Автор:
Егорова Татьяна Витальевна
Место работы:
учитель географии и краеведения высшей квал категории. МБОУ гимназия №10, г. Челябинск
Рабочая программа по краеведению. 6 класс
Рабочая программа географии представляет собой целостный документ, включающий шести разделов:
- пояснительную записку;
-
учебно-тематический план;
-
норму оценок по предмету;
-
требования к уровню подготовки учащихся.
-
развернутое учебно - тематическое планирование/
-
перечень учебно-методического обеспечения.
Раздел 1.Пояснительная записка.
Программа интегрированного учебного предмета «Краеведение» составлена в соответствии с требованиями Областного базисного учебного плана и Концепции краеведческого образования в Челябинской области на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования с учетом возрастных особенностей обучающихся 6 – 9 классов.
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
1. Приказ Министерства образования и науки России № 1994 от 09.06.2011г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом МОиН РФ от 09 марта 2004 года №1312».
2. Образовательный стандарт основного общего образования по географии (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" от 05.03.2004 № 1089).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010 года № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2011/2012 учебный год.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
6. Приказ МОиН Челябинской области №04-997 от 16 июня 2011г. «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011-2012 учебный год»
7. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009г. № 103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области»
8. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета «Краеведение» в 2011-2012 учебном году» от 18.07.2011 № 103\4275
9. Учебный план гимназии № 10 на 2011-2012 учебный год.
10.Положение о рабочей программе МБОУ гимназии №10 г. Челябинска ( протокол педагогического совета 30.08.2011 г.)
Краеведения полностью соответствует требованию, предъявляемому законом Российской Федерации «Об образовании» к общеобразовательным программам, которые «направлены на решение проблемы формирования общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ» (из статьи 9).
Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота Малой Родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Изучение географии в курсе 6 класса направлено на достижение следующих целей:
Обучающие цели:
По усвоению знаний – ознакомление с природой и современной жизнью Челябинска и Южного Урала как опорного края России;
- Формирование представлений о различных сторонах жизни Челябинска и Челябинской области, показ его сложной структуры;
По овладению умениями – изучение проблем развития края.
- Изучение особенностей рельефа. Климата и природных комплексов Челябинской области;
- Знакомство с официальными символами Челябинской области, Челябинска;
По использованию полученных знаний и умений
- Умение читать тематические карты;
- Умение привести конкретные примеры по описанию природы Челябинска и Южного Урала
- Общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды.
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
- укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только уч-ся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества уч-ся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями ( все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье).
- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
- позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
Развивающие задачи:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учиться краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
- адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
В результате изучения краеведения ученики должны знать:
- основные краеведческие понятия; особенности природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, особенности окружающей среде, пути её сохранения или улучшения и рационального использования;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.
Количество часов по программе и учебному плану 35, 1 час в неделю.
Практических работ 19, из них оценочных 11.
Раздел II. Учебно-тематическое планирование:
Название темы
|
Количество часов по программе
|
Количество часов рабочей программе
|
Контрольные работы
|
Примечание
|
Тема 1. Школа юного краеведа
|
6
|
7
|
|
1 ч. Добавлен из резерва
|
Тема 2.Геология, полезные ископаемые и рельеф
|
6
|
6
|
|
|
Тема 3.Климат и погода Южного Урала
|
6
|
6
|
|
|
Тема 4.Край рек и озер
|
6
|
6
|
|
|
Тема 5.Природные комплексы Южного Урала
|
6
|
10
|
1
|
4 ч. Добавлено из резерва
|
Резерв
|
5
|
-
|
|
|
Всего:
|
35
|
35
|
|
|
Оценочные практические работы.
№ п/п
|
Название урока
|
Практическая работа
|
1
|
Введение в краеведение
|
Практическая работа №1
Наблюдение за погодой, высотой Солнца над горизонтом; уровнем воды и замерзаемостью ближайшей реки или озера.
|
4
|
Челябинская область как часть региона страны
|
Практическая работа №2
Решение задач по плану местности. Определение географического положения своей географического положения своей школы, дома.
|
5
|
Особенности географического положения Челябинской области
|
Практическая работа №3Обозначение на контурной карте природных, административных границ Южного Урала и Челябинской области
|
6
|
Экскурсия в краеведческий музей
|
Практическая работа №4
Происхождение названий населенных пунктов (лингвистический конструктор)
|
8
|
Рельеф Челябинского Урала: три ступени высоты.
|
Практическая работа №5 Обозначение на контурной карте местных форм рельефа
|
11
|
Полезные ископаемые.
|
Практическая работа №6
Определение полезных ископаемых по образцам и нанесение на контурную карту районов их залегания
|
17
|
Климатические особенности разных частей нашего края
|
Практическая работа №7
Составление характеристики отдельных пунктов Челябинской области
|
19
|
Фенологический очерк Челябинска по материалам наблюдений за погодой.
|
Практическая работа № 8
обработка метеорологических наблюдений учащихся
( составление графиков хода температур воздуха за месяц. Диаграммы осадков, розы ветров. Описание погоды за сутки и месяц)
|
20
|
На евразийском разделе
|
Практическая работа №9 определение по карте России расстояния от своего населенного пункта до ближайшего моря, озера, водохранилищ
|
21
|
Речная сеть
|
Практическая работа №10
Описание реки Миасс.
|
22
|
Озера
|
Практическая работа №11
Обозначение на карте Челябинской области объектов гидросферы своей местности.
|
Раздел III. НОРМЫ ОЦЕНОК
Оценка знаний учащихся
Устный ответ.
Критерии:
- правильность и осознанность изложения материала, полнота раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической терминологии;
- самостоятельность ответа;
- логичность, доказательность в изложении материала;
- степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.
«5»
- ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса;
- правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами;
- ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях.
«4»
- ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный;
- есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
«3»
- ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности;
- затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.
«2»
- ответ неправильный;
- не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий;
- неумение работать с картой.
Оценка практических умений учащихся
«5»
- правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности;
- соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов;
- самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности;
- аккуратное оформление результатов работы.
«4»
- правильный и полный отбор источников знаний;
- допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
«3»
- правильное использование основных источников знаний, допускаются неточности в формулировке выводов;
- неаккуратное оформление результатов.
«2»
Раздел IV.Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса.
Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших учебную программу.
В результате изучения краеведения ученик должен:
1 знать/понимать.
- Изученные виды источников краеведческой информации;
- Результаты важнейших краеведческих открытий и путешествий.
- Особенности природы Челябинской области.
- Взаимосвязи между растительным и животным миром.
- Географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека.
- Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, регионом и глобальном уровня; меры по сохранению приорды и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
|
2уметь:
- Выделять, описывать и объяснять существенные признаки микрорельефа, микроклимата природных зон в форме экскурсий.
- Находить в разных источниках и анализировать информации, необходимую для изучения родного края.
- Приводить примеры адаптации человека к местным условиям.
- Составлять краткую географическую характеристику рек, озер на основе разнообразных источников информации и форм ее представления.
- Определять на местности, плане и карте расстояния, направления и высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов.
- Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов приорды; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости.
|
3 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Проведения самостоятельных поисков краеведческой информации из разных источников.
- Чтение карт различного содержания
- Учета фенологических изменений в природе своей местности, изменения в результате природных и антропогенных воздействий оболочек Земли оценки их последствий.
- Наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды, почвы в своей местности4 определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов.
- Решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
- Проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформацинных.
|
Раздел V Календарно – тематическое планирование
№
п/п
|
Дата проведения
|
Тема урока,
|
Количество часов
|
Практические
работы
|
Домашнее задание.
|
|
дата
|
корректировка
|
|
|
|
|
Школа юного краеведа. 7 часов.
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать/ понимать Изученные виды источников краеведческой информации Основные этапы и ключевые события истории Южного Урала, выдающиеся деятели родного края. Результаты важнейших географических открытий и путешествий. Показывать на плане и карте границы и географический центр Челябинской области, границу между Европой и Азией расположение г. Челябинска.
|
1
|
|
|
|
|
Введение в краеведение
|
|
Практическая работа №1
Наблюдение за погодой, высотой Солнца над горизонтом; уровнем воды и замерзаемостью ближайшей реки или озера.
|
§1
|
2
|
|
|
|
|
История открытия нашего края
|
|
Составление географического рассказа об одном из путешествий, совершенных учащимися.
|
§ 2Составление рассказа о путешествии по родному краю
|
3
|
|
|
|
|
Первопроходцы
|
|
|
§3 на к.к. нанести маршруты путешествий И. Гмелина, П. Палласа.
|
4
|
|
|
|
|
Челябинская область как часть региона страны
|
|
Практическая работа №2 Решение задач по плану местности. Определение географического положения своей географического положения своей школы, дома.
|
§4 на к.к. нанести географическое положение Челябинской области.
|
5
|
|
|
|
|
Особенности географического положения Челябинской области
|
|
Практическая работа №3Обозначение на контурной карте природных, административных границ Южного Урала и Челябинской области.
|
§4 стр. 28 зад.№2
|
6
|
|
|
|
|
Экскурсия в краеведческий музей
|
|
Практическая работа №4
Происхождение названий населенных пунктов (лингвистический конструктор)
|
Отчет об экскурсии
|
7
|
|
|
|
|
Итоговый урок «Школа Юного краеведа»
|
|
|
Подобрать отрывки из сказов Бажова о минералах
|
Тема2.Геология,полезные ископаемые и рельеф. 6 часов
Знать/понимать: Рельеф области, полезные ископаемые, определять минералы, формы рельефа, влияние рельефа на формирование территории. Изменение рельефа под влиянием внешних и внутренних факторов, редкие и уникальные ископаемые. Их практическое значение. Драгоценные, поделочные камни. Богатства недр Южного Урала в искусстве. Художественной литературе, публицистике
|
8
|
|
|
|
|
Рельеф Челябинского Урала: три ступени высоты.
|
|
Практическая работа №5 Обозначение на контурной карте местных форм рельефа
|
§9 на к.к. нанести формы рельефа.
|
9
|
|
|
|
|
«Биография» Уральских гор.
|
|
Происхождение названий гор
|
§10, пересказ
|
10
|
|
|
|
|
Недра Челябинского Урала
|
|
|
§11 на к.к. нанести месторождения полезных ископаемых.
|
11
|
|
|
|
|
Полезные ископаемые.
|
|
Практическая работа №6
Определение полезных ископаемых по образцам и нанесение на контурную карту районов их залегания
|
§11. заполнить таблицу
«полезные ископаемые Челябинской области»
|
12
|
|
|
|
|
Экскурсия в краеведческий музей
|
|
|
Отчет об экскурсии
|
13
|
|
|
|
|
Рельеф и хозяйственная деятельность
|
|
|
§12 стр.74 зад. №4,5 (письменно)
|
Тема 3 Климат и погода Южного Урала. 6 часов
Знать: климатические закономерности, роль климата в жизни людей. Местные приметы о погоде, приборы для метеонаблюдений. Господствующие местные ветры. Уметь: вести наблюдения над погодой, давать климатическую характеристику району проживания.
|
14
|
|
|
|
|
Метеонаблюдения в нашем крае
|
|
Наблюдения за погодными явлениями. Календарь погоды.
|
§13 рассказ о метеонаблюдениях в области. Самое –самое удивительное.
|
15
|
|
|
|
|
Погодные явления на Южном Урале
|
|
Наблюдения за погодными явлениями
|
§14
|
16
|
|
|
|
|
Климатические закономерности
|
|
|
§15 стр.85. зад. №1.
|
17
|
|
|
|
|
Климатические особенности разных частей нашего края
|
|
Практическая работа №7
Составление характеристики отдельных пунктов Челябинской области.
|
§15 стр.88 зад №2
|
18
|
|
|
|
|
Роль климата в жизни южноуральцев.
|
|
|
§16стр.90 зад.№2
|
19
|
|
|
|
|
Фенологический очерк Челябинска по материалам наблюдений за погодой.
|
|
Практическая работа № 8
обработка метеорологических наблюдений учащихся
( составление графиков хода температур воздуха за месяц. Диаграммы осадков, розы ветров. Описание погоды за сутки и месяц)
|
|
Край рек и озер. 6 часов
Знать: реки, озера Челябинской области, хозяйственное использование вод Челябинской области. Рациональное использование водных богатств области. Местные водные растения и животные. Уметь: применять знания в практической деятельности.
|
20
|
|
|
|
|
На евразийском разделе
|
|
Практическая работа №9 определение по карте России расстояния от своего населенного пункта до ближайшего моря, озера, водохранилища.
|
§17 стр.98. №1,2
|
21
|
|
|
|
|
Речная сеть
|
|
Практическая работа №10
Описание реки Миасс.
|
§18 на к.к. нанести реки области.
|
22
|
|
|
|
|
Озера
|
|
Практическая работа №11
Обозначение на карте Челябинской области объектов гидросферы своей местности.
|
§19 на к.к. нанести озера. Рассказ о топонимике озер (3 – 4 примера)
|
23
|
|
|
|
|
Болота и подземные воды
|
|
|
§19
|
24
|
|
|
|
|
Хозяйственное использование вол Челябинской области
|
|
|
§ стр 106 зад. №2
|
25
|
|
|
|
|
Водные богатства Южного Урала
|
|
|
§20 стр.110 зад.2.
|
Тема 5 Природные комплексы Южного Урала. 10часов
Знать: природные зоны, особенности природы, Зависимость между формами рельефа, климатом и растительными группировками. Уметь: вести фенологические наблюдения в природе.
|
26
|
|
|
|
|
Природные зоны
|
|
Нанести на контурную карту природные зоны Чеябинской области.
|
§21 стр.114 зад. №1.
|
27
|
|
|
|
|
Почвенно-растительный покров
|
|
Определение механического состава почвы.
|
§22
|
28
|
|
|
|
|
Разнообразие растительности
|
|
Работа с картами Челябинской области
|
§22 стр.123 зад.1,2.
|
29
|
|
|
|
|
Животный мир области
|
|
«Красная книга» Челябинской области.
|
§23 стр.126 зад.№3
Нарисовать плакат
«Осторожно,ядовитые растения!
»Берегите природу»
|
30
|
|
|
|
|
Охрана природы
|
|
|
§24 стр.132. №1
|
31
|
|
|
|
|
Природные комплексы Челябинской области
|
|
|
|
32
|
|
|
|
|
Экскурсия в зоопарк.
|
|
|
|
33
|
|
|
|
|
Туристические ресурсы
|
|
|
§25 составьте перечень правила поведения юных туристов.
|
34
|
|
|
|
|
Туристско- краеведческие экспедиции
|
|
|
§26 составьте перечень общественно – полезных дел на экскурсиях, во время прогулок и походов
|
35
|
|
|
|
|
Повторение о обобщение по курсу. Контрольная работа.
|
|
|
Дневники наблюдений и фотоальбомы.
|
Раздел VI. Учебно – методические пособия.
№ п/п
|
Класс
|
Программа (автор,название программы, в каком сборнике опубликована
|
Учебник (автор, название, издательство, год издания)
|
Учебная
дополнительная
литература для
учащихся
|
Учебно-методическая литература для учителя
|
Инструментарий для проверки знаний учащихся (автор, название, издательство, год издания)
|
|
6
|
Кузнецов В.М., ред.
Краеведение: Программа учебной дисциплины для 6-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области: 6 класс (35 час.) – Челябинск: АБРИС, 2008
|
Краеведение. Челябинская область. 6 класс Учебник для основной школы/ В. В. Дерягин, М. С. Гитис.- Челябинск: Абрис, 2008.
|
Познай свой край. Контурные карты по географии Челябинской области.- Челябинск,: «Абрис »2005
Челябинская область. Атлас: Учебное пособие.- Челябинск: «Абрис », 2005
Маркова, А. С. Практикум по краеведению. 6 класс/ А. С. Маркова, Т. М. Погорелова, Т. В. Швецова; Министерство образования и науки Челябинской области; ГОУ ДПО ЧИППКРО, Челябинск, 2010.
|
1.Маркова, А. С. Практикум по краеведению. 6 класс./ А. С. Маркова, Т. М. Погорелова, Т. В. Швецова; Министерство образования и науки Челябинской области; ГОУ ДПО ЧИППКРО. –Челябинск,2010
2.Виноградов,Н. Б.,ГитисМ.С.,
Кузнецов, В.М.
Историческое краеведение. Челябинская область: учеб. Пособие/ Н. Б. Виноградов, М. С. Гитис, В.М. Кузнецов – Челябинск: Абрис,2009.
|
Гитис М.С.
Челябинская область. Занимательная география в вопросах и ответах. Челябинск: АБРИС, 2006.
Контрольные работы по краеведению. 6 класс// Письмо ГОУ ДПО ЧИППКРО от 04 мая 2007 г. №243
|
_uacct = "UA-3613185-1"; urchinTracker();
-
- неумение отбирать и использовать основные источники знаний;
- допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов;
|