Официальный сайт goldsoftware 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Опыт преподавания химии в 10 классе при одночасовой учебной нагрузке.

 

Опыт преподавания химии в 10 классе при одночасовой учебной нагрузке.

    Прежде чем делиться своим опытом хочу познакомить вас с полезными, на мой взгляд, высказываниями, которые встретились мне в процессе подготовки к этому выступлению. Они напомнили мне о роли того, чем я занимаюсь уже 16 лет – делюсь  с учениками химическими знаниями, и при этом часто слышу: «А зачем мне химия? Мне химия не нужна!». Так вот в последнее время примерно такими же словами объясняю ученикам и их родителям:

  -  Химические знания составляют основу современной науки и техники, химические методы широко используются в самых разных отраслях промышленности, сельского хозяйства, медицины. Достижения современной цивилизации немыслимы без химических знаний. Недооценка роли химических знаний приводит к существенному снижению уровня подготовки будущих специалистов во многих отраслях, в том числе весьма далеких от химии.

  -  Школьное химическое образование развивает логическое мышление, воображение. Химическое образование способствует выработке экологически грамотного, безопасного поведения человека. Именно оно создает у учащихся ясные представления о роли химии в решении сырьевых, энергетических, продовольственных, медицинских проблем человечества.

   - Химические знания необходимы для выработки критического мышления, критического отношения к потоку рекламы, получаемой из средств массовой информации. Химическое образование является неотъемлемой частью гуманитарного образования, существенным элементом формирования и развития культуры личности.

 

Составляя тематическое планирование и поурочные планы, я своей работе,  ориентируюсь на  результаты освоения курса химии, которые

 на личностном уровне должны представлять собой:

1)      в ценностно-ориентационной сфере – воспитание чувства гордости за российскую химическую науку, гуманизма и целеустремленности;

2)      в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

3)      в познавательной сфере - умение управлять своей познавательной деятельностью.

На метапредметном уровне основными результатами освоения химии являются:

1)      использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;

2)      использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

3)      умение генерировать идеи и определять средства необходимые для их реализации;

4)      умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

5)      использовать различные источники получения химической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от цели коммуникации и адресата.

На уровне предметных результатов Я, как учитель химии, должна предоставить ученику возможность научиться:

в познавательной сфере:

- давать определения изученным понятиям;

- описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого родной (русский) язык и язык химии;

- описывать и различать изученные классы неорганических и органических соединений, химические реакции;

- классифицировать изученные объекты и явления;

- наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и быту;

- делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

- структурировать изученный материал;

- интерпретировать химическую информацию, полученную из других источников;

- описывать строение атомов элементов 1-4 периодов с использованием электронных конфигураций атомов;

- моделировать строение простейших молекул неорганических и органических веществ, кристаллов.

 

в ценностно-ориентационной сфере:

- анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственно деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

в трудовой сфере:

- проводить химический эксперимент.

в сфере физической культуры:

- оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

 

Для реализации этих результатов на базовом уровне примерная программа предлагает проводить уроки химии 2ч в неделю в 10кл и 2 ч в неделю в 11 кл, всего 140 ч из них 10 ч – резервное время.

В реальности в школе, которой я работаю на мой предмет отводится 1 ч в неделю в 10 кл и 1 ч в неделю в 11 кл, всего 68 ч (по 34 ч в год).

Исходя из этого структура курса, которую я составила для 10 класса  имеет следующий вид:

СТРУКТУРА КУРСА 10 кл

№  п/п

МОДУЛЬ (ГЛАВА)

Примерное количество часов

1

Строение и классификация органических соединений.

7

2

Углеводороды.

9

3

Кислородсодержащие органические вещества

10

4

Углеводы. Азотсодержащие соединения.

6

 

ВСЕГО:

32 часа (2ч резервное время)

 

Я составила  такой тематический план:

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 10 кл

Сроки (Месяц, неделя)

Дата

№ урока

Раздел. Тема урока

Количество уроков

Виды контроля

 

 

 

I. СТРОЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ.

7

 

 

 

1

Общие сведения об органических веществах.

1

 

 

 

2

Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова.

1

 

 

 

3

Классификация органических соединений.

1

 

 

 

4

Основы номенклатуры органических соединений.

1

 

 

 

5

Изомерия и ее виды.

 

1

 

 

 

6

Обобщение знаний.

1

 

 

 

7

К.Р.№1 «Строение и классификация органических соединений»

1

 

 

 

 

II. УГЛЕВОДОРОДЫ.

9

 

 

 

8

Природный газ. Химические свойства алканов, циклоалканов и аренов.

1

 

 

 

9

Способы получения алканов, циклоалканов и аренов.

1

 

 

 

10

Алкены. Алкины. Алкадиены.Их общие химические свойства.

1

 

 

 

11

Способы получения алкенов алкинов и алкадиенов.

1

 

 

 

12

Генетическая связь между классами углеводородов.

2

 

 

 

13

Пр. Р. №1 «Обнаружение углерода, водорода и хлора в органических веществах».

1

 

 

 

14

Обобщение знаний.

1

 

 

 

15

КР №2 «Углеводороды»

1

КР №2

 

 

16

Решение задач на вывод формул органических веществ.

1

 

 

 

 

IV. КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА

10

 

 

 

17

Спирты и фенолы.

1

 

 

 

18

Химические свойства предельных одноатомных спиртов многоатомных спиртов и фенолов.

1

 

 

 

19

Способы получения одноатомных и многоатомных спиртов и фенолов.

1

 

 

 

20

Альдегиды и кетоны.

1

 

 

 

21

Пр.Р. №2 «Спирты и фенолы, альдегиды».

1

Пр.Р. №2

 

 

22

Карбоновые кислоты их химические свойства.

1

 

 

 

23

Сложные эфиры. Жиры.

1

 

 

 

24

Жиры

1

 

 

 

25

Пр.Р. №3 «Карбоновые кислоты. Сложные эфиры».

1

Пр.Р. №3

 

 

26

Обобщение знаний.

1

 

 

 

 

V. УГЛЕВОДЫ. АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ СОЕДИНЕНИЯ.

6

 

 

 

27

Классификация углеводов их химические свойства.

1

 

 

 

28

Урок-упражнение в составлении генетической связи между углеводами.

1

 

 

 

29

Амины. Их химические свойства.

1

 

 

 

30

Аминокислоты. Белки.

1

 

 

 

31

Обобщение знаний.

1

 

 

 

32

КР №3 «Кислород- и  азотсодержащие соединения».

1

КР №2

 

 

 

ВСЕГО:

32 часа

Пр.Р. – 3

К.Р. - 2

 

Я не трачу много времени на введение и знакомство с органическим веществами, т.к. в конце 9 класса учащиеся с ними познакомились. Я отвожу на знакомство 10 уроков, рассматривая следующие темы:

9 кл

 

 

 

V. ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА

10

 

 

 

55

Предмет органической химии. Причины многообразия органических веществ.

1

 

 

 

56

Классификация углеводородов. Гомологические ряды.

1

 

 

 

57

Химические свойства алканов и аренов.

1

 

 

 

58

Непредельные углеводороды. Этилен и ацетилен.

1

 

 

 

59

Кислородсодержащие органические вещества (классификация).

1

 

 

 

60

Химические свойства кислородсодержащих веществ.

1

 

 

 

61

Генетическая связь между классами органических веществ.

1

 

 

 

62

Углеводы.

1

 

 

 

63

Аминокислоты. Белки.

1

 

 

 

64

Обобщение знаний.

1

 

 

В связи с малым количеством времени учебный материал стараюсь дать в виде схем и таблиц.

В 9 классе я рассматриваю классификацию углеводородов заполняя с учащимися следующую таблицу

Углеводороды

 

Предельные

 

Непредельные

Ароматические

Алканы

СnН2n+2

(-ан)

Алкены

СnН2n

(-ен)

Алкины

СnН2n-2

(-ин)

Арены

СnН2n-6

(-бензол-)

       

 

В 10 классе уже знакомую схему я дополняю еще двумя классами углеводородов (циклоалканами и алкадиенами).

Углеводороды

 

Предельные

 

Непредельные

Ароматические

Алканы

(-ан)

СnН2n+2

Циклоалканы

(цикло- -ан)

СnН2n

Алкены

(-ен)

СnН2n

Алкадиены

(-диен)

СnН2n-2

Алкины

(-ин)

СnН2n-2

Арены

(-бензол-)

СnН2n-6

           

 

Рассматривая классификацию углеводородов обращаю внимание учащихся на одинаковые молекулярные формулы, напоминая о явлении изомерии.

Для лучшего запоминания виды изомерии тоже даю в виде схемы:

Изомеры

 

Структурные

Пространственные

По углеродному скелету

По положению:

-связи;

-группы;

-заместителя

Межклассовые:

1. циклоалканы и алкены;

2. алкадиены и алкины;

3. спирты и простые эфиры;

4. Альдегиды и кетоны;

5. Карбоновые кислоты и сложные эфиры;

6. Аминокислоты и нитросоединения

Геометрические

Оптические

         
 

 

Под каждым видом в схеме прописываю примеры изомеров, изображая углеродный скелет.

При изучении классификации кислородсодержащих органических веществ тоже составляю с учащимися схему:

Кислородсодержащие органические вещества

 

СnН2n+2О

 

СnН2nО

 

СnН2nО2

 

Спирты

(-ол)

 

- ОН

Простые эфиры

(-окси-)

 

- О -

Альдегиды

(-аль)

         О

      //

-  С

    \

       Н

Кетоны

(-он)

 

- С –

||

O

Карбоновые кислоты

 (-овая кислота)

         O

    //

- C

    \

          OH

Сложные эфиры

(-ат)

 

        O

    //

- C

   \

         O -

           
 

 

Химические свойства и способы получения органических веществ также даю в виде сводных таблиц:

Свойства алканов, циклоалканов и аренов;

Способы получения алканов, циклоалканов и аренов;

Свойства алкенов, алкинов и алкадиенов;

Реагенты, необходимые для получения органических веществ;

Свойства одноатомных и многоатомных спиртов и фенолов;

Свойства альдегидов и кетонов;

 

Дав материал в виде таблиц и схем, объясняю учащимся как им пользоваться, например, для составления уравнений по схеме:

1.      Определяем класс исходного вещества и продукта реакции;

2.       Определяем, какой таблицей пользоваться (свойствами или способами получения);

3.      Находим на нужной таблице уравнение аналогичной реакции;

4.      Записываем свое уравнение, сверяясь с образцом

 

Надеюсь, что мой опыт работы пригодиться и вам. Спасибо за внимание.

 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Анна Васильевна Середа

На: Опыт преподавания химии в 10 классе при одночасовой учебной


Уважаемая коллега! Спасибо за интересный, актуальный материал! Мне, кажется, что он имеет большое практическое значение в подходе к преподаванию предмета химия. Просьба, сообщите, отметьте в представленном материале КТО ВЫ? 

Середа Анна



Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн