паразитам относятся
а) грифы, гиены, вороны
б) змеи, крокодилы, лягушки
в) волк, медведь, лиса
г) вошь, блоха, чесоточный клещ
7. К растениям - паразитам относятся все
а) росянка, раффлезия, повилика
б) непентес, щирица, лебеда
в) пузырчатка, осот, амброзия
г) бодяк, лопух, спорыш
8. К симбионтам относятся
а) белка и сойка
б) повилика и картофель
в) кабан и мышь
г) береза и гриб подберезовик
9. К животным – хищникам относится
а) варан, белка
б) паук, мышь
в) кошка, рысь
г) крыса, сурок
10. К растениям - хищникам относится
а) росянка
б) пузырчатка, осот, амброзия
в) бодяк, лопух, спорыш
г) лиана, гледичия акация, крапива
11. Процесс превращения сложных органических веществ пищи в более простые
а) питание
б) дыхание
в) фотосинтез
г) пищеварение
12. Биологически активные вещества, ускоряющие переваривание пищи
а) ферменты
б) углеводы
в) вода и минеральные соли
г) гормоны
12. Найти соответствие:
1.пищеварительная вакуоль а) плоские черви (планария)
2. кишечная полость б) кольчатый червь
3. разветвленный кишечник г) гидра
4. рот, глотка, пищевод, зоб, желудок, д) амеба
кишечник, анальное отверстие е) рыба
Маршрутный лист группы №___
|
Ф.И. учащихся
|
Iуровень
«Эколог»
|
IIуровень
«Лабора-тория»
|
IIIуровень
«Логика»
|
IV уровень
«Эрудит»
|
V уровень
«Умник»
|
VI уровень
Биотестер
|
Итоговый
балл
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По вертикали:
1. Вещество, ускоряющее переваривание пищи.
2. Животное с одним отверстием и кишечной полостью из отдела Кишечнополостные.
3. У растения орган воздушного питания.
4. Пищеварительная железа.
По горизонтали:
5. У растения орган почвенного питания.
6. Процесс получения организмом веществ и энергии.
7. Часть пищеварительной системы кольчатых червей, членистоногих, позвоночных.
Дополнительное задание, для тех, кто окончил уровень.
По вертикали:
1. Представитель простейших с пищевари-
тельной вакуолью
2. Представитель кишечнополостных.
3. Воздушное питание растений.
4. Организм, питающийся животными.
5. Животные поедающие трупы других жи-
вотных.
6.Пищеварительная железа.
7. Получение организмами веществ и
Энергии
По горизонтали:
8.Наружный кровососущий паразит. 9. Превращение органических веществ в более простые, усваиваемые организмом.
10.Организмы, которые питаются за счет питательных веществ других организмов, не убивая их.
|