Цель
|
сформировать у учащихся знания о клетке как о живой единице растительного организма.
|
Познакомить с царством грибов, из каких частей состоят грибы. Сформировать учащихся знания об особенностях строения представителей царства грибов
|
Задачи
|
-Дать элементарные представления о строении растительной клетки, о значении ее частей;
-Развивать умения готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить основные части клетки на микропрепарате на рисунках в учебнике и на таблице;
-Создать условия для изучения особенностей строения растительных клеток и её частей, названий клеточных органоидов и выполняемыми ими функциями.
-Создать условия для развития умений работать с компьютером на уроке биологии.
-Создать условия для воспитания бережного отношения к используемому оборудованию и своему здоровью.
|
-Познакомить учащихся с отличительными признаками представителей царства Грибы; показать их сходство и отличие от растений и животных.
-Углубить знания о строении тела гриба, типах питания и размножения.
-Сформировать понятие о микоризе.
-Развивать умение использовать информационно-коммуникационные технологии с целью самостоятельного получения знаний.
-Формировать умения распознавать съедобные и ядовитые грибы.
-Воспитывать бережное отношение к природе.
|
Оборудование
|
таблица “Строение растительной клетки”, компьютер.
|
-муляжи грибов;
-таблицы: “Строение шляпочного гриба”, “Плесневые грибы”, “Грибы-паразиты”, “Дрожжи”;
-компьютер с выходом в интернет
|
Содержание урока
|
- Работа в тетради на печатной основе с.7 -7мин.
- Изучение нового материала
Клетка – основная часть организма.
Клетки имеют сложное строение.
Заполнение таблицы с помощью учебника.
Строение растительной клетки
Органеллы |
Строение
|
Функции
|
Оболочка
|
Состоит из целлюлозы. Окружает растительные клетки. Имеет поры
|
Придает клетке прочность, поддерживает определенную форму, защищает.
|
Плазматическая мембрана
|
Двумембранная структура, обладает полупроницаемостью.
|
Ограничивает живое содержимое клеток. Обеспечивает избирательную проницаемость, защищает.
|
Цитоплазма
|
полужидкое вещество, постоянно движется, перемещается по всему объему клетки.
|
в ней протекают различные биохимические процессы, обеспечивающие жизнедеятельность клеток.
|
Митохондрии
|
Двумембранные органеллы продолговатой формы. Наружная мембрана гладкая, внутренняя образует выросты.
|
Являются энергетическими станциями клетки. Обеспечивают дыхательные процессы.
|
Пластиды
|
Хлоропласты – двумембранные органеллы, продолговатой формы, окрашены в зеленый цвет, т.к. содержат хлорофилл.
Лейкопласты – двумембранные неокрашенные пластиды шарообразной формы.
Хромопласты – двумембранные пластиды шаровидной формы, содержат пигменты: красный, оранжевый, желтый.
|
С помощью хлорофилла клетки растений улавливают энергию солнечных лучей и образуют органические вещества.
Запасают питательные вещества в виде крахмальных зерен.
Придают окраску цветкам, плодам. Осенью придают листьям разноцветную окраску.
|
Вакуоль
|
Резервуар, заполненный клеточным соком.
|
Накапливает питательные вещества и ненужные продукты жизнедеятельности.
|
Ядро
|
окружен двухслойной пористой мембраной.
|
оно несет в себе наследственную информацию клетки, с его помощью клетки делятся.
|
Рибосомы
|
немембранные структуры в форме восьмерки, состоят из двух субъединиц, большой и малой.
|
в них происходит образование белков.
|
Самостоятельная работа за компьютером
http://fcior.edu.ru/card/2591/konstruktor-rastitelnoy-kletki.html
|
1. Изучение нового материала.
Своё научное название грибы получили от греческого “микос”. В настоящее время описано около 100 тысяч видов грибов.
Внимание учащихся обращается на муляжи грибов, таблицы, гербарии растений с грибами-паразитами и предлагается их разделить на группы по признакам сходства. На основании проделанной работы составляется схема “Виды грибов”.
Шляпочные грибы (белый, мухомор)
Дрожжи
Грибы паразиты(спорынья)
Плесневые грибы (мукор)
При таком многообразии грибов они имеют общие черты строения и жизнедеятельности.
3. Общая характеристика Царства. Сходство и различие грибов, растений и животных.
Рассказ учителя с элементами беседы.
На основании беседы учащиеся приходят к выводу, что грибы занимают особое положение в системе органического мира. Они не являются ни растениями, ни животными, однако они имеют черты сходства с представителями обоих царств.
Все грибы имеют ядро и являются эукариотами.
Признаки сходства с растениями:
1.Неподвижность.
2. Постоянный рост.
3. Питание растворёнными веществами путём всасывания.
4. Способы синтезировать витамины.
5. Наличие клеточных стенок.
6. Размножение с помощью спор.
Признаки сходства с животными:
1. Отсутствие пластид.
2. По типу питания гетеротрофы.
3. Наличие в клеточных стенках особого вещества – хитина.
4. В качестве запасных питательных веществ накапливаются гликоген и липиды.
5. В обмене веществ грибов присутствует мочевина.
4. Строение вегетативного тела гриба, гиф мицелия и плодового тела. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9f7bd01f-0a01-022a-01bf-4c57d11a4bd7/%5BBIO6_08-53%5D_%5BIM_01%5D.SWF
Объяснение учителя.
Признаки, свойственные только грибам:
1. Вегетативное тело представляет собой грибницу, или мицелий, состоящий из нитей – гиф.
2. Гифы представляют собой либо одну разветвленную клетку с большим количеством ядер, либо много клеток с одним или несколькими ядрами.
3. Гифы образуют: грибницу – плодовое тело – споры
5. Типы питания грибов. Сходство типов питания бактерий и грибов.
Самостоятельная работа с учебником по заполнению схемы. Проверка заполнения.
Типы питания
- сапрофиты
-симбионты
-хищники
-паразиты
6. Размножение грибов. Рассказ учителя с элементами беседы.
Заполнение схемы:
Вегетативное
-Частями мицелия
-почкованием
размножение
Половое
-специализированными клетками (гаметами)
7. Многообразие шляпочных грибов. Объяснение учителя с элементами беседы. http://fcior.edu.ru/card/27031/griby-obshaya-harakteristika-detalizirovannoe-predstavlenie.html
|