1.Организационный момент, установка на внимательное отношение к речи
Актуализация имеющихся знаний
Я очень рада нашей встрече. Давайте улыбнёмся друг другу, пожелаем хорошего настроения.
Итак, начинаем: (дети хором произносят стихотворные строки вместе с учителем-логопедом, ритмично и не спеша)
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
- Сегодня наш друг, гномик Звуковед, интересуется: кто из вас сможет подобрать слово, где первой буквой будет вот эта – «к», «п», «у», «б» (Детям последовательно предъявляются карточки с письменными буквами; при выполнении задания ребёнок стоя поднимает руку, называет слово. Дети внимательно слушают, при необходимости оказывают помощь. Если ребёнок подобрал слово правильно, он садится на своё место. Карточки с буквами учитель-логопед ставит на планку классной доски.)
- Спасибо! Молодцы!
Гномик просит вас внимательно посмотреть на буквы и подумать: нет ли здесь «лишней»?
(- Убираем букву «У» - она обозначает гласный звук, «живёт в красном домике». Все остальные буквы обозначают согласные звуки.) (Карточки с буквами помещаются детьми в упрощённое изображение синего домика и вместе с ним убираются учителем-логопедом с доски.)
Верно!
2.Гимнастика для пальцев рук.
- Кто к нам собирался снова придти на занятие? ( белочка )
- Напомним ей, как мы готовим к работе наши пальчики.
1.Моем ручки (движения кистей рук),
2.топим печку (трём ладошки), проверяем, стало ли теплее (подносим ладошки близко к щёчкам, но не касаемся их: нужно почувствовать тепло).
3.вспомним, как помогали белочке продать орешки:
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
- Молодцы! Помним: будут пальцы сильными – буквы все … (красивыми). У кого ловкие пальчики – тот лучше говорит.
3.Артикуляционная гимнастика«В гостях у бабушки с дедушкой»
- Кто ещё пришёл к нам на занятие? (Почтальон Печкин) Он сочинил забавное стихотворение. Если его внимательно слушать, то многое можно показать с помощью наших упражнений для органов речи, для ротика.
- Какую букву принесла белочка? (Букву «Б») Почему? (В слове «белочка» первый звук [б`], обозначается буквой «Б») - Что у белочки на шее?
(- Бантик. Первый звук [б].) (Около изображения белочки выставляются синий и зелёный квадраты.)
Какую букву принёс почтальон Печкин? («П») Почему? (…) (Около изображения Печкина также выставляются синий и зелёный квадраты.)
Белочка и Печкин очень любят свои звуки.
Белочка заявила:
- Мои звуки лучше: «б», «бь»!
Печкин не согласился:
- Нет, лучше, важнее мои звуки: «п», «пь»!
Стали они ссориться, сердиться, обиделись друг на друга. Что же делать? Кто прав: белочка или Печкин? (ответы детей)
Изучение нового материала.
- Давайте вспомним, что мы знаем о звуках, которые обозначают эти буквы, сравним их. Сравнить – это значит выяснить: чем похожи, а чем не похожи.
1. Нужно вспомнить, гласные они или согласные? Встречает ли воздух преграду, есть ли «заборчик» или нет? (дети произносят звуки перед индивидуальными зеркалами: «б»-«бь»-«б»-«бь»)
(- Нужно сначала сжать губы, а потом на них подуть. Есть преграда – губы. Звуки согласные.)
- Получатся эти звуки, если не сжимать губы? (– Нет.)
Аналогично выполняется задание со звуками [п], [п`].
- Что вы заметили? (…) Похожи эти звуки или нет? (- Да. ) Чем? (…)
- Гласные они или согласные? (...) (Детям предъявляется изображение сомкнутых губ.)
2.(Учитель-логопед показывает детям колокольчик.) – Какими могут быть согласные звуки? (- Звонкими или глухими.) Какой же букве гномику нужно подарить колокольчик? (Ответы детей) Кто помнит, как это можно проверить? (- Положить руку на шею; закрыть уши ладошками.) – Проверяем: «б»-«бь»-«б»-«бь» (…); а теперь – «п»-«пь»-«п»-«пь» (…). Похожи или нет? (- Нет. …)
3. – Как я уже говорила, сравнить – это значит выяснить: чем похожи, а чем не похожи. Кто может сказать, чем звуки похожи? (…) В этом их сходство: они согласные. Чем звуки не похожи? (…) В этом их различие: [б], [б`] звонкие, а [п], [п`] - глухие. Как интересно – между одними и теми же звуками есть и сходство, и различие!
- Стоит ли белочке и Печкину ссориться? (…) Поможем им подружиться – поиграем с их звуками. Но будьте внимательны – звуки похожи; мы потренируемся не путать их, чтобы белочка не стала Пелочкой, а Печкин – Бечкиным. Можно их так называть? (…)
Напомним нашим гостям, как мы стараемся вести себя на занятии? (- Внимательно слушать, помогать друзьям, …)
Физкультминутка №1.
Настало время нам немножко отдохнуть.
-потягивание (медленно - руки в стороны, вверх, вперёд); произвольные движения плечами; поглаживание пальцами задней поверхности шеи сверху вниз;
-выполнение движений с речевым сопровождением по желанию детей, один ребёнок у доски, учитель-логопед за детьми, лицом к ведущему.
Например, «Бабочка»: Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На «четыре» - улетела.
Если упоминается предмет с «дежурными» звуками в названии, это обыгрывается (- К кому прилетит бабочка: к белочке или Печкину?)
- Белочка и Печкин хотят вас запутать – проверить, внимательные вы или нет. Я скажу один звук, например, «пь», и кину кому-то мяч. Если звук звонкий – повторяйте, если глухой – возвращайте мяч молча. Вспомним, назовём звонкие согласные (…), глухие (…).
(!Обращается внимание на чёткое произнесение звуков – без призвуков. Когда один или два ребёнка хорошо усвоят условия игры, можно предложить кому-либо из них по желанию попробовать быть водящим. Обычно дети, первыми усвоившие правила игры, начинают помогать остальным.)
- Молодцы! ___ и ___ (имена детей) точно называли звуки, ___ и ___ правильно отвечали.
6.Дифференциация звуков в слогах.
«Повтори без ошибок цепочки слогов»; при затруднениях учитель-логопед одновременно показывает указкой на соответствующие картинки, привлекает других обучающихся к помощи.
7.Дифференциация звуков в слогах и словах. Слоговой синтез.
Игра «Добавь слоги»
А) ориентировочный этап
- Дети, белочка и Печкин подобрали для нас такие слова, в которых их звуки в последнем слоге. Если вам непонятно слово – спрашивайте: мы будем рады помочь.
- Начинает белочка. (на доске слог «-ба») Шу- (…), ры- , жа- , бом- , шай- .
- А теперь – слог Печкина. (на доске слог «-па») Ре- (…), шля- , ла- , лу- , сту- .
(Слайд с фотографиями предметов со слогом «-ба» в названии) - Работаем в парах. Один ученик называет предметы на слайде, второй следит за тем, чтобы чётко произносился последний слог. Определите, кто называет, а кто слушает.
(Слайд с фотографиями предметов со слогом «-па» в названии) – Продолжаем работу в парах. Поменяйтесь ролями.
Результаты взаимопроверки: - Кто правильно, чётко назвал все предметы?
Б) игра с перекидыванием мяча: учитель-логопед вперемешку называет первые слоги слов, ребёнок дополняет до слова нужным слогом.
- Проверим, не запутают ли нас белочка и Печкин.
Анализ работы детей: их старания и результатов.
Физкультминутка №2.
-потягивание (медленно - руки в стороны, вверх, вперёд); произвольные движения плечами; лёгкое растирание краёв ушных раковин;
Определение наличия «дежурного» звука, его места в слове.
Игра «Подарки белочке и Печкину» (с загадками – см. Приложение, предметными картинками)
Инструкция – анализ выполнения на примере слова «клубника»
Б: арбуз, банан, яблоко
П: помидор, апельсин, капуста
Уточняем: где нарисуем апельсин? (- На нижней строке, справа от помидора) и т. д.
Дети зарисовывают простыми карандашами плоды на соответствующей строке, а затем синим или зелёным карандашом вокруг плода рисуют прямоугольник – «коробочку».
Коллективная работа «Составь слово»
- А что же нам дают белочка и Печкин? (- Карточки с буквами и числами.) – Как же нам положить в ряд эти буквы, как вы думаете? (- С помощью чисел, начиная с числа 1.) Коллективное выполнение; чтение: «Спасибо!»
1
2
3
4
5
6
7
8
С
п
а
с
и
б
о
!
- Почему именно это слово нам предложили составить? (- Выражается благодарность; есть буквы «п» и «б».)
- Сегодня нам было нужно помирить белочку и Печкина. Смогли мы это сделать? Чем похожи их звуки? А чем различаются – не похожи? Удалось ли белочке и Печкину нас запутать?
- Всё ли сегодня вам было понятно? Задавайте вопросы. Напоминаю, после занятия тоже можно остаться, о чём-то спросить.
- Что понравилось сегодня делать? Кого можно похвалить? за что? (хорошо отгадывал загадки, часто поднимал руку, старался) Сможем ли мы теперь выполнить ещё более трудные задания?
Спасибо, Татьяна Анатольевна за качественный подробный конспект! Я думаю, он обогатит методическую копилку любого из коллег. Особенно ценно, что не упускается вопрос мотивации для ребят на каждом этапе занятия и рефлексии на последнем этапе уделяется достаточно внимания. Все в духе современных подходов.
На: Дифференциация звуков [б], [б`] - [п], [п`]
Спасибо, Татьяна Анатольевна за качественный подробный конспект! Я думаю, он обогатит методическую копилку любого из коллег. Особенно ценно, что не упускается вопрос мотивации для ребят на каждом этапе занятия и рефлексии на последнем этапе уделяется достаточно внимания. Все в духе современных подходов.