Размещено пт, 08/05/2015 - 15:40 пользователем Елена Владимировна Плотникова.
В продолжение темы
Плакат В.Иванова "Слава русскому народу народу богатырю, народу созидателю". 1947.
Образы преемственности, связности, исторической целостности народа и в плакате мирного времени, восстановления страны, также требующего богатырских усилий. (Образ богатыря, кстати, широко использовался в плакате начала 20 в. и периода Первой мировой войны).
Размещено пт, 08/05/2015 - 15:32 пользователем Елена Владимировна Плотникова.
Воспитание в праздники. День Победы
Одним из способов воодушевления народа на воинское или трудовое служение, даже на подвиг, является плакат. В годы Великой Отечественной войны было создано много выразительных плакатов, призывающих не отступать и идти к победе в великой освободительной войне.
Среди плакатов 1941 года хочется обратить внимание на следующие.
Кукрыниксы. Бьемся мы здорово... 1941.
Иванов В. Пусть вдохновляет вас в этой войне... 1941.
Долгоруков Н. Так было... Так будет! 1941.
Собственно, комментарий, наверно и не требуется. Можно, рассматривая эти плакаты с детьми, обсудить, как они понимают их, как думают, что придавало народу сил, стойкости, как чувствовал советский народ неразрывную связь с историческими героями своей страны. Авторы плаката, т.е. вида массового искусства, по-видимому, не сомневались, что все советские люди знают изображенных героев и эти герои пользуются уважением и любовью у народа.
Теперь вопрос себе, - какими педагогическими средствами и насколько успешно мы сегодня поддерживаем духовную связь подрастающего поколения со своими историческими корнями?
Размещено сб, 31/08/2013 - 18:09 пользователем Елена Владимировна Плотникова.
Воспитание в праздники. 1 сентября
Агния Барто, иллюстрации Татьяны Ереминой:
более поздняя иллюстрация к этому стихотворению:
В этих стихах переданы в основном внешние и социальные изменения ребенка с переходом в школу. А вот что происходит в его внутреннем мире? Это намного более индивидуально, чем форма и правила поведения, но и влияет на последующую школьную успешность значительно больше.
Комментарий был изменен с момента создания (ЕленаП, сб, 31/08/2013 - 18:09).
Размещено сб, 31/08/2013 - 17:59 пользователем Елена Владимировна Плотникова.
Воспитание в праздники. 1 сентября
Переход от летнего уклада жизни, связанного с семьей или детско-взрослой общностью тематического, оздоровительного или иного лагеря, к укладу школы нуждается в аккуратном сопровождении со стороны взрослых.
Наполнение школьного гардероба и школьного рюкзака - самая понятная и очевидная подготовка к переходу в новый жизненный уклад. Вместе с тем, что-то и в душевном, духовном мире ребенка требует наполнения - новыми смыслами, отношениями, ожиданиями. Особенно это важно для первоклассников.
По-моему, очень здорово передают состояние перехода некоторые стихи о 1 сентября, например:
А. Дешин
Первого сентября
Я проснулся утром рано,
На портфель свой сразу глянул.
В нем тетрадки есть и книжки,
И тетрадь с угольником.
Спать я лег простым мальчишкой,
А проснулся школьником.
Что значит для ребенка сознавать себя школьником? Хорошо бы, если бы родители и учителя могли уделить хоть немного времени, чтобы разобраться в этом вместе с ребенком.
А чтобы разговор был непринужденным, можно использовать стихи, картинки о 1 сентября, детские фильмы, и то, что очень нравится детям - воспоминания из собственного школьного детства. У каждого взрослого найдется хоть немного (а у кого и очень много!) положительных воспоминаний и интересных рассказов о своем школьном детстве. Для нас - немного усилий, а детям это помогает приобщиться к славному всевозрастному сообществу людей учащихся.
Размещено ср, 08/05/2013 - 09:28 пользователем Елена Владимировна Плотникова.
Воспитание в праздники. День Победы
Сопричастность истории ребенок и взрослый не могут испытать, минуя переживание. Только знания, рациональная основа истоической памяти не обеспечивают чувства единства со своим народом в его трудные или радостные времена. Поэтому даже в праздник хорошо бы найти минуты такого общения с ребенком, которое дает возможность вместе с ним всмотреться, вслушаться, вчитаться, вдуматься в судьбы людей, переживать за них, сопереживать.
Вот одна из старых книжек, написанных еще в ту пору, когда Великая Отечественная война не была прошлым, потому что много людей, большинство народа ее помнили, и только самое младшее поколение узнавало из рассказов своих близких. Спасибо кому-то, кто выложил сканы, к сожалению, я потеряла ссылку и не могу поблагодарить адресно.
Размещено пт, 08/03/2013 - 17:21 пользователем Елена Владимировна Плотникова.
Воспитание в праздники. Международный женский день
Не могу в этот день пройти мимо прекрасной старой иллюстрированной книжечки для маленьких девочек - стихотворения Натальи Забила про "Марину Дмитриевну". У меня была такая в детстве. И вообще все истории для девочек были про то, какие они работящие и заботливые.
Размещено пт, 08/03/2013 - 17:26 пользователем Елена Владимировна Плотникова.
Воспитание в праздники. Международный женский день
Издательский дом Мещерякова сделал читателям отличный подарок - книгу "Девочки", в которую вошла прекрасная русская проза и поэзия, а также удивительные картинки, отражающие особенности душевного и духовного состояния русской девочки 19- начала 20-го века.
Кой-чего из содержания этой книги в моей коллекции есть. Можно с детьми почитать и пообсуждать, пользуясь маленькими каникулами 8 марта. Можно нарисовать свои иллюстрации или подобрать подходящие картинки в Интернете, где размещено множество картин русских художников, на которых очень живые интересные детские образы. Можно для всей семьи прочитать вслух особенно понравившиеся рассказы или эпизоды, или даже записать короткую сценку, хоть на телефон - пусть будет под рукой свой маленький спектакль для друзей.
Комментарий был изменен с момента создания (ЕленаП, пт, 08/03/2013 - 17:26).
Размещено чт, 07/03/2013 - 20:57 пользователем Елена Владимировна Плотникова.
Воспитание в праздники. Международный женский день
Что если не только гулять в парке, смотреть хорошее кино, есть приготовленный всей семьей тортик, дурачиться с гостями, играть в разные игры, но и почитать, хотя бы самой одной, или хоть строчку прочитать своей девочке...
О девочке, которая жизнью своей обозначила грань между прекрасным и не очень, между добрым и злым, между честным и лживым... между прошлым России и ее на какое-то время будущим...
Размещено пт, 08/05/2015 - 14:37 пользователем Елена Владимировна Плотникова.
Воспитание в праздники. День Защитника Отечества. Русские богатыри
В преддврии славного праздника часто вспоминаются русские богатыри, былинные защитники Отечества. Вот, кстати, их образы в исполнении художника А. Рябушкина в 1895 году.
Святогор
Микула Селянинович
Вольга Всеславьевич
Илья Муромец
Добрыня Никитич
Алеша Попович
Василий Буслаев
Очень интересно, знают ли о них сегодняшние мальчишки? Могут ли догадаться, кто изображен на рисунке и что происходит? Знают ли, чем знаменит тот или другой богатырь, почему о них былины сложили, за что их народ любит (любил?)? Задают ли вопросы, как объяснить загадочную смерть Святогора, кто он вообще? как понять необыкновенную силу Микулы Селяниновича, который так запросто носил сумку со "всей тягой земной"? почему Илья Муромец не запросил больше силы богатырской? и т.д. Играют ли, рисуют ли дошкольники? Любят ли былинный эпос младшие школьники, разбираются ли в сюжетах и героях? видят ли подростки связь с нашим временем? исследуют ли старшеклассники параллели и различия с мифологиями других культур? любят ли все дети русских богатырей?
Праздник Защитника Отечества - хороший случай вспомнить о сильномогучих русских богатырях, прочитать вместе с детьми хоть несколько строк, порассматривать картинки, пообсуждать богатырские истории.
Да вот эти строки, к примеру:
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням землю русскую,
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь - не шатается!
И века простоит - не шелохнется!
А вот самое интересное - каким должен быть сегодняшний богатырь, чтобы можно было и сегодня сказать про Русь
И века простоит - не шелохнется!
Комментарий был изменен с момента создания (ЕленаП, пт, 08/05/2015 - 14:37).
Размещено вс, 10/02/2013 - 14:25 пользователем Елена Владимировна Плотникова.
Воспитание в повседневности. Воскресенье
Мы привыкли к тому, что седьмой день недели у нас называется «воскресенье». А ведь он так называется только в русском языке! В других языках этот день, как и все остальные дни недели, называется по имени римского или коренного (германского, саксонского, индийского и др.) мифического божества или в честь небесного тела солнечной системы, как будто покровительствующего этому дню. Английское «Sunday» и немецкое «Sonntag» буквально означают день Солнца (или день божества солнца). Редко используются в английском имена этого дня «Lord's day» и «dominical day», означающие «господний». В значении - «господний» - седьмой день недели называется в романских языках, например, итальянский «Domenica», во многих восточных языках (вьетнамский и др.). В славянских языках русскому воскресенью соответствует «неделя» (от «не делать»). Кстати, у многих народов (США, Канада, Израиль) этот день не завершает, а начинает недельный цикл.
Итак, день недели, названный в честь воскресения Иисуса Христа на третий день после распятия, есть только в русской культуре. Значит ли это что-то для нашей культуры, имеет ли какие-то следствия? Думаю, что да, но этот вопрос нуждается в аккуратном исследовании, возможно, оно кем-то проведено и достаточно найти источник, чтобы познакомиться с выводами. Но подумать только, что даже в самые смутные годы российской истории все люди, взрослые, старики и дети, хоть раз в неделю, хоть неосознанно, вспоминали о Воскресении. Иногда представляется верным, что нам вкоренена вера в благополучный исход любого хорошего дела, в победу добра над злом, в возрождение добрых начал.
А. Рябушкин. Воскресный день
Итак, сам язык может помогать взрослым просто, непринужденно, естественно приобщать ребенка к культурным традициям. Однако, языку можно помочь.
Например, подготовленному взрослому можно с ребенком постарше обсудить значения слов «воскресенье» и «Воскресение».
Можно обсудить значительные в культуре воскресные события. Священная история повествует, что еще, кроме Воскресения Христова, произошло в воскресный день: Вход Господень в Иерусалим («Вербное воскресенье»), Схождение Святого Духа на Апостолов. Исторические воскресенья, традиции, связанные с воскресными днями, могут стать темой исследовательской и проектной деятельности.
А. Юсупова. Воскресный день
Можно вместе с ребенком (с детьми в группе, в классе) рассмотреть картины, посвященные воскресному дню, послушать песни или другие музыкальные произведения, найти малые фольклорные формы (поговорки, пословицы, частушки и пр.), связанные с воскресным днем, а также литературные произведения, фильмы.
С.Бойм. Воскресный день на Неве, 1952
Ю.Болотов. Воскресный день
Но это все так, как бы мимоходом. Главное, можно помочь ребенку получить позитивный опыт и выработать свое отношение к способам структурирования времени и организации событий воскресного дня. Православная семья, конечно, приведет чадо в храм, и такое начало воскресного дня может стать затем потребностью самого ребенка.
З.Ведешина. Воскресный день
С.Нестерчук. Воскресный день. Подчерково
Семьи, не враждебные ценностям православной или иной религиозной культуры, но избравшие исключительно светский образ жизни, также стараются сделать воскресный день особенным в недельном цикле. Все интуитивно чувствуют, что это действительно особый день, в который возможно настоящее восстановление, просвещение, преображение, возрождение телесных, душевных и духовных сил человека. Поэтому те, кто не идут в храм, отправляются в музей, на выставку, на прогулку в природный уголок, на встречу с друзьями, родными, или ищут возможности хотя бы немного позаниматься любимым делом.
П.Белинский. Воскресный день в Павловске, 2011
В. Денисов. Воскресный день в парке Смоленска
И. Лысенко-Ткачук. Зима. Воскресный день
Ю.Кротов. Воскресный день в парке
Источники обновления человека могут быть найдены в разных местах и событиях – в природе, искусстве, дружеском, семейном общении, путешествии, творчестве, в церкви. Важно, чтобы это был опыт позитивного самопреобразования, достижения состояния, в котором радостно начинать новую неделю. В иных случаях человек ждет-ждет «выходного дня», смутно надеется на какое-то чудесное изменение, но ничего не происходит… Отчаянные попытки достичь трансформации известны – опьяняющие вещества, рискованные предприятия на грани закона, безудержно «веселые» компании, ночные бдения в социальных сетях и пр. и, в результате, разочарование, упадок сил, «трудный понедельник» и понурое ожидание следующих «выходных».
Трудно преувеличить значение своевременно, т.е. в детстве полученного опыта радостных, добрых, воскрешающих человека воскресных событий. Хорошо, если семья, детский сад и школа помогают ребенку осознавать и упорядочивать этот опыт, учиться самому создавать хорошие события. Важно помочь ребенку выразить свои эмоции, ожидания, представления, воспоминания, связанные с его личным опытом проведения воскресного дня – в рисунках, стихотворениях (хоть двустишиях), фотографиях, альбомах, коллажах, письмах, постах в блоге, слайд- и видеофильмах и пр. Ребенка важно приглашать к совместному планированию воскресного дня, к определению его и своих ожиданий, подчеркивая, что не безделье, а делание чего-то не рутинного, не автоматического, не обыденного, чего-то важного для души делает воскресенье днем восстановления, возрастания человека.
М.Боскин. Воскресный день
Д.Жилинский. Воскресный день
В прикрепленном файле Марк Бернес исполняет отличную песню "С добрым утром" (прекрасно подходит для воскресного будильника в телефоне :)
Комментарий был изменен с момента создания (ЕленаП, вс, 10/02/2013 - 14:25).
На: Блог Елены Плотниковой
В продолжение темы
Плакат В.Иванова "Слава русскому народу народу богатырю, народу созидателю". 1947.
Образы преемственности, связности, исторической целостности народа и в плакате мирного времени, восстановления страны, также требующего богатырских усилий. (Образ богатыря, кстати, широко использовался в плакате начала 20 в. и периода Первой мировой войны).
На: Блог Елены Плотниковой
Воспитание в праздники. День Победы
Одним из способов воодушевления народа на воинское или трудовое служение, даже на подвиг, является плакат. В годы Великой Отечественной войны было создано много выразительных плакатов, призывающих не отступать и идти к победе в великой освободительной войне.
Среди плакатов 1941 года хочется обратить внимание на следующие.
Кукрыниксы. Бьемся мы здорово... 1941.
Иванов В. Пусть вдохновляет вас в этой войне... 1941.
Долгоруков Н. Так было... Так будет! 1941.
Собственно, комментарий, наверно и не требуется. Можно, рассматривая эти плакаты с детьми, обсудить, как они понимают их, как думают, что придавало народу сил, стойкости, как чувствовал советский народ неразрывную связь с историческими героями своей страны. Авторы плаката, т.е. вида массового искусства, по-видимому, не сомневались, что все советские люди знают изображенных героев и эти герои пользуются уважением и любовью у народа.
Теперь вопрос себе, - какими педагогическими средствами и насколько успешно мы сегодня поддерживаем духовную связь подрастающего поколения со своими историческими корнями?
На: Блог Елены Плотниковой
1 сентября
"Мурзилка" № 9, 1961 г.
На: Блог Елены Плотниковой
1 сентября
"Мурзилка" № 9, 1958 г.
На: Блог Елены Плотниковой
На: Блог Елены Плотниковой
1 сентября!
На: Блог Елены Плотниковой
1 Сентября
Одно из лучших!
Юнна Мориц
Первое сентября
Проснитесь-ка, будьте добры!
Вскочите, как ранние птички!
Давайте пригладим вихры
И в ленты нарядим косички.
С цветами толпа детворы
По утренней мчится прохладе.
Пожалуйста, будьте бодры,
В портфель собирая тетради!
В начале осенней поры,
Пожалуйста, будьте добры
Не спать на ходу, как тетеря,
А школьные вычистить перья!
Ведь мы набарахтались в речке,
Нажарились в солнечной печке,
Пожалуйста, будьте бодры
В начале осенней поры!
В начале осенней поры
Беру я цветные шары
И в школу влетаю,
Пишу и читаю,
Потише-ка, будьте добры!
Точить на уроках балясы,
Проказничать,
Строить гримасы,
Валять дурака,
Отвечать с потолка
Не вздумайте, будьте добры!
Заправьте чернилами ручки,
Пожалуйста, будьте добры!
Внимание!
Входит учитель
Мечтатель,
А также мыслитель.
Всем-
Ушки держать на макушке!
Пожалуйста, будьте бодры!
На: Блог Елены Плотниковой
Воспитание в праздники. 1 сентября
Агния Барто, иллюстрации Татьяны Ереминой:
более поздняя иллюстрация к этому стихотворению:
В этих стихах переданы в основном внешние и социальные изменения ребенка с переходом в школу. А вот что происходит в его внутреннем мире? Это намного более индивидуально, чем форма и правила поведения, но и влияет на последующую школьную успешность значительно больше.
На: Блог Елены Плотниковой
Воспитание в праздники. 1 сентября
Переход от летнего уклада жизни, связанного с семьей или детско-взрослой общностью тематического, оздоровительного или иного лагеря, к укладу школы нуждается в аккуратном сопровождении со стороны взрослых.
Наполнение школьного гардероба и школьного рюкзака - самая понятная и очевидная подготовка к переходу в новый жизненный уклад. Вместе с тем, что-то и в душевном, духовном мире ребенка требует наполнения - новыми смыслами, отношениями, ожиданиями. Особенно это важно для первоклассников.
По-моему, очень здорово передают состояние перехода некоторые стихи о 1 сентября, например:
А. Дешин
Первого сентября
Я проснулся утром рано,
На портфель свой сразу глянул.
В нем тетрадки есть и книжки,
И тетрадь с угольником.
Спать я лег простым мальчишкой,
А проснулся школьником.
Что значит для ребенка сознавать себя школьником? Хорошо бы, если бы родители и учителя могли уделить хоть немного времени, чтобы разобраться в этом вместе с ребенком.
А чтобы разговор был непринужденным, можно использовать стихи, картинки о 1 сентября, детские фильмы, и то, что очень нравится детям - воспоминания из собственного школьного детства. У каждого взрослого найдется хоть немного (а у кого и очень много!) положительных воспоминаний и интересных рассказов о своем школьном детстве. Для нас - немного усилий, а детям это помогает приобщиться к славному всевозрастному сообществу людей учащихся.
На: Блог Елены Плотниковой
Воспитание в праздники. День Победы
Сопричастность истории ребенок и взрослый не могут испытать, минуя переживание. Только знания, рациональная основа истоической памяти не обеспечивают чувства единства со своим народом в его трудные или радостные времена. Поэтому даже в праздник хорошо бы найти минуты такого общения с ребенком, которое дает возможность вместе с ним всмотреться, вслушаться, вчитаться, вдуматься в судьбы людей, переживать за них, сопереживать.
Вот одна из старых книжек, написанных еще в ту пору, когда Великая Отечественная война не была прошлым, потому что много людей, большинство народа ее помнили, и только самое младшее поколение узнавало из рассказов своих близких. Спасибо кому-то, кто выложил сканы, к сожалению, я потеряла ссылку и не могу поблагодарить адресно.
На: Блог Елены Плотниковой
Воспитание в праздники. Международный женский день
Не могу в этот день пройти мимо прекрасной старой иллюстрированной книжечки для маленьких девочек - стихотворения Натальи Забила про "Марину Дмитриевну". У меня была такая в детстве. И вообще все истории для девочек были про то, какие они работящие и заботливые.
На: Блог Елены Плотниковой
Воспитание в праздники. Международный женский день
Девичий альбом... Может ли с ним сравниться страничка в ЖЖ, на Ли.ру или Вконтакте?
Судите сами...
Девичий дневник - инструмент развития рефлексии, эмпатии, творчества, - всего, что так необходимо существу, чье предназначение - любить и беречь!
На: Блог Елены Плотниковой
Воспитание в праздники. Международный женский день
Издательский дом Мещерякова сделал читателям отличный подарок - книгу "Девочки", в которую вошла прекрасная русская проза и поэзия, а также удивительные картинки, отражающие особенности душевного и духовного состояния русской девочки 19- начала 20-го века.
Кой-чего из содержания этой книги в моей коллекции есть. Можно с детьми почитать и пообсуждать, пользуясь маленькими каникулами 8 марта. Можно нарисовать свои иллюстрации или подобрать подходящие картинки в Интернете, где размещено множество картин русских художников, на которых очень живые интересные детские образы. Можно для всей семьи прочитать вслух особенно понравившиеся рассказы или эпизоды, или даже записать короткую сценку, хоть на телефон - пусть будет под рукой свой маленький спектакль для друзей.
На: Блог Елены Плотниковой
Воспитание в праздники. Международный женский день
Что если не только гулять в парке, смотреть хорошее кино, есть приготовленный всей семьей тортик, дурачиться с гостями, играть в разные игры, но и почитать, хотя бы самой одной, или хоть строчку прочитать своей девочке...
О девочке, которая жизнью своей обозначила грань между прекрасным и не очень, между добрым и злым, между честным и лживым... между прошлым России и ее на какое-то время будущим...
Книжечка в приложенном файле
На: Блог Елены Плотниковой
Воспитание в праздники. День Защитника Отечества. Русские богатыри
В преддврии славного праздника часто вспоминаются русские богатыри, былинные защитники Отечества. Вот, кстати, их образы в исполнении художника А. Рябушкина в 1895 году.
Святогор
Микула Селянинович
Вольга Всеславьевич
Илья Муромец
Добрыня Никитич
Алеша Попович
Василий Буслаев
Очень интересно, знают ли о них сегодняшние мальчишки? Могут ли догадаться, кто изображен на рисунке и что происходит? Знают ли, чем знаменит тот или другой богатырь, почему о них былины сложили, за что их народ любит (любил?)? Задают ли вопросы, как объяснить загадочную смерть Святогора, кто он вообще? как понять необыкновенную силу Микулы Селяниновича, который так запросто носил сумку со "всей тягой земной"? почему Илья Муромец не запросил больше силы богатырской? и т.д. Играют ли, рисуют ли дошкольники? Любят ли былинный эпос младшие школьники, разбираются ли в сюжетах и героях? видят ли подростки связь с нашим временем? исследуют ли старшеклассники параллели и различия с мифологиями других культур? любят ли все дети русских богатырей?
Праздник Защитника Отечества - хороший случай вспомнить о сильномогучих русских богатырях, прочитать вместе с детьми хоть несколько строк, порассматривать картинки, пообсуждать богатырские истории.
Да вот эти строки, к примеру:
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням землю русскую,
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь - не шатается!
И века простоит - не шелохнется!
А вот самое интересное - каким должен быть сегодняшний богатырь, чтобы можно было и сегодня сказать про Русь
И века простоит - не шелохнется!
На: Блог Елены Плотниковой
Воспитание в повседневности. Воскресенье
Мы привыкли к тому, что седьмой день недели у нас называется «воскресенье». А ведь он так называется только в русском языке! В других языках этот день, как и все остальные дни недели, называется по имени римского или коренного (германского, саксонского, индийского и др.) мифического божества или в честь небесного тела солнечной системы, как будто покровительствующего этому дню. Английское «Sunday» и немецкое «Sonntag» буквально означают день Солнца (или день божества солнца). Редко используются в английском имена этого дня «Lord's day» и «dominical day», означающие «господний». В значении - «господний» - седьмой день недели называется в романских языках, например, итальянский «Domenica», во многих восточных языках (вьетнамский и др.). В славянских языках русскому воскресенью соответствует «неделя» (от «не делать»). Кстати, у многих народов (США, Канада, Израиль) этот день не завершает, а начинает недельный цикл.
Итак, день недели, названный в честь воскресения Иисуса Христа на третий день после распятия, есть только в русской культуре. Значит ли это что-то для нашей культуры, имеет ли какие-то следствия? Думаю, что да, но этот вопрос нуждается в аккуратном исследовании, возможно, оно кем-то проведено и достаточно найти источник, чтобы познакомиться с выводами. Но подумать только, что даже в самые смутные годы российской истории все люди, взрослые, старики и дети, хоть раз в неделю, хоть неосознанно, вспоминали о Воскресении. Иногда представляется верным, что нам вкоренена вера в благополучный исход любого хорошего дела, в победу добра над злом, в возрождение добрых начал.
А. Рябушкин. Воскресный день
Итак, сам язык может помогать взрослым просто, непринужденно, естественно приобщать ребенка к культурным традициям. Однако, языку можно помочь.
Например, подготовленному взрослому можно с ребенком постарше обсудить значения слов «воскресенье» и «Воскресение».
Можно обсудить значительные в культуре воскресные события. Священная история повествует, что еще, кроме Воскресения Христова, произошло в воскресный день: Вход Господень в Иерусалим («Вербное воскресенье»), Схождение Святого Духа на Апостолов. Исторические воскресенья, традиции, связанные с воскресными днями, могут стать темой исследовательской и проектной деятельности.
А. Юсупова. Воскресный день
Можно вместе с ребенком (с детьми в группе, в классе) рассмотреть картины, посвященные воскресному дню, послушать песни или другие музыкальные произведения, найти малые фольклорные формы (поговорки, пословицы, частушки и пр.), связанные с воскресным днем, а также литературные произведения, фильмы.
С.Бойм. Воскресный день на Неве, 1952
Ю.Болотов. Воскресный день
Но это все так, как бы мимоходом. Главное, можно помочь ребенку получить позитивный опыт и выработать свое отношение к способам структурирования времени и организации событий воскресного дня. Православная семья, конечно, приведет чадо в храм, и такое начало воскресного дня может стать затем потребностью самого ребенка.
З.Ведешина. Воскресный день
С.Нестерчук. Воскресный день. Подчерково
Семьи, не враждебные ценностям православной или иной религиозной культуры, но избравшие исключительно светский образ жизни, также стараются сделать воскресный день особенным в недельном цикле. Все интуитивно чувствуют, что это действительно особый день, в который возможно настоящее восстановление, просвещение, преображение, возрождение телесных, душевных и духовных сил человека. Поэтому те, кто не идут в храм, отправляются в музей, на выставку, на прогулку в природный уголок, на встречу с друзьями, родными, или ищут возможности хотя бы немного позаниматься любимым делом.
П.Белинский. Воскресный день в Павловске, 2011
В. Денисов. Воскресный день в парке Смоленска
И. Лысенко-Ткачук. Зима. Воскресный день
Ю.Кротов. Воскресный день в парке
Источники обновления человека могут быть найдены в разных местах и событиях – в природе, искусстве, дружеском, семейном общении, путешествии, творчестве, в церкви. Важно, чтобы это был опыт позитивного самопреобразования, достижения состояния, в котором радостно начинать новую неделю. В иных случаях человек ждет-ждет «выходного дня», смутно надеется на какое-то чудесное изменение, но ничего не происходит… Отчаянные попытки достичь трансформации известны – опьяняющие вещества, рискованные предприятия на грани закона, безудержно «веселые» компании, ночные бдения в социальных сетях и пр. и, в результате, разочарование, упадок сил, «трудный понедельник» и понурое ожидание следующих «выходных».
Трудно преувеличить значение своевременно, т.е. в детстве полученного опыта радостных, добрых, воскрешающих человека воскресных событий. Хорошо, если семья, детский сад и школа помогают ребенку осознавать и упорядочивать этот опыт, учиться самому создавать хорошие события. Важно помочь ребенку выразить свои эмоции, ожидания, представления, воспоминания, связанные с его личным опытом проведения воскресного дня – в рисунках, стихотворениях (хоть двустишиях), фотографиях, альбомах, коллажах, письмах, постах в блоге, слайд- и видеофильмах и пр. Ребенка важно приглашать к совместному планированию воскресного дня, к определению его и своих ожиданий, подчеркивая, что не безделье, а делание чего-то не рутинного, не автоматического, не обыденного, чего-то важного для души делает воскресенье днем восстановления, возрастания человека.
М.Боскин. Воскресный день
Д.Жилинский. Воскресный день
В прикрепленном файле Марк Бернес исполняет отличную песню "С добрым утром" (прекрасно подходит для воскресного будильника в телефоне :)