Автор:
Адамова Галина Николаевна
Место работы:
учитель русского языка и литературы, МБОУ «Гимназия №1» г. Ноябрьск ЯНАО Тюменская область
Технологическая карта урока. Комплексный анализ текста О.Н. Безымянной «Орёл и воробьи» (подготовка к выполнению творческой части ЕГЭ), 10 класс
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: Текст притчи О.Н.Безымянной «Орёл и воробьи».
Технология: элементы технологии критического мышления.
Формы: работа в группах, индивидуальная работа.
Педагогические цели:
- отработка навыков самостоятельного анализа текста;
- развитие творческих способностей учащихся.
План урока:
Содержание этапов урока:
- Организация постановки целей и актуализация знаний.
- Сообщение знаний учителем и усвоение их уч-ся. Мотивация учебной деятельности. Изучение нового материала.
Методы и формы деятельности:
1. Элементы технологии критического мышления (групповая работа).
2. Групповая и индивидуальная форма познавательной деятельности.
3. Организация частично – поисковой работы по теме.
4. Рефлексивный анализ.
5. Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо.
6. Эвристическая беседа.
этапы урока
|
цели на каждом этапе
|
деятельность учителя
|
деятельность учащихся
|
педагогические приемы
|
система ожидаемых умений
|
I вызов
|
Выразительное чтение текста учителем или подготовленным учеником
|
запишите число, вид работы, начнем урок с проверки домашнего задания
|
в начале урока уч-ся распределяют роли, каждый участник выбирает часть задания, ответа, наиболее соответствующего его способностям и уровню подготовки
|
учитель спрашивает на оценку по одному человеку из каждой группы
|
развитие монологической речи, умение ориентироваться, выбирать необходимый теоретический материал, умение классифицировать, обогащение словарного запаса
|
|
Актуализация знаний учащихся перед изучением новой темы, которая призвана заинтересовать – показать жизненную важность изучаемой темы
|
Подготовительная деятельность. Представление темы. Проблемные вопросы по содержанию темы.
|
-Автор определила жанр как сказка-притча. Вспомните определение притчи.
- В каких строках, по вашему мнению, заключена мораль? Зачитайте.
|
Создание кластера:
Притча, её структура
|
умение слушать одноклассников, умение аргументировать. Систематизация информации, умение её обобщать, сформулировать ключевую проблему урока
|
|
словарная работа.
|
Актуализация опорных знаний по речеведению:
- Определите стиль и жанр этого текста (Это текст художественного стиля, значит, главная задача – воздействовать на чувства и воображения читателя с целью эмоционального восприятия его. Жанр – сказка.)
|
(Притча – небольшой рассказ, содержащий мораль, поучение).
|
Ответы уч-ся
|
умение формировать вывод, работа в группах, обмен знаниями, умение приводить примеры
|
II осмысление
|
Поиск, систематизация информации
Обобщение композиционно-смыслового анализа текста
|
Группа А.
- Какова композиция притчи?
- Какие микротемы можно выделить в тексте? Подтвердите цитатами.
Группа В.
- Что вы можете сказать о героях притчи?
Авторская характеристика Орла и воробьёв.
Группа С.
- Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?
- Их роль в тексте.
- Сформулируйте тему и идею текста.
- Каждому человеку дан разум, но не всякий устремляет его к высоким целям.
- Соотнесите идею притчи и эпиграф к сегодняшнему уроку.
- Как вы понимаете смысл эпиграфа?
Предлагаю написать сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем
|
1.Группа А. Основной композиционный приём, использованный автором,- контраст. Обличительная речь Орла – центр притчи. Конфликт – столкновение разных жизненных позиций.
2. Завязка – реакция воробьёв на рассказ Орла.
Кульминация – полные горечи слова Орла. Развязка – ответ Орла на действия воробьёв.
Условно в тексте можно выделить 5 микротем.
2. Группа А
- Рассказ Орла и реакция воробьёв.
- Осмотр Орлом фермы и его обличительная речь.
- Возмущение воробьёв и ответ Орла.
- Возвращение воробьёв к прежнему существованию.
- Мораль.
Группа В.
В притче прослеживается аллегория. Герои притчи наделены человеческими свойствами. Образ Орла не соответствует первичному представлению об этой птице. Орёл оказался на скотном дворе случайно. Стихия этой птицы – просторы небесные.
- Тема – смысл жизни. Идея заключена в морали.
- В притче слово должно быть понятным и действенным. А значит, определенную роль в стилистическом оформлении играют изобразительно-выразительные средства.
Эпиграф: Жизнь имеет только тот смысл, который мы ей придаём.
Группа С.
- Метафора: «растворился в небе»- подчёркивает органичность Орла среди облаков ,в небесных высях
-Перифраза: «царь птиц, Божий дар»
-Эпитеты: неведомые дали, непостижимые высоты, жадно поедали
Фигуры: притча представляет собой развёрнутую антитезу. Она реализуется через систему антонимических пар: один-стая, рассказать-слушать, птицы-свиньи.
Пишут тезисы, план-алгоритм
1. Жизнь имеет только тот смысл, который мы ей придаём.
2. Короткое крыло -низкий полёт
3. В жизни по-разному можно жить.
|
.
Групповая дискуссия
В процессе дискуссии идёт поиск совместных конструктивных решений.
Групповая дискуссия
Мотивация для написания сочинения
|
Соотнесение старой и новой информации. Представление собственной позиции
умение видеть проблему, умение обобщать, делать выводы, умение работать
- умение выделять главное
- умение строить умозаключения
- умение отвечать на вопросы
Воспитывать уважение к различным точкам зрения, сравнение своей позиции с
позициями других
Формирование чувства ответственности за свои ответы, аргументацию, примеры
Формирование чувства ответственности
|
III Рефлексия
|
Обобщение и закрепление новых знаний, активное включение новых понятий. Анализ собственных мыслительных операций
|
Заключительное слово учителя. Можно составить синквейн как способ синтеза материала: жизнь, смысл
|
Составление синквейна.
|
Представление работ
|
Развитие способности резюмировать информацию, излагать мысли в нескольких значимых словах, ёмких и кратких выражениях
|
Самоанализ урока
Дидактическая задача:
- подготовить уч-ся к работе на уроке
Содержание этапа:
- взаимное приветствие учителя и уч-ся, фиксация отсутствующих и проверка внешнего состояния классного помещения, проверка подготовленности к уроку, организация внимания.
Проверка домашнего задания:
- устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы
Этап всесторонней проверки знаний:
- комментирование ответов уч-ся, оценка знаний уч-ся, умений и навыков.
Условия достижения положительных результатов:
- использование приемов беседы, индивидуального опроса, работа в группах и в парах, постановка дополнительных вопросов для прочности, глубины, осознанности знаний, создание стандартных ситуаций, к работе привлекается весь класс, создается атмосфера важности работы.
Показатели выполнения дидактической задачи:
- рецензирование ответов уч-ся, сообщение цели , темы урока, поставлена перед уч-ся конкретная задача, учитель четко и однозначно определяет цель урока, дает понять уч-ся, чему в ходе урока они должны научиться.
Этап усвоения новых знаний:
- дать уч-ся конкретное представление об изучаемых фактах, правилах, систематизировать знания уч-ся.
Условия достижения положительных результатов:
- использование элементов технологии критического мышления усиливает восприятие нового учебного материала, уч-ся более точно и полно определяют признаки изучаемых объектов, учатся аргументировать, анализировать, сравнивают разные признаки; создается на уроке проблемная ситуация, уч-ся задают вопросы и сами на них пытаются ответить.
Этап проверки уч-ся нового материала:
- учитель ставит вопросы, пытаясь определить, в полном ли объеме уч-ся усвоили новый материал, обращается к классу с просьбой дополнить, уточнить найти более рациональное решение.
Показатели выполнения задачи этапа:
- учитель опрашивает всех уч-ся, добиваясь устранения пробелов.
Этап закрепления:
- письменные задания конкретизировать изученный материал, обсуждение заданий активизирует деятельность уч-ся.
Комплексный анализ текста
Орёл и воробьи
Однажды на ферму, где жила стая воробьёв, залетел Орёл. Воробьи слетелись посмотреть на царя птиц.
И послушать, что скажет он. И стал рассказывать Орёл о других мирах и иной жизни. Слушали, слушали воробьи, но ничего понять не могли. Тогда вышел вперёд один воробей и сказал:
- Сказываешь ты об интересном, но чуждом нам. Ты бы лучше рассказал о фермах и о том, как протекает жизнь в этих прекрасных местах, поведал бы лучше о свиньях и об их чудесной жизни – нам это близко и понятно.
Окинул Орёл своим зорким оком окрестность, увидел огромную ферму, в загонах которой толкались толстые, грязные, дурно пахнущие животные. Одни утаптывали грязь или валялись в ней, другие толкались у кормушек, жадно поедая корм, безобразно чавкая и толкая друг друга, ибо их было так много, а места так мало, что приходилось отвоёвывать себе лучший кусок. И ужасно хрюкали эти животные, и безобразно визжали, кто от удовольствия, а кто от обиды. И было неприятным это зрелище.
И сказал тогда Орёл воробьям:
- Я считал воробьёв птицами, ибо они наделены крыльями и способны летать, потому и прилетел к вам,
чтобы рассказать о других мирах и позвать с собой в неведомые дали, к непостижимым высотам. Но нашёл я не птиц, а существ с крыльями, которые используют Божий дар, чтобы где-нибудь и как-нибудь безбедно перебиться в этой жизни. И летают они не на просторах необъятных, а в загонах, и видят они не миры чудесные, а свинарники, и живут они не с себе подобными, а со стадом свиней, и кормятся они не дарами природы, а объедками из чужих кормушек. И недостойны они носить гордое имя птицы, ибо нет устремления в их крыльях, в их взоре, в их сердце. Возмутились такими речами воробьи, тучей взметнулись над Орлом и давай клевать его. Расправил тогда Орёл крылья, взмыл в небо и растворился в его высотах, только и донеслось до земли:
- Короткое крыло – низкий полёт…
А воробьи вернулись к своим гнёздам под крышей фермы и снова защебетали в кустах.
Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется.
( О.Н.Безымянная).
1. Определите стиль и жанр этого текста.
2. В каких строчках заключена мораль?
3. Какова композиция притчи?
4. Какие микротемы можно выделить в тексте?
5. Что можно сказать о героях притчи? Какова авторская характеристика Орла и воробьёв?
6. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?
7. Сформулируйте тему, идею текста.
8. Соотнесите идею притчи и эпиграф. Как вы понимаете его смысл?
9. Напишите сочинение – рассуждение на одну из тем:
«Жизнь имеет только тот смысл, который мы ей даём»
«Короткое крыло – низкий полёт»
( Вам нужно выразить своё отношение к поднятой проблеме, аргументировать его, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.
|