Submitted by татьяна владимировна кудина on Fri, 09/11/2012 - 00:13
Ход занятия
I.Организационный момент(задачи: активизировать внимание, учить суффиксальному способу образования существительных).
Д/и «Назовите ласково»
Логопед:Я буду называть предмет и бросать вам мяч. Вы назовите этот предмет ласково и верните мяч. Чашка.
Ребёнок:Чашечка.
Логопед: Чайник.
Ребёнок: Чайничек.
Логопед: Ложка.
Ребёнок: Ложечка.
Логопед: Вилка.
Ребёнок:Вилочка.
Логопед: Тарелка.
Ребёнок: Тарелочка.
Логопед: Кастрюля.
Ребёнок: Кастрюлька.
Логопед: Сковорода.
Ребёнок: Сковородочка.
II.Основная часть
1. Игра «Расставь посуду»(задачи: учить систематизировать словарь по теме «Посуда», формировать мотивацию к выполнению заданий, развивать пространственную ориентировку).
Логопед: Посмотрите, к нам за помощью пришла Федора. Давайте вспомним, из какой сказки к нам пришла Федора? Ответы детей.
Логопед: От нее ушла посуда и спряталась в нашей песочнице. Поможем Федоре? Найдем посуду и поставим на свои места. Чайную поставим в буфет, кухонную на плиту, а столовую на стол.
Логопед:Давайте представим, что наша песочница это кухня. Посмотрите, а где у нас стоит буфет? В правом верхнем углу песочницы. Плита в правом нижнем углу, а стол между буфетом и плитой.
2.Игра «Секрет» (задачи: развивать мелкую моторику, развивать пространственную ориентировку, формировать мотивацию к выполнению заданий).Выкапывая из песка предметную картинку с изображением посуды, дети расставляют ее по местам.
3. Д/и «Подскажи нужные слова» с мячом(задачи: развивать слуховое внимание, расширят словарь по теме «Посуда», развивать общую моторику).
Логопед: Кастрюля нужна для того, чтобы в ней…
Дети: Варили суп.
Логопед: Сковорода нужна для того, чтобы на ней…
Дети: Жарили картошку и т.д.
4. Д/и «Почини посуду» (задачи: учить употреблять существительные в В. п. и Д. п., развивать пространственную ориентировку, развивать мелкую моторику, формировать мотивацию к выполнению задания).
На столе перед песочницей лежат вырезанные по контору изображения. Логопед предлагает детям «починить» посуду, добавив недостающие части и сказать, что они сделали.
Ребенок: - Я приклеил ручку к чашке.
(Чайник без носика, крышки; чашки, без донышка, ручки; кастрюля без крышки; сковородка без дна и т.д.)
А чтобы нам починить посуду, мы возьмём конвертики.
Логопед:Яна, возьми конвертик в верхнем правом углу.(в конверте часть недостающей посуды и т.д.)
Логопед: Молодцы! Починили всю посуду!
5. Физ. Минутка ( задача: развивать общую моторику).
Мы тарелки, чашки, ложки, дружно мыли
Вот так, вот так!
А потом их вытирали и на полку убирали,
Вот так, вот так!
А потом мы отдыхали,
Дружно весело плясали!
6. Составление рассказа-сравнения по схеме (задача: развивать связную речь).
Логопед:Что это?
Дети: Это кастрюля.
Логопед:Назовите части кастрюли?
Дети: У неё есть донышко, стенки, ручки.
Логопед:Для чего нужна кастрюля?
Дети: В кастрюле варят суп, кашу, макароны.
Логопед:Верно! А теперь каждый попробуетсоставить рассказ.
Дети: Это кастрюля. У неё есть донышко, стенки, ручки. В кастрюле варят суп.
Логопед:Молодцы! А теперь давайте поиграем.
7. Игры с песком (задачи: развивать мелкую моторику, расширять словарь по теме «Посуда», учить употреблять существительные в форме В. п., формировать мотивацию к выполнению задания).
Логопед:Посмотрите, я набираю в кулачек песок и маленькой струйкой его выпускаю, как будто водичка льется из чайничка. (правая и левая рука по очереди)
Посмотрите около песочницы лежат красивые камешки и трафареты посуды из бумаги.
Давайте каждый положит свой трафарет на песок (перед этим песок намочить) и украсит эту посуду узором.(Дети выкладывают узор на своей посуде, и потом рассказывают, что они украсили)
Например: Я украсил кастрюлю, чашку, чайник и т.д.
Логопед: Молодцы! У вас очень красиво получилось.
8. Д/и «Подуем на суп».(задачи: развивать физиологическое дыхание, формировать мотивацию к выполнению заданий)
Детям предлагается съесть суп, но он горячий. Давайте подуем на него. По моей команде вы сделаете вдох и потом дунете на суп, не раздувая щек, вытянув губы трубочкой (повторить 2-3 раза). Суп пересолили, поморщились.