Официальный сайт ysaa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Дифференциация звуков [б], [б`] - [п], [п`]

Данные об авторе
Автор(ы): 
Аракчеева Татьяна Анатольевна
Место работы, должность: 

учитель-логопед средней общеобразовательной школы

Регион: 
Псковская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Иная категория
Класс(ы): 
1 класс
Предмет(ы): 
Логопедия
Цель урока: 

 

Цель: формирование умения  различать звуки [б]-[п],  [б`]-[п`] на материале изолированных звуков, слогов, слов.

Задачи:

-Коррекционно-образовательные:

учить детей находить сходство и различие в акустико-артикуляторных характеристиках звуков, научить сравнивать звуки [б]-[п],  [б`]-[п`] на материале изолированных звуков, слогов, слов;

закреплять звукобуквенные связи;

продолжить работу по различению терминов «звук» и «буква», «гласный звук» - «согласный звук», «звонкий согласный звук» - «глухой согласный звук», точному употреблению  этих терминов в речи детей;

развивать умение выполнять слоговой анализ и синтез;

закрепить умение точно произносить изолированные согласные звуки;

развивать артикуляционную моторику, добиваться большей точности при выполнении сложных упражнений артикуляционной гимнастики («Чашечка», «Фокус»);

развивать мимическую моторику;

продолжить работу по формированию учебного высказывания;

уточнять и обогащать словарный запас детей по темам «Одежда», «Животные»;

продолжить работу по определению смысловых ошибок в предложениях и их исправлению;

продолжить работу по формированию умения сочетать движения пальцев рук с речевым сопровождением;

-коррекционно-развивающие:

активизировать произвольное внимание;

развивать коммуникативные навыки, формировать навыки работы в группе, паре;

развивать умение выполнять словесные инструкции;

развивать память, мышление;

продолжить работу по формированию пространственных представлений;

-воспитательные:

воспитывать положительное отношение к организованной образовательной деятельности;

воспитывать в детях желание приходить на помощь при затруднениях в выполнении заданий, принимать помощь без смущения и агрессии;

воспитывать доброжелательность, готовность конструктивно разрешать конфликты;

вызывать интерес к языковым явлениям.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
4
Используемая методическая литература: 

 1.Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373. [Электронный ресурс] URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html  (дата обращения 30.10.2012).

2.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ [сост. Е. С. Савинов]  - 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010.

3.Елецкая О. В. Особенности учебной деятельности школьников с дизорфографией. // Логопед. – 2012. - №2. – С. 64-75.

4.Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: «Литера», 2007. – с. 89-90. (артикуляционная гимнастика)

5.Логопедия в школе: Практический опыт / Под ред. В. С. Кукушина. Изд-е 2-е, перераб. и дополн. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

6.Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1996.

7.Нищева Н. В. Важно не опоздать! Специфика логопедической работы с детьми младшего дошкольного возраста. // Логопед. – 2012. - №6. – С. 64-71

Используемое оборудование: 

таблицы с письменными и печатными буквами Бб, Пп;

карточки с письменными буквами (изученными на уроках обучения грамоте) «к», «п», «у», «б», со слогами «ба», «па»;

синие и зелёные квадраты – обозначение твёрдых и мягких согласных звуков;

карточка с изображением сомкнутых губ;

зеркала для индивидуальной работы;

мяч;

плоскостные изображения гномика Звуковеда, почтальона Печкина, белочки с бантиком, колокольчика;

предметные картинки – помидор, капуста, апельсин, арбуз, яблоко, банан, клубника;

классная доска, белый и цветной мел, тетради обучающихся, письменные принадлежности, цветные карандаши.

Используемые ЦОР: 

Презентация.

Краткое описание: 
<p> Логопедическое занятие для группы обучающихся первого класса с общим недоразвитием речи з-го уровня. В группе есть дети, не проходившие предшкольную подготовку в ДОУ.</p> <p> На занятии используются игровые ситуации. Задания подразумевают активное участие каждого ребёнка; они должны воздействовать на эмоционально-волевую сферу детей.</p>

 1.Организационный момент, установка на внимательное отношение к речи

Актуализация имеющихся знаний

 Я очень рада нашей встрече. Давайте улыбнёмся друг другу, пожелаем хорошего настроения.

Итак, начинаем: (дети хором произносят стихотворные строки вместе с учителем-логопедом, ритмично и не спеша)

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

 

- Сегодня наш друг, гномик Звуковед,  интересуется: кто из вас сможет подобрать слово, где первой буквой будет вот эта – «к», «п», «у», «б» (Детям последовательно предъявляются карточки с письменными буквами; при выполнении задания ребёнок стоя поднимает руку, называет слово. Дети внимательно слушают, при необходимости оказывают помощь. Если ребёнок подобрал слово правильно, он садится на своё место. Карточки с буквами учитель-логопед ставит на планку классной доски.)

- Спасибо! Молодцы!  

Гномик просит вас внимательно посмотреть на буквы и подумать: нет ли здесь «лишней»?

(- Убираем букву «У» -  она обозначает гласный звук,  «живёт в красном домике». Все остальные буквы обозначают согласные звуки.) (Карточки с буквами помещаются детьми в упрощённое изображение синего домика и вместе с ним убираются учителем-логопедом с доски.)

Верно! 

2.Гимнастика для пальцев рук.

- Кто к нам собирался снова придти на занятие? ( белочка )

- Напомним ей, как мы готовим к работе наши пальчики.  

1.Моем ручки (движения кистей рук),

2.топим печку (трём ладошки), проверяем, стало ли теплее (подносим ладошки близко к щёчкам, но не касаемся их: нужно почувствовать тепло).

3.вспомним, как помогали белочке продать орешки:

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

- Молодцы! Помним: будут пальцы сильными – буквы все … (красивыми). У кого ловкие пальчики – тот лучше говорит.

 

3.Артикуляционная гимнастика«В гостях у бабушки с дедушкой»

- Кто ещё пришёл к нам на занятие? (Почтальон Печкин) Он сочинил забавное стихотворение. Если его внимательно слушать, то многое можно показать с помощью наших упражнений для органов речи, для ротика.

 

Толстые внуки приехали в гости,

«Толстячки»

С ними худые, лишь кожа да кости.

 

«Худышки»

Толстые внучки приехали тоже,

«Толстячки»

С ними худые – лишь кости да кожа.

 

«Худышки»

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,

«Улыбочка»

Поцеловать они всех потянулись.

 

«Трубочка/, «Поцелуй»

Утром проснулись – в улыбочку губы, -

«Улыбочка», зубы видны

Чистили мы свои верхние зубы.

 

 

 

«Чистим зубы»

(снаружи/, внутри)

Влево и вправо, внутри и снаружи, -

С нижними зубками тоже мы дружим.

 

Губки сожмём мы и рот прополощем,

«Шарики»

И самоваром пыхтим что есть мочи.

 

«Самовар»: пх! пх!

Блюдца поставим – положат блины нам.

«Лопатка» («Блинчик»)

Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо.

 

«Дуем на блинчик»

Блинчик жуём. Завернём и надкусим,

«Жуём блинчик»([та-та-...]), «Бантик»(язык «горочкой»)

Следующий блинчик – с вареньем прикусим.

 

«Вкусное варенье»

Чашки поставим, чтоб чаю налили,

«Чашечка»

На нос подули – мы чай остудили.

 

«Фокус»

Чаю попили – никто не обижен.

«Чашечка на улице и дома»

Вкусный был завтрак – мы губки    оближем.

«Карусель» - облизываем губы снаружи по кругу

 

4.Характеристика звуков, сравнение звуков

Актуализация имеющихся знаний

- Какую букву принесла белочка? (Букву «Б») Почему? (В слове «белочка» первый звук [б`], обозначается буквой «Б») - Что у белочки на шее?

(- Бантик. Первый звук [б].) (Около изображения белочки выставляются синий и зелёный квадраты.)

Какую букву принёс почтальон Печкин? («П») Почему? (…) (Около изображения Печкина также  выставляются синий и зелёный квадраты.)

Белочка и Печкин очень любят свои звуки.

Белочка заявила:

- Мои звуки лучше: «б», «бь»!

Печкин не согласился:

- Нет, лучше, важнее мои звуки: «п», «пь»!

Стали они ссориться, сердиться, обиделись друг на друга. Что же делать? Кто прав: белочка или Печкин? (ответы детей)

Изучение нового материала.

- Давайте вспомним, что мы знаем о звуках, которые обозначают эти буквы, сравним их. Сравнить – это значит выяснить: чем похожи, а чем не похожи.

1. Нужно вспомнить, гласные они или согласные? Встречает ли воздух преграду, есть ли «заборчик» или нет? (дети произносят звуки перед индивидуальными зеркалами: «б»-«бь»-«б»-«бь»)

(- Нужно сначала сжать губы, а потом на них подуть. Есть преграда – губы. Звуки согласные.)

- Получатся эти звуки, если не сжимать губы? (– Нет.)

Аналогично выполняется задание со звуками [п], [п`].

- Что вы заметили? (…)  Похожи эти звуки или нет? (- Да. ) Чем? (…)

- Гласные они или согласные? (...) (Детям предъявляется изображение сомкнутых губ.)

2.(Учитель-логопед показывает детям колокольчик.) – Какими могут быть согласные звуки? (- Звонкими или глухими.) Какой же букве гномику нужно подарить колокольчик? (Ответы детей) Кто помнит, как это можно проверить? (- Положить руку на шею; закрыть уши ладошками.) – Проверяем: «б»-«бь»-«б»-«бь» (…); а теперь – «п»-«пь»-«п»-«пь» (…). Похожи или нет? (- Нет. …)

3. – Как я уже говорила, сравнить – это значит выяснить: чем похожи, а чем не похожи. Кто может сказать, чем звуки похожи? (…) В этом их сходство: они согласные. Чем звуки не похожи? (…) В этом их различие: [б], [б`] звонкие, а [п], [п`] - глухие. Как интересно – между одними и теми же звуками есть и сходство, и различие!

- Стоит ли белочке и Печкину ссориться? (…) Поможем им подружиться – поиграем с их звуками. Но будьте внимательны – звуки похожи; мы потренируемся не путать их, чтобы белочка не стала Пелочкой, а Печкин – Бечкиным. Можно их так называть? (…)

Напомним нашим гостям, как мы стараемся вести себя на занятии? (- Внимательно слушать, помогать друзьям, …)

 

Физкультминутка №1.

Настало время нам немножко отдохнуть.

-потягивание (медленно - руки в стороны, вверх, вперёд); произвольные движения плечами; поглаживание пальцами задней поверхности шеи сверху вниз;

-выполнение движений с речевым сопровождением по желанию детей, один ребёнок у доски, учитель-логопед за детьми, лицом к ведущему.

Например, «Бабочка»: Утром бабочка проснулась,

                                       Улыбнулась, потянулась.

                                       Раз – росой она умылась,

                                      Два – изящно покружилась,

                                      Три – нагнулась и присела,

                                      На «четыре» - улетела.

Если упоминается предмет с «дежурными» звуками в названии, это обыгрывается (- К кому прилетит бабочка: к белочке или Печкину?)

 

5.Дифференциация изолированных звуков(по звонкости-глухости).

Игра с мячом «Повтори звонкий согласный»

- Белочка и Печкин хотят вас запутать – проверить, внимательные вы или нет. Я скажу один звук, например, «пь», и кину кому-то мяч. Если звук звонкий – повторяйте, если глухой – возвращайте мяч молча. Вспомним, назовём звонкие согласные (…), глухие (…).

(!Обращается внимание на чёткое произнесение звуков – без призвуков. Когда один или два ребёнка хорошо усвоят условия игры, можно предложить кому-либо из них по желанию попробовать быть водящим. Обычно дети, первыми усвоившие правила игры, начинают помогать остальным.)

- Молодцы! ___ и ___ (имена детей) точно называли звуки, ___ и ___ правильно отвечали.

 

6.Дифференциация звуков в слогах.

«Повтори без ошибок цепочки слогов»; при затруднениях учитель-логопед одновременно показывает указкой на соответствующие картинки, привлекает других обучающихся к помощи.

- Ба-па (…) ; пы-бы (…); па-ба-ба (…) ; би-би-пи (…); бы-пы-пы (…).

Краткий анализ работы детей.

 

Закрепление

7.Дифференциация звуков в слогах и словах. Слоговой синтез.

Игра «Добавь слоги»

А) ориентировочный этап

- Дети, белочка и Печкин подобрали для нас такие слова, в которых их звуки в последнем слоге. Если вам непонятно слово – спрашивайте: мы будем рады помочь.

- Начинает белочка. (на доске слог «-ба») Шу- (…), ры- , жа- , бом- , шай- .

- А теперь – слог Печкина. (на доске слог «-па») Ре- (…), шля- , ла- , лу- , сту- .

(Слайд с фотографиями предметов со слогом «-ба» в названии) - Работаем в парах. Один ученик называет предметы на слайде, второй следит за тем, чтобы чётко произносился последний слог. Определите, кто называет, а кто слушает.

(Слайд с фотографиями предметов со слогом «-па» в названии) – Продолжаем работу в парах. Поменяйтесь ролями.

Результаты взаимопроверки: - Кто правильно, чётко назвал все предметы?

Б) игра с перекидыванием мяча: учитель-логопед вперемешку называет первые слоги слов, ребёнок дополняет до слова нужным слогом.

- Проверим, не запутают ли нас белочка и Печкин.

Анализ работы детей: их старания и результатов.

 

Физкультминутка №2.

-потягивание (медленно - руки в стороны, вверх, вперёд); произвольные движения плечами; лёгкое растирание краёв ушных раковин;

-выполнение движений с речевым сопровождением:

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

 

8.Дифференциация звуков в словах.

Весёлая мимическая гимнастика (слайды презентации №15-22).

 

№15-16 В зоопарке побывали,

Бегемота увидали.

Удивились! Так и знай:

Брови выше поднимай.

№19-20 Вот бульдог – серьёзный пёс.

У него курносый нос.

Он подачек не берёт,

Челюсть выставил вперёд.

№17-18 Не хотел есть кашу Паша.

Рассердилась мама наша.

Брови хмурила вот так:

Каша – это не пустяк!

№21-22 Мы увидели пион.

Как чудесно пахнет он!

Воздух носом втянем дружно:

Нам цветок понюхать нужно.

Определение наличия «дежурного» звука, его места в слове.

Игра «Подарки белочке и Печкину» (с загадками – см. Приложение, предметными картинками)

Инструкция – анализ выполнения на примере слова «клубника»

Б: арбуз, банан, яблоко

П: помидор, апельсин, капуста

Уточняем: где нарисуем апельсин? (- На нижней строке, справа от помидора) и т. д.

Дети зарисовывают простыми карандашами плоды на соответствующей строке, а затем синим или зелёным карандашом вокруг плода рисуют прямоугольник – «коробочку».

Коллективная работа «Составь слово»

- А что же нам дают белочка и Печкин? (- Карточки с буквами и числами.) – Как же нам положить в ряд эти буквы, как вы думаете? (- С помощью чисел, начиная с числа 1.) Коллективное выполнение; чтение: «Спасибо!»

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

С

п

а

с

и

б

о

!

 

- Почему именно это слово нам предложили составить? (- Выражается благодарность; есть буквы «п» и «б».)

- Какой букве согласного звука подарим колокольчик? (- «Б»; обозначает звонкий согласный звук.)

 

Игра «Предложения-шутки»(« Исправим предложения»)

Паутина плетёт паука.

Блины пекут бабушку.

Бутон сидит на пчеле.

Ботинки купили брата.

Платье гладит Любу.

 

9.Подведение итогов занятия:

- Сегодня нам было нужно помирить белочку и Печкина. Смогли мы это сделать? Чем похожи их звуки? А чем различаются – не похожи? Удалось ли белочке и Печкину нас запутать?

- Всё ли сегодня вам было понятно? Задавайте вопросы. Напоминаю, после занятия тоже можно остаться, о чём-то спросить.

- Что понравилось сегодня делать? Кого можно похвалить? за что? (хорошо отгадывал загадки, часто поднимал руку, старался) Сможем ли мы теперь выполнить ещё более трудные задания?

  ПРИЛОЖЕНИЕ

              

 

Загадки:

Апельсин:

С виду он как рыжий  мяч,

Только вот не мчится вскачь.

В нём полезный витамин -

Это спелый ...

Арбуз:

Круглый-круглый,

Сладкий-сладкий,

С полосатой кожей гладкой,

А разрежешь – посмотри:

Красный-красный он внутри.

Банан:

Этот жёлтый плод растёт

Там, где лето круглый год.

Он как краешек луны,

Все мы знать его должны.

Капуста:

Сто одёжек, и все без застёжек.

Помидор:

Растут на грядке зелёные ветки,

А на них – красные детки.

Яблоко:

Сладкое, румяное, я вишу на ветке,

Любят меня взрослые и маленькие детки.

 

Прикрепленный файл Size
1 эт согласные дифференциация Б-П Презентация для обучающихся.ppt 1.07 MB

»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Светлана Николаевна Комарова

На: Дифференциация звуков [б], [б`] - [п], [п`]


Спасибо, Татьяна Анатольевна за качественный подробный конспект! Я думаю, он обогатит  методическую копилку любого из коллег. Особенно ценно, что не упускается вопрос мотивации для ребят на каждом этапе занятия и рефлексии на последнем этапе уделяется достаточно внимания.  Все в духе современных подходов.



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн