Submitted by Елена Викторовна Евдокимова on Tue, 25/09/2012 - 21:31
Урок – викторина «Знаете ли вы?»
4 класс.
Тема:Действия с натуральными числами.
Цели:
1. Обобщить и систематизировать материал по данной теме.
2. Провести адаптацию учащихся к новому преподавателю, новому стилю изложения, требованиям.
3. Учить осмысливать материал, делать выводы по материалу обязательного уровня. Провести диагностику усвоения системы знаний и умений и её применения для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.
4. Содействовать рациональной организации труда, введением игровой ситуации снять нервно-психическое напряжение; развивать познавательные процессы, память, воображение, мышление, внимание, сообразительность, наблюдательность.
5. Способствовать вырабатыванию самооценки в выборе пути, критериев оценки своей работы и работы товарищей; повысить интерес учащихся к нестандартным задачам, сформировать у них положительный мотив учения.
Содержание темы: данная тема программы 4 класса по математике любого действующего учебника из Федерального комплекта.
Тип урока:Урок обобщения и систематизации с дидактической викториной - презентацией «Знаете ли вы?» с элементами интегрирования (математика + естествознание).
Организационная форма общения:Коллективная, индивидуальная.
1. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели для игры.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Игровые действия, включающие познавательное содержание и диагностирующие
уровень усвоения системы знаний учащихся по заданной теме на этом этапе
обучения.
4. Подведение итогов игры и урока.
5. Домашнее задание.
6. Рефлексия.
Ход урока.
1. Мотивационная беседа.
Учитель: Сегодня мы проведём необычный урок. Урок, который даст нам возможность получить новую и интересную информацию и одновременно поможет вспомнить всё, что вы знаете о действиях над натуральными числами. И вы, конечно же, покажете, как вы умеете их выполнять. А необычным наш урок будет потому, что мы с вами отправимся в сказку.
2. Актуализация опорных знаний.
Повторение определения натуральных чисел, классов и разрядов, основных свойств действий над натуральными числами в ходе устного опроса – беседы, индивидуальные задания на свойства действий для 2 учащихся на доске.
3. Игровые действия.
1 слайд– «Какая птица самая крупная на земле?» (Задание на повторение таблицы сложения и вычитания двузначных чисел)
Рассказ учителя: Знаете ли вы, что самая крупная птица на земле – страус? Его рост почти 2 метра 70 см, а вес – около 150 кг. Страусы несут самые крупные яйца: его длина – 13,5 см, а вес – 1 кг 650 г. Это 18 куриных яиц. А чтобы сварить его всмятку, потребуется 40 минут. Скорлупа страусиных яиц способна выдержать человека весом до 115 кг. Страус – не летающая птица. Он обладатель самых длинных ног среди птиц. Страус свободно может 15 – 20 минут бежать со скоростью 45 км/ч, а иногда развивает скорость до 70 км/ч. На ноге страуса всего два пальца.
А какая птица самая маленькая? (задание на повторение таблицы умножения и деления)
Некоторые колибри – самые крохотные птички в мире. Например, у колибри – пчелы, обитающей на Кубе, длина туловища всего 5 см 7 мм, из которых половина – это клюв и хвост. А весит эта птичка всего 1,5 г. Колибри прекрасно летают, причём не только вперёд, но и назад, и в любую сторону, и даже вниз головой. Кроме того, они могут висеть в воздухе на одном месте, высасывая своих длинным клювиком нектар из цветов. Их крошечные крылышки совершают 50 взмахов в секунду, а у некоторых видов – до 90 взмахов в секунду. А сами птички по размеру меньше, чем некоторые ночные мотыльки.
2 слайд– «Знаете ли вы, какого размера достигает самая маленькая птичка колибри?»
(задание на повторение порядка действий)
-Давайте попробуем узнать величину этой птички – колибри. Для этого вам нужно решить цепочки примеров.
- А знаете ли вы, что самый крупный вид, гигантский колибри достигает величины 22 см. А самый мелкий вид, колибри — карликовая пчелка с острова Куба, достигает в длину всего лишь 6 см (от кончика хвоста до кончика клюва!); это самая маленькая птица на свете. В целом насчитывается 350 видов колибри, и все они живут в Америке,
3 слайд- «Узнайте массу страуса и массу колибри» (задание на повторение порядка действий, действия с натуральными числами)
4 слайд– «Фламинго» (задание на повторение свойств умножения и деления)
Изысканная окраска оперения фламинго, по всей вероятности, возникает благодаря особым химическим веществам – картиноидам, которые входят в состав корма. Поэтому если фламинго, живущие в зоопарках, не будут получать необходимых веществ, у них может поменяться окраска перьев. Фламинго строят очень интересные гнёзда – это глиняные холмики высотой до 45 см, торчащие из воды, с камерами для яиц в верхней части.
5 слайд– «Знаете ли вы, какое животное самое крупное на земле?» (задания на действия с многозначными числами).
- Ну, а теперь попробуем решить кое-что посерьёзнее. Выясним, зависит ли ответ в примере от расстановки действий. Наверно, и ответ этот будет тоже существенным – слон.
6 слайд– «Африканский слон»
Самое крупное сухопутное животное на Земле – самец африканского слона. Самый известный его экземпляр достигал высоты 3 метра 80 см, длина его от конца хобота до кончика хвоста составляла 10 метров, а вес – около 11 тонн. Африканские слоны – животные – долгожители, они живут в среднем 70 – 80 лет. И ещё один слоновий рекорд – максимальный вес пары бивней слона достигает 117 кг.
7 слайд- «Найдите высоту, длину и вес слона» (задание на порядок действий с многозначными числами)
8 слайд– «Какое животное самое крупное в мире?» (повторение деления с остатком)
Знаете ли вы, что самые крупные животные на земле обитают в океане?
Самое большое из них – синий кит. Самка синего кита может достигать в длину 30 метров, весить около 160 тонн. Она в 25 раз больше самого крупного африканского слона. А представитель другого вида китов – кашалот способен оставаться под водой 1 час 52 минуты. У одного пойманного кашалота в желудке нашли 2 небольшие донные акулы. А так как глубина моря в том месте, где поймали кита, была 3 км 193 м, то вполне возможно, что кит нырял на такую внушительную глубину.Кашалот – настоящий гигант. Он уже рождается четырёхметровым и очень быстро вырастает до 18 метров. Старый кашалот вести больше 50 тонн, а некоторые и под 100 тонн. Но среди кашалотов есть и настоящие малютки: например, карликовый кашалот имеет тело дельфинообразной формы длиной всего 2,4 – 3,3 метра и весит до 300 кг. Эти животные очень редки.
9 слайд– «Птица – секретарь» (повторяем величины и сравнение чисел)
- А теперь давайте вспомним единицы измерения и познакомимся с ещё одним интересным представителем животного мира.
«Птица – секретарь» - очень необычное название у этой птицы.
А знаете ли вы, что Природа наделила птицу-секретаря выдающейся внешностью — маленькая голова на длинной тонкой шее, серо-белый крючковатый клюв, длинные сильные ноги, служащие опорой для похожего на орлиное туловища и черные, торчащие в разные стороны, перья на голове. Именно благодаря этим перьям птица-секретарь получила свое название – уж очень они напоминают главное орудие труда писарей позапрошлого столетия. А вот латинское название этих птиц больше характеризует их пристрастие в еде, чем внешний вид, и переводится как «охотник за змеями».
4. Итоги викторины и урока. (слайд 10)
Ну а теперь подведём итоги урока. Итак, сегодня мы с вами занимались решением числовых примеров, применяли для этого свойства арифметических действий, сравнивали числа, вспомнили деление с остатком, математические величины. И с помощью математики узнавали кое-что интересное об окружающем нас мире. Наверно, из сегодняшнего урока можно сделать несколько главных выводов: надо обязательно заниматься такой важной наукой, как математика, и обязательно беречь природу.
5. Домашнее задание.
(Слайд 11 – найдите несколько способов быстрого решения примера. Какой из способов самый удобный?)
6. Рефлексия.
Обмен мнениями о том, что запомнилось и понравилось на уроке, что нового, полезного для себя узнали.
На: урок-презентация "А знаете ли вы?" в 4 классе
Спасибо, интересно.
Светлана