Многочисленные нововведения в столичных школах за последний год породили в обществе большое количество мифов. Есть ли плюсы в объединении школ, зачем нужны электронные технологии и могут ли родители влиять на решения чиновников — эти и другие вопросы участники ток-шоу обсудили с первым заместителем главы департамента образования Москвы Вениамином Кагановым.
Основной задачей департамента, как пояснил его руководитель Исаак Калина в своем видеообращении в начале ток-шоу, в 2012 году было «обеспечить минимальный стандарт качества, ниже которого Москва не может позволить себе опуститься». По словам Каганова, через некоторое время этот стандарт будет представлен в виде документа, который ляжет в основу большого комплекса работ во всех подведомственных департаменту учреждениях. При этом, как отмечают чиновники, «причесать всех под одну гребенку нельзя», качество означает многообразие — и стандарт должен быть лишь неким ориентиром, выводящим каждое учреждение на новые горизонты развития.
Программы развития некоторых школ могут предусматривать объединение с другой, более успешной, пояснил замглавы департамента. Как уточнил Каганов, отвечая на вопрос одного из участников обсуждения, «теоретически возможно все», даже объединение профильной школы со специальной, для детей с ограниченными возможностями — но только в том случае, если такое решение примет руководство школы и ее управляющий совет. Примеры таких объединений в Москве уже имеются — как в Центре образования №109 Евгения Ямбурга или в школе Александра Ездова, открытой на базе Московского института открытого образования, указал директор гимназии №45 Михаил Шнейдер, однако в целом общество к таким «адаптивным моделям» еще не очень готово.
Объединение лицея с обычной школой было рассмотрено участниками ток-шоу на примере Пушкинского лицея №2500 и центра образования №1461 — с марта 2012 года ставшими единой школой №1500. Как уточнила директор лицея Ольга Можухина, центр №1461 находился недалеко - «в семи минутах ходьбы», это несколько облегчило присоединение, и за прошедшее время лицей также успел открыть детский сад, состоящий из трех групп на базе центра образования. Плюсов в объединении было больше, подтвердила заместитель директора, Ирина Красноярцева: лицей приобрел новый спортзал, объединились два сильных педагогических коллектива и дети нашли себе друзей. Единственным большим минусом оказалось отсутствие нормативно-правовой базы — «центральная бухгалтерия одна, а тарификационные списки разные», пояснила Красноярцева.
Часто при объединении выявляется много фундаментальных проблем, не связанных с этим процессом, отметил Шнейдер. Чтобы брендовая школа — лицей или гимназия, могла предоставлять услуги высокого качества всем, нужны кадры, а педагогическое образование в России — это проблема. «У нас сейчас как в спорте — смена поколений. Если запустить новые программы педагогического образования, мы получим результат только через семь лет», - указал директор. Кроме того, если объединяются учреждения с разными образовательными программами, всегда кому-то больше будет нужна физика, а кому-то — ориентация на спорт и творчество. Но при таком совмещении «необязательно, чтобы все пошли в актеры, главное — это атмосфера, которая обогащает и расширяет возможности», считает Шнейдер.
Вопрос о том, что будет с финансированием дополнительного образования в школах после Нового года, пока остается открытым. По мнению директора «Класс-центра» Сергея Казарновского, с одной стороны, такое образование как способ осмысления мира нужно всем детям, с другой, как показал его собственный опыт работы во дворце пионеров, «просто так выбрасывать туда колоссальное количество денег — это неправильно и не ведет к результату». Именно поэтому все, что связано с дополнительным образованием, сейчас требует переосмысления со стороны департамента. Что касается создания образовательных холдингов — «у меня есть 30-летний опыт, когда мы слили дом творчества с обычной школой, и оказалось, что получение общего образования не так важно, главное — атмосфера, в которой учится ребенок», согласился директор «Класс-центра» с главой гимназии №45. В этом смысле такие слияния полезны, в то же время, по словам Казарновского, «школа лимитирована в своих задачах», и где-то это может вызвать конфликт.
Еще одной важной темой, поднятой на ток-шоу, стали планируемые «инновации в образовании». Как уточнил директор Московского центра инноваций и высоких технологий Олег Ломакин, в это понятие входит «внедрение новых товаров, услуг и технологий с использованием компьютеров». Московский центр работает для этого по трем направлениям. Во-первых, это федеральный инновационный проект «Современная школа», в соответствии с которым для управления каждой частью школы — начиная с зоны питания и заканчивая системами видеонаблюдения, должна быть создана специальная информационная модель. Во-вторых, это создание «первичных инновационных площадок» - где идеи каждого педагога могут быть поддержаны и распространены на всю сеть образовательных учреждений. При этом, если в начале 2012 года таких площадок было всего 20, сейчас в Центре уже 315 заявок на их создание, и 73% из них подали педагоги без участия вузов и НИИ — отметил Ломакин. Третье направление, по его словам — это поддержка идей детей и подростков, включая 12-14-летних. «У нас уже есть прецеденты, когда они патентуют удивительные изобретения, и происходит модернизация научно-технического творчества с внедрением элементов 3D-моделирования» - пояснил директор.
Внедрение технологий ради технологий вместе с тем, не совсем оправданно, указала ученица гимназии №45 Ксения Волченко. «Я занимаюсь во Дворце творчества на Воробьевых горах, в этом году у нас ввели подобие электронного журнала и мы столкнулись с тем, что педагогам неудобно им пользоваться», - пояснила девушка. Впрочем, по мнению замглавы московского департамента образования, это скорее «провал не журнала, а педагогов». Сейчас есть два общегородских дневника-журнала, которыми пользуются большинство школ, во многих также ведутся созданные до этого 10-12 типов журналов, но все они интегрированы в общую систему, и практически 100% школ ее используют, уточнил Каганов.
По словам Шнейдера, электронный журнал «безусловно меняет жизнь в лучшую сторону», в гимназии №45 он существует уже семь лет, первые три года учителей действительно потребовалось обучать с ним работать, но в итоге сейчас это их общение с родителями намного облегчило. В то же время, увлечение компьютерными технологиями имеет другую негативную сторону: «очень часто учителя, которые приходят после вузов, вооруженные всеми возможными гаджетами, заменяют живое общение с учениками презентациями, и диалог между ними исчезает», - отметил директор. По словам Каганова, эта проблема еще требует более детальных исследований, но так или иначе, задача департамента — создать возможности, а как их использовать, каждый учитель должен решать сам.
Родители при этом могут сообщать департаменту образования обо всех своих замечаниях в интерактивном режиме, подчеркнул Каганов. «В апреле этого года через систему электронный дневник-журнал мы спросили родителей, что они думают о качестве образования, за месяц нам ответило 34 000 человек», - указал первый замглавы департамента. И при всех опасениях относительно электронной записи, по данным ведомства, в прошлом году 98,4% родителей определили своих первоклассников в те школы, в которые хотели, а остальные «оказались довольны, хотя попали не туда». «Говорили, будут костры 1 апреля — никто не вспомнил. Не было проблем», - заключил Каганов.
Мифы относительно других пилотных проектов департамента, по заявлению замглавы ведомства, также не подтвердились. Средняя зарплата московских учителей в этом году не уменьшилась, а увеличилась, и составляет 55 тысяч — на 12-15% выше, чем по стране. Беспокоились, что за кружки придется платить - «ничего не стало платным, денег меньше не стало», «кто куда хотел, тот туда и зачислен», подчеркнул Каганов. Объединяют учреждения в образовательные комплексы — но «никто не оказался на улице, нет учителей, которых уволили, потому что им не хватило места». Единственной проблемой, по мнению замглавы департамента, остается недоверие со стороны родителей — возможно, «потому что мы мало и плохо рассказываем и объясняем». Впрочем, как отметил чиновник, сейчас по четвергам на сайте департамента проходит открытое селекторное совещание, только в день ток-шоу к нему было подключено 2500 образовательных учреждений, и все итоги еженедельных пресс-конференций также публикуются. Социологические исследования показали, что 85% родителей активно интересуются проблемами школы, и эти проблемы могут быть решены ими совместно с департаментом, заключил Каганов.