- О чем мы говорили на предыдущем уроке? (о радуге)
- Сколько цветов в радуге?(7)
- Кто может назвать по порядку цвета радуги? (ответы детей)
- Что нам помогает вспомнить этот порядок? (поговорка «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»)
Игра «Радуга рассыпалась»
Кто поможет составить радугу из рассыпанных цветов?
(На доске составляется радуга)
Переход к новой теме.
На доске У. выставляет слово «радуга»
- Какое слово «спряталось» в слове «радуга»? (дуга)
- Как вы думаете, случайно ли это? (нет)
- Почему? (потому что радуга действительно похожа на дугу)
4.Знакомство с новой темой.
- Тема нашего сегодняшнего урока «Почему их так назвали?»
- Сегодня мы превратимся в исследователей и попробуем объяснить некоторые названия предметам, которые нас окружают.
1) На доске изображения и названия (отдельно) растений: копытень, недотрога, Иван-да-Марья, звездчатка, медуница. Каждая иллюстрация пронумерована.
Учитель читает объяснение названия, ребята пытаются определить, к какому растению оно подходит. (номер иллюстрации и название)
Копытень– листья этого растения похожи на след лошадиного копыта.
Иван-да-Марья - старинная легенда рассказывает, что в это растение превратились брат и сестра. Они всегда вместе: фиолетовые листочки – брат, желтые – сестра.
Звездчатка – у этого растения цветки похожи на звездочки.
Недотрога – если дотронуться до плода этого растения, он резко скручивается и «стреляет» семенами.
Медуница – в цветках этого растения много сладкого сока – нектара, из которого пчелы делают мед.
2) Учитель предлагает учащимся названия, они пытаются объяснить, почему их так назвали.
- Как, по-вашему, какой гриб можно назвать лишним в этой компании и почему? (мухомор)
-На лесной полянке спрятались эти грибы. Найди и соедини их с названием, попутно объясняя, почему их так назвали.
(Учащиеся выходят к доске, отыскивают грибы, ставят рядом с названием. Учитель попутно подсказывает, что опята следует искать на пне, подберезовик под березой и т. д.)
5.Физминутка
-Сейчас мы немного отдохнем.
Мы пойдем в лес. Что будем собирать? (грибы и ягоды)
Что будем делать с цветами? Рвать? (Нет. Мы будем ими любоваться, вдыхать их аромат.)
-Что мы будем делать с деревьями? Будем ломать ветки? (Нет. Будем тянуться к ним.)
- Как вы думаете, чему принадлежат эти названия? (морям)
- А почему их так назвали?
Высказывания детей, У. поправляет, дополняет.
Черное море – вода синяя, прозрачная, но не всегда даже летом. А уж зимой! Как только начинают дуть холодные ветры, разгуливать темно-серые волны-великаны – море темнеет. Поэтому и назвали Черное, что значит «суровое», «грозное».
Красное – на его поверхность всплывают буровато-красные водоросли.
Мертвое – вода в нем такая соленая, что не могут жить живые организмы.
Желтое – оно и правда желтое, но не повсюду, а лишь там, где в него впадает широкая река Хуанхе – Желтая река, которая несет столько мути, что море на десятки километров становится мутновато-желтым.
Белое – море это северное, студеное, и зимой белым-бело от заметенных снегами льдов.
Мраморное – на этом море есть остров, где с древнейших времен добывали мрамор и на кораблях везли в разные города по морю, которое и назвали Мраморным.
Можно много говорить о названии морей, некоторые из них названы именами знаменитых мореплавателей: море Лаптевых, Берингово море, Баренцево море; по названию островов: Яванское море, Гренландское, Японское.
Так что на самом деле вода во всех морях синяя, как в сказке: «Жили-были старик со старухой у самого синего моря»
- Из какой это сказки? (Сказка о золотой рыбке А.С.Пушкина)
- Кого поймал старик? (Ответы детей)
7.Обитатели морей.
Может быть и нет в морях золотых рыбок, но есть не менее интересные обитатели.
Сейчас я прочитаю отрывок из стихотворения В. Мельникова «Морские чудеса», а вы слушайте и запоминайте.
Чудес на свете много,
Но чтобы их найти,
Отправимся в дорогу
По водному пути…
Эх, южная сторонушка –
Морская сторона!
Тут есть и рыба – «солнышко»,
И рыба есть «луна».
Как в небе звезды с месяцем
Блестят ночной порой,
Морские звёзды светятся,
Сверкая под водой.
И всё здесь по-другому,
По правилу морскому:
Коты тут не мяукают,
И свиньи здесь не хрюкают.
И львы тут не рычат,
Коровы не мычат.
И даже в теплые деньки
Не ржут зеленые коньки.
Вот рыбою-иглою
Прошиты две волны,
Вдруг новою волною
Они разделены.
А это что за чудо?
Колючий колобок.
Уколет чудо-юдо
Любой акуле бок.
И это чудо-юдо
Ты в речке не найдешь,
И драться с чудом худо,
Ведь это рыба-ёж!
- Каких запомнили?
8.Творческая работа учащихся.
- Я умышленно не показывала вам этих обитателей морских глубин, попробуйте нарисовать некоторых из них по представлению. (На доске названия: морская звезда, морской конек, рыба-ремень, рыба-игла, рыба-меч, рыба – шар, рыба-луна, рыба- бабочка, рыба-солнышко и т.д.)
После самостоятельной работы сравниваем их изображения с настоящими.(изображения прикрепляем к доске рядом с названием)
9. Итог урока.
-Что особенно вам понравилось на уроке?
-Что нового вы узнали?
-Мы сегодня рассмотрели лишь несколько названий и пробовали объяснить, почему их так назвали, ведь существует еще много – много таких слов.
-Вот вам задание к следующему уроку:
Попробовать самим найти предмет, название которому дали по какому-то признаку.