Автор:
Торбеева Надежда Анатольевна
Место работы:
преподаватель английского языка ГБОУ СПО «Краевой политехнический колледж», г.Чернушка, Пермский край
Информационные технологии в преподавании иностранного языка
Специфика предмета «Иностранный язык» обуславливает активное и уместное применение на занятиях ИКТ. Обучение в России до некоторого времени ставило своей основной целью вооружить обучающихся определенной суммой знаний, умений и навыков. Концепция модернизации образования, наряду с обучением ЗУНам, предусмотрела формирование умения обучающихся самостоятельно добывать знания. Умение учиться особенно важно в нашем мире в силу того, что во всех сферах профессиональной деятельности изменения происходят достаточно быстро, и человеку, чтобы быть востребованным на рынке труда, необходимо учиться, повышать квалификацию в течение всей своей жизни.
Использование компьютерной техники в качестве эффективного средства обучения, воспитания и развития личности учащегося на материале различных учебных дисциплин приобрело еще большую популярность, особенно в процессе реализации ИКТ. Применение современных информационных технологий открывает студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяет преподавателю реализовывать принципиально новые формы и методы в процессе преподавания дисциплины «Иностранный язык», где компьютер выступает как средство обучения и как средство саморазвития.
Сегодня трудно переоценить роль компьютера как технического средства обучения. Компьютер значительно расширяет возможности предоставления учебной информации: особенно эффектно и эффективно, на мой взгляд, использование мультимедийных презентаций и интерактивных демонстраций «Как это нужно делать?» при изучении нового материала и проведении практических работ.
В совместной деятельности с обучающимися создавались мультимедийные презентации по изучаемым темам дисциплины «Английский язык», разноуровневые тестовые задания, которые используются на занятиях, во внеурочное время и в процессе самостоятельной работы.
Таким способом осуществляется контроль одного и того же материала с различной степенью глубины и полноты в оптимальном темпе для каждого учащегося, обеспечивая при этом гибкость управления учебной деятельностью. Возможности мультимедийных презентаций позволяют учащимся окунуться в виртуальный мир и увидеть то, что может быть только написано в книге. Электронные галереи позволяют просмотреть произведения великих художников, не сходя с места, а библиотеки стран позволяют посетить все места на земном шаре и узнать многое из посещений, что пригодится не только на занятии, но и в дальнейшей жизни. http://www.questia.com/russian - Англоязычная онлайн библиотека.
Как обобщение опыта преподавания можно рассматривать создание электронного учебного пособия «Методические рекомендации и контрольные задания для студентов специальности 260502 «Технология продукции общественного питания» теоретического и практического направления с большим объемом текстов для чтения и пересказа, набором грамматических упражнений и контрольных работ. Мотивом к разработке и созданию электронного пособия послужило отсутствие готовых электронных учебников других авторов, желание проявить и проверить творческие возможности и свои, и учащихся.
Применение компьютерной техники позволяет нам осуществлять индивидуализацию обучения, объективный и своевременный контроль знаний учащихся, делает обучение привлекательным и современным. Использование информационных технологий способствует развитию конструктивного мышления, воображения, памяти, внимания, самостоятельности, формирует познавательный интерес, интерес к выбранной профессии.
Процесс подготовки квалифицированных специалистов длителен и сложен. В современном информационном обществе знания быстро стареют. Чтобы быть способным выполнять ту или иную профессиональную деятельность, человеку необходимо непрерывно пополнять свои знания. Навыки работы с компьютером позволяют оперативно получить необходимую информацию для решения поставленной задачи из любой предметной области.
Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач:
- формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
- совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет;
- совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения материалов сети;
- совершенствовать умения письменной речи, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других продуктов совместной деятельности партнеров;
- пополнять свой словарный запас лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социальное и политическое устройство общества;
- знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, речевое поведение различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиции страны изучаемого языка.
Кроме того, во внеурочной деятельности учащиеся могут самостоятельно работать над совершенствованием своих знаний в области иностранного языка. Для этого в сетях существует множество разнообразных курсов для разных категорий учащихся, предназначенных для самообразования или обучения под руководством преподавателя.
Участие ребят в телеконференциях, в том числе онлайновых, чатах – дополнительная, очень интересная и полезная возможность новых контактов в реальной речевой практике. В ходе таких бесед, дискуссий идет не только обмен информацией по той или иной проблеме, но и знакомство с элементами другой культуры.
|