Официальный сайт mkad14 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Правописание частиц не и ни в разных частях речи

Submitted by Валентина Петровна Васютина on Tue, 02/10/2012 - 22:45
Данные об авторе
Автор(ы): 
Васютина Валентина Петровна
Место работы, должность: 
МБОУ СОШ № 7, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Регион: 
Белгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

ПОВТОРИТЬ И ОБОБЩИТЬ ЗНАНИЯ ПО ТЕМЕ

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
21
Используемые учебники и учебные пособия: 

Басни И.А.Крылова

Используемая методическая литература: 

ж. ""Русский язык в школе", № 3, 2003

Используемое оборудование: 

Компьютер, проектор

Используемые ЦОР: 

Не использовала

Краткое описание: 
Закрепление частиц не и ни с разными частями речи необходимо продолжать в 8-11 классах. Использование «электронных репетиторов» поможет подготовить детей по теме «Правописание частиц не и ни со всеми частями речи. Предлагаемые нами упражнения на эту тему могут быть использованы и как тексты для орфографического и пунктуационного разбора, и в качестве диктанта, и для индивидуальных заданий, и для карточек коллективного разбора в группах. В дальнейшей работе можно дать задание творческого характера: выписать из басен Крылова 10 отрывков с частицами не и ни в разных частях речи и с разным значением в предложении и устно объяснить правописание частиц. Грамматический разбор можно провести и на готовых карточках с цитатами из басен. Басни – богатый, благодарный материал для осмысления пунктуации и для выразительного чтения. (В карточках для одновременного орфографического и пунктуационного разбора знаки препинания, кроме точек, не проставляются).
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

 

Систематизация  и повторение материала по теме:

«Правописание частиц не и ни в разных частях речи»

с  созданием  мультимедийного проекта

Большое значение в формировании прочных орфографических знаний,  умений и навыков имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями. Запоминание их требует обязательной зрительной опоры и целенаправленной тренировки.

Закрепление частиц не и ни с разными частями речи необходимо продолжать  в 8-11 классах. Использование «электронных репетиторов» поможет  подготовить детей  по теме «Правописание частиц не и ни со всеми частями речи. Предлагаемые нами упражнения на эту тему могут быть использованы и как тексты для орфографического и пунктуационного разбора, и  в качестве  диктанта, и для индивидуальных заданий, и для карточек коллективного разбора в группах. В дальнейшей работе можно дать задание творческого характера: выписать из басен Крылова  10 отрывков с частицами не и ни в разных частях речи и с разным значением в предложении и устно объяснить правописание частиц. Грамматический разбор можно провести и на готовых карточках с цитатами из басен. Басни – богатый, благодарный материал для осмысления пунктуации и для выразительного чтения. (Вкарточках для одновременного орфографического и пунктуационного разбора знаки препинания,  кроме точек, не проставляются).

Приводим примерные тексты из басен Крылова:

Задание 1. Поставить в тексте пропущенные буквы и знаки препинания, раскрыть скобки

Ягненок

Как часто и душа и совесть в вас чиста

Но лишний взгляд  словцо одна (не) осторожность

Язвить зл…словью вас дает возможность –

И ваша слава уж не та.

Любопытный     

Все видел, высмотрел; от удивленья

Поверишь (ли), (не, ни) уменья

Пересказать тебе нет сил.

Уж подли…о, что там чудес п…лата!

Куда на выдумки природа старовата !

Каких зверей, каких там птиц я (не, ни )видал!

Роща и огонь

Хвалить себя хоть (не. ни )пр…стало

И хвастовства я (не) люблю,

Но солнцу в силе я никогда не уступлю,

Как здесь оно спесиво (не, ни ) бл…стало.

А около меня,  смотри. Как тает снег.

Так если зеленеть желаешь ты зимою.

Как летом и весною.

Дай у себя мне уголок!

Пустынник и медведь

Пустынник был (не, ни) говорлив;

Мишук с природы молчалив:

Так из избы (не, ни) вынесено сору.

Но как бы (не, ни) было. Пустынник очень рад.

Что дал ему бог вдруг клад.

Демьянова уха

Тут бедный Фока мой,

Как (не, ни) любил уху. Но от беды такой,

Схватя в охапку

Кушак и шапку,

Скорей без памяти домой –

И с той поры к Демьяну (не, ни) ногой.

Камень и червяк

…Тих, скромен завсегда.

Лежу скромнехонько. Куда меня (не, ни) бросят,

А (не, ни)  сказал себе спасибо (ни)когда,

(Не)даром, право, свет поносят:

В нем справедливости (не, ни) вижу я (ни) как.

Свинья

(Не, ни,) дай бог (не, ни)кого

Сравнением мне обид…ть!

Но как (же) критика Хавроньей (не, ни) назвать,

Который, что (не, ни) станет разбирать,

Имеет дар одно худое видеть?

Мартышка и очки

К (не)счастью то (ж) бывает у людей:

Как  (не, ни)полезна вещ…, цены (не, ни) зная ей,

Невежда про нее свой толк все к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Так он еще и гонит.

Лисица и виноград

Отколь и как она  к ним (не, ни) зайдет.

Хоть видит око,

Да зуб (не)ймет

Также в процессе работы наблюдаем за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразием синтаксических конструкций, средствами связи предложений. Просим ребят выразительно прочитать текст. Таким образом, проводим связь русского языка и литературы, которая закреплена программой.

Закрепляя тему «Не и ни с разными частями речи», продолжаем формировать у школьников  самостоятельность в учебном процессе,  вырабатываем привычку обращаться к пособиям, различным  словарям и справочникам в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, ударения, образования формы, раскрытия значения.

Вот примерное содержание индивидуальных карточек по словарной работе по данной теме:

Задание 2. Заменить данные слова словами без частицы- не и с частицей -не. Образец: небылица – ложь, неправда, выдумка, фантазия.

Неотлучно –                                   Непробудно –

Нестерпимо-                                  Неудержимо –

Неослабно -                                    Неволя  -

Неодобрение –                               Неправота –

Несокрушимый –                           Неустрашимый –

Нечистота –                                    Нездешний

Невнимательно –

Задание3. Заменить данные слова словами с частицей не-

Чувство стеснительности –

Нарушение правил приличия –

Беспредельный –

Подозрительный –

Достаточно хороший –

Человек без догадки –

Шероховатый –

Кое-как -

Задание 4. Подобрать антонимы и объяснить правописание частицы не.

Этот поступок  безрассудный, а не…

Такое решение скороспелое, а нисколько не…

Он (не)принципиальный человек, а…

Он ничуть (не) богат, а  кажется…

Его объяснение (не)…, а совсем элементарное

Задание 5. Написать слова,  правильно и подобрать к ним слова того же значения:

Непр…миримо –                          Непр…менно –

Непр…станно –                            Непр…способленный –

Непр…емлемый –                        Непр…язненный  -

Непр…стойный –                        Непр…одолимо –

Непр…ступный –

Учитель предлагает некоторым учащимся защитить работу, если они справились быстрее всех.  В задании № 1 наблюдаем за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразием синтаксических конструкций, средствами связи предложений. Просим ребят выразительно прочитать текст. Таким образом, проводим связь русского языка и литературы, которая закреплена программой. В задании № 2-5 просим вспомнить, что называется синонимами, антонимами, повторим правописание приставки пре - -при.

В конце повторения данной темы напишем контрольный диктант.

Примерный текст:

Страх                                                                                             

Я немало постранствовал по свету, подолгу бродил по степи, не встречаясь ни с кем; но, сколько я ни ездил, как ни темны были безлунные ночи, мне ни разу не случалось сбиться с дороги. Как-то выходило так, что я вовремя доезжал до жилья. Случай выручил меня или собственная предосторожность, как бы то ни было, но в течение ряда лет я не раз благополучно избегал опасности.

И все-таки однажды буран застал меня в степи, И я узнал его ужасы. Местные жители уговаривали меня, они чего только ни сулили мне в случае метели: «Обожди, переночуй, нельзя  ехать на ночь!» Но я был молод, неосмотрителен, очень спешил, и ничьи доводы не производили на меня никакого впечатления.

Несмотря на предупреждения, мы выехали и попали в беду. Чтобы понять, что такое буран, надо самому его пережить так же, как пережил я. Сердце невольно замирает у самого сильного человека: кровь застывает; и не от холода, потому что стужа во время бурана никогда не бывает очень сильной, а смотришь кругом: нет дороги ни взад ни вперед, нигде – ни огонька, ни звука и кажется, что огромные взлохмаченные сугробы,  как страшные чудовища, окружили тебя и ты никогда уже не выйдешь из их холодного царства.(190 слов)

Орфография:

не и-ни-254, наречие-13; непроизносимый согласный -3

Пунктуация:

двоеточие, тире, точка с запятой – 5

прямая речь -1

союз и при общем члене -1

 Предлагаемые упражнения на эту тему могут быть использованы и как тексты для орфографического и пунктуационного разбора, и  в качестве  диктанта, и для индивидуальных заданий, и для карточек коллективного разбора в группе.

Данный  обобщенный материал поможет сэкономить время при подготовке детей к ГИА и ЕГЭ.

Завершающим этапом станет создание детьми мультимедийных проектов по теме: «Не и – ни с разными частями речи». Необходимо собрать теоретический материал и представить его в виде презентации. Здесь можно порекомендовать коллективную групповую работу. Так ребята еще раз закрепят материал, проявят индивидуальность мышления и творческие способности. Презентация занимает немного времени, но приносит огромную пользу тем, что развивает речетворческую деятельность учащихся.

Ребята не только выполняют совместную работу, но и учатся деловому творческому общению.

Таким образом, проверку знаний, умений и навыков по обозначенной теме проводим как с использованием традиционных форм проведения урока, так и современных образовательных технологий. Это позволяет решать одну из важнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса к русскому языку и,  как следствие- снижение грамотности. Создание условий для развития любознательности и познавательного интереса на уроках  русского языка  дают свои положительные результаты.


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн