Опыт преподавания химии в 10 классе при одночасовой учебной нагрузке.
Прежде чем делиться своим опытом хочу познакомить вас с полезными, на мой взгляд, высказываниями, которые встретились мне в процессе подготовки к этому выступлению. Они напомнили мне о роли того, чем я занимаюсь уже 16 лет – делюсь с учениками химическими знаниями, и при этом часто слышу: «А зачем мне химия? Мне химия не нужна!». Так вот в последнее время примерно такими же словами объясняю ученикам и их родителям:
- Химические знания составляют основу современной науки и техники, химические методы широко используются в самых разных отраслях промышленности, сельского хозяйства, медицины. Достижения современной цивилизации немыслимы без химических знаний. Недооценка роли химических знаний приводит к существенному снижению уровня подготовки будущих специалистов во многих отраслях, в том числе весьма далеких от химии.
- Школьное химическое образование развивает логическое мышление, воображение. Химическое образование способствует выработке экологически грамотного, безопасного поведения человека. Именно оно создает у учащихся ясные представления о роли химии в решении сырьевых, энергетических, продовольственных, медицинских проблем человечества.
- Химические знания необходимы для выработки критического мышления, критического отношения к потоку рекламы, получаемой из средств массовой информации. Химическое образование является неотъемлемой частью гуманитарного образования, существенным элементом формирования и развития культуры личности.
Составляя тематическое планирование и поурочные планы, я своей работе, ориентируюсь на результаты освоения курса химии, которые
на личностном уровне должны представлять собой:
1) в ценностно-ориентационной сфере – воспитание чувства гордости за российскую химическую науку, гуманизма и целеустремленности;
2) в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
3) в познавательной сфере - умение управлять своей познавательной деятельностью.
На метапредметном уровне основными результатами освоения химии являются:
1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
2) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
3) умение генерировать идеи и определять средства необходимые для их реализации;
4) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
5) использовать различные источники получения химической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от цели коммуникации и адресата.
На уровне предметных результатов Я, как учитель химии, должна предоставить ученику возможность научиться:
в познавательной сфере:
- давать определения изученным понятиям;
- описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого родной (русский) язык и язык химии;
- описывать и различать изученные классы неорганических и органических соединений, химические реакции;
- классифицировать изученные объекты и явления;
- наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и быту;
- делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
- структурировать изученный материал;
- интерпретировать химическую информацию, полученную из других источников;
- описывать строение атомов элементов 1-4 периодов с использованием электронных конфигураций атомов;
- моделировать строение простейших молекул неорганических и органических веществ, кристаллов.
в ценностно-ориентационной сфере:
- анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственно деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
в трудовой сфере:
- проводить химический эксперимент.
в сфере физической культуры:
- оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Для реализации этих результатов на базовом уровне примерная программа предлагает проводить уроки химии 2ч в неделю в 10кл и 2 ч в неделю в 11 кл, всего 140 ч из них 10 ч – резервное время.
В реальности в школе, которой я работаю на мой предмет отводится 1 ч в неделю в 10 кл и 1 ч в неделю в 11 кл, всего 68 ч (по 34 ч в год).
Исходя из этого структура курса, которую я составила для 10 класса имеет следующий вид:
СТРУКТУРА КУРСА 10 кл
№ п/п
|
МОДУЛЬ (ГЛАВА)
|
Примерное количество часов
|
1
|
Строение и классификация органических соединений.
|
7
|
2
|
Углеводороды.
|
9
|
3
|
Кислородсодержащие органические вещества
|
10
|
4
|
Углеводы. Азотсодержащие соединения.
|
6
|
|
ВСЕГО:
|
32 часа (2ч резервное время)
|
Я составила такой тематический план:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 10 кл
Сроки (Месяц, неделя)
|
Дата
|
№ урока
|
Раздел. Тема урока
|
Количество уроков
|
Виды контроля
|
|
|
|
I. СТРОЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ.
|
7
|
|
|
|
1
|
Общие сведения об органических веществах.
|
1
|
|
|
|
2
|
Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова.
|
1
|
|
|
|
3
|
Классификация органических соединений.
|
1
|
|
|
|
4
|
Основы номенклатуры органических соединений.
|
1
|
|
|
|
5
|
Изомерия и ее виды.
|
1
|
|
|
|
6
|
Обобщение знаний.
|
1
|
|
|
|
7
|
К.Р.№1 «Строение и классификация органических соединений»
|
1
|
|
|
|
|
II. УГЛЕВОДОРОДЫ.
|
9
|
|
|
|
8
|
Природный газ. Химические свойства алканов, циклоалканов и аренов.
|
1
|
|
|
|
9
|
Способы получения алканов, циклоалканов и аренов.
|
1
|
|
|
|
10
|
Алкены. Алкины. Алкадиены.Их общие химические свойства.
|
1
|
|
|
|
11
|
Способы получения алкенов алкинов и алкадиенов.
|
1
|
|
|
|
12
|
Генетическая связь между классами углеводородов.
|
2
|
|
|
|
13
|
Пр. Р. №1 «Обнаружение углерода, водорода и хлора в органических веществах».
|
1
|
|
|
|
14
|
Обобщение знаний.
|
1
|
|
|
|
15
|
КР №2 «Углеводороды»
|
1
|
КР №2
|
|
|
16
|
Решение задач на вывод формул органических веществ.
|
1
|
|
|
|
|
IV. КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА
|
10
|
|
|
|
17
|
Спирты и фенолы.
|
1
|
|
|
|
18
|
Химические свойства предельных одноатомных спиртов многоатомных спиртов и фенолов.
|
1
|
|
|
|
19
|
Способы получения одноатомных и многоатомных спиртов и фенолов.
|
1
|
|
|
|
20
|
Альдегиды и кетоны.
|
1
|
|
|
|
21
|
Пр.Р. №2 «Спирты и фенолы, альдегиды».
|
1
|
Пр.Р. №2
|
|
|
22
|
Карбоновые кислоты их химические свойства.
|
1
|
|
|
|
23
|
Сложные эфиры. Жиры.
|
1
|
|
|
|
24
|
Жиры
|
1
|
|
|
|
25
|
Пр.Р. №3 «Карбоновые кислоты. Сложные эфиры».
|
1
|
Пр.Р. №3
|
|
|
26
|
Обобщение знаний.
|
1
|
|
|
|
|
V. УГЛЕВОДЫ. АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ СОЕДИНЕНИЯ.
|
6
|
|
|
|
27
|
Классификация углеводов их химические свойства.
|
1
|
|
|
|
28
|
Урок-упражнение в составлении генетической связи между углеводами.
|
1
|
|
|
|
29
|
Амины. Их химические свойства.
|
1
|
|
|
|
30
|
Аминокислоты. Белки.
|
1
|
|
|
|
31
|
Обобщение знаний.
|
1
|
|
|
|
32
|
КР №3 «Кислород- и азотсодержащие соединения».
|
1
|
КР №2
|
|
|
|
ВСЕГО:
|
32 часа
|
Пр.Р. – 3
К.Р. - 2
|
Я не трачу много времени на введение и знакомство с органическим веществами, т.к. в конце 9 класса учащиеся с ними познакомились. Я отвожу на знакомство 10 уроков, рассматривая следующие темы:
9 кл
|
|
|
V. ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА
|
10
|
|
|
|
55
|
Предмет органической химии. Причины многообразия органических веществ.
|
1
|
|
|
|
56
|
Классификация углеводородов. Гомологические ряды.
|
1
|
|
|
|
57
|
Химические свойства алканов и аренов.
|
1
|
|
|
|
58
|
Непредельные углеводороды. Этилен и ацетилен.
|
1
|
|
|
|
59
|
Кислородсодержащие органические вещества (классификация).
|
1
|
|
|
|
60
|
Химические свойства кислородсодержащих веществ.
|
1
|
|
|
|
61
|
Генетическая связь между классами органических веществ.
|
1
|
|
|
|
62
|
Углеводы.
|
1
|
|
|
|
63
|
Аминокислоты. Белки.
|
1
|
|
|
|
64
|
Обобщение знаний.
|
1
|
|
В связи с малым количеством времени учебный материал стараюсь дать в виде схем и таблиц.
В 9 классе я рассматриваю классификацию углеводородов заполняя с учащимися следующую таблицу
Углеводороды
|
Предельные
|
Непредельные
|
Ароматические
|
Алканы
СnН2n+2
(-ан)
|
Алкены
СnН2n
(-ен)
|
Алкины
СnН2n-2
(-ин)
|
Арены
СnН2n-6
(-бензол-)
|
|
|
|
|
В 10 классе уже знакомую схему я дополняю еще двумя классами углеводородов (циклоалканами и алкадиенами).
Углеводороды
|
Предельные
|
Непредельные
|
Ароматические
|
Алканы
(-ан)
СnН2n+2
|
Циклоалканы
(цикло- -ан)
СnН2n
|
Алкены
(-ен)
СnН2n
|
Алкадиены
(-диен)
СnН2n-2
|
Алкины
(-ин)
СnН2n-2
|
Арены
(-бензол-)
СnН2n-6
|
|
|
|
|
|
|
Рассматривая классификацию углеводородов обращаю внимание учащихся на одинаковые молекулярные формулы, напоминая о явлении изомерии.
Для лучшего запоминания виды изомерии тоже даю в виде схемы:
Изомеры
|
Структурные
|
Пространственные
|
По углеродному скелету
|
По положению:
-связи;
-группы;
-заместителя
|
Межклассовые:
1. циклоалканы и алкены;
2. алкадиены и алкины;
3. спирты и простые эфиры;
4. Альдегиды и кетоны;
5. Карбоновые кислоты и сложные эфиры;
6. Аминокислоты и нитросоединения
|
Геометрические
|
Оптические
|
|
|
|
|
|
Под каждым видом в схеме прописываю примеры изомеров, изображая углеродный скелет.
При изучении классификации кислородсодержащих органических веществ тоже составляю с учащимися схему:
Кислородсодержащие органические вещества
|
СnН2n+2О
|
СnН2nО
|
СnН2nО2
|
Спирты
(-ол)
- ОН
|
Простые эфиры
(-окси-)
- О -
|
Альдегиды
(-аль)
О
//
- С
\
Н
|
Кетоны
(-он)
- С –
||
O
|
Карбоновые кислоты
(-овая кислота)
O
//
- C
\
OH
|
Сложные эфиры
(-ат)
O
//
- C
\
O -
|
|
|
|
|
|
|
Химические свойства и способы получения органических веществ также даю в виде сводных таблиц:
Свойства алканов, циклоалканов и аренов;
Способы получения алканов, циклоалканов и аренов;
Свойства алкенов, алкинов и алкадиенов;
Реагенты, необходимые для получения органических веществ;
Свойства одноатомных и многоатомных спиртов и фенолов;
Свойства альдегидов и кетонов;
Дав материал в виде таблиц и схем, объясняю учащимся как им пользоваться, например, для составления уравнений по схеме:
1. Определяем класс исходного вещества и продукта реакции;
2. Определяем, какой таблицей пользоваться (свойствами или способами получения);
3. Находим на нужной таблице уравнение аналогичной реакции;
4. Записываем свое уравнение, сверяясь с образцом
Надеюсь, что мой опыт работы пригодиться и вам. Спасибо за внимание.
|
На: Опыт преподавания химии в 10 классе при одночасовой учебной
Уважаемая коллега! Спасибо за интересный, актуальный материал! Мне, кажется, что он имеет большое практическое значение в подходе к преподаванию предмета химия. Просьба, сообщите, отметьте в представленном материале КТО ВЫ?
Середа Анна