Автор:
Марина Леонидовна Наумова
Место работы:
преподаватель истории и обществознания Казанского суворовского военного училища
Опыт использования ЭОР на уроках развивающего обучения
Современный урок требует использования инновационных педагогических технологий. Инновации в образовании предполагают создание и освоение педагогических новшеств, оригинальных авторских идей. Творческий подход преподавателя к подготовке и проведению урока – ответ на вызовы современного общества.
Решить возникающие сегодня задачи во многом позволяет технология развивающего обучения (См. презентацию к докладу, слайд 2). Стержнем методической конструкции данного подхода является познавательная проблема – учебная задача. Она выводится из исходного противоречия и побуждает обучающихся самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос. Тем самым достигаются не только образовательные, но и развивающие цели обучения, а также активизируется творческая деятельность учащихся.
Основными этапами урока развивающего обучения являются:
- вводно-мотивационный этап (постановка учебной задачи);
- этап организации самостоятельной учебной деятельности с целью решения задачи (познавательной проблемы урока);
- этапконтроля-коррекции полученных знаний (слайд 3).
Использование ЭОР делает данную организацию урока существенно более эффективной.
Рассмотрим на конкретных примерах, как это можно реализовать практически. Приведем опыт разработки и использования авторских презентаций для интерактивной доски и MS Power Point презентаций на отдельных этапах урока развивающего обучения.
На вводно-мотивационном этапе урока преподаватель решает следующие задачи:
- выявить в совместной с учащимися деятельности исходное противоречие;
- сформулировать учебную задачу урока;
- мотивировать учащихся к её решению.
Самый простой способ решения этих задач – демонстрация на слайдах изобразительной наглядности (картин, фото- и видеоматериалов, карт). На уроке по теме «Сталинградская битва» демонстрация фотографии разрушенного в первый же день бомбардировок Сталинграда позволяет сформулировать проблему урока: гитлеровцы, разрушив город до основания, так и не смогли выиграть Сталинградскую битву. Почему? (Слайд 5) (Рис.1).
Рис. 1.
Изобразительная наглядность на экране - средство постановки проблемы урока
Усиливает эмоциональное воздействие и демонстрация фотографии дома Павлова в современном Волгограде, и карикатура Кукрыниксов, изображающая горюющего по поводу окружения армии Паулюса Гитлера (слайды 6 – 7).
Очень эффективно использование условно-графической наглядности – схем, графиков, диаграмм. Для выявления исходного противоречия к уроку «Крестьянская реформа 1861 г.» достаточно продемонстрировать диаграмму «Крестьянские волнения в 1858–1864 гг.» (слайд 8) (Рис. 2),после чего легко формулируется проблема: отмена крепостного права была вековой мечтой русского крестьянства; но именно после реформы, в 1861 г., резко возросло число крестьянских волнений.
Рис. 2
Использование условно-графической наглядности на экране на вводно-мотивационном этапе урока
Учебная задача урока: Реформа 1861 г. вызвала взрыв крестьянского недовольства. Почему? Это побуждает ребят к выяснению того, как Александр II отменил крепостное право.
Чтобы актуализировать знания о сущности крепостного права, вместо традиционной беседы или теста в 8-ом классе можно провести разминку в игровой форме. Ученикам предлагается вспомнить признаки крепостного права (Слайды 10 – 11) (Рис. 3). После этого школьники без труда формулируют определение понятия «крепостное право».
Рис. 3
Использование функций программы MS Power Point для разработки теста в игровой форме
Всего несколько примеров убеждают нас в том, что сам учебный материал по истории даже без осознанного участия учителя подталкивает и его, и учащихся к необходимости постановки и решения познавательных проблем. Психология подсказывает: окружающее в мире воспринимается нами в связи с тем, что между объектами существуют контрасты - однообразность не вызывает интерес. В этом смысле историю можно считать базовым предметом для формирования учебно-познавательной компетенции: вся история России – череда парадоксов.
Постановка проблемы к уроку «Крымская война» в 8-ом классе происходит в ходе опроса по ранее изученному материалу. Ученики выполняют интерактивное задание «Внешняя политика России в 1820-е – 1840-е гг.»: перемещают даты к событиям на экране интерактивной доски (слайд 12) (Рис. 4). Затем они определяют, какие из этих событий свидетельствуют об успехах, а какие – о неудачах внешнеполитической деятельности России.
Рис. 4
Задание на экране интерактивной доски - средство мотивации познавательной деятельности
Выяснив, что в целом политика была достаточно успешной (единственной, но серьезной дипломатической неудачей явились Лондонские конвенции, закрывавшие Черноморские проливы для российских военных кораблей), учащиеся непосредственно подводятся к формулированию познавательной проблемы – учебной задачи всего урока: В первой половине XIXв. Россия была сильнейшей державой (вспомним и победу над «непобедимым» Наполеоном!). В середине XIX в. Николай Iначал Крымскую войну и был полностью уверен в победе. Учебная задача урока: Россия проиграла Крымскую войну. Почему?
Следующий этап урока – этап организации самостоятельной деятельности с целью решения учебной задачи (проблемы) урока. Данный этап весьма сложен по своей структуре и включает в себя различные задания творческого и ознакомительного характера.
На этом же уроке интерактивное задание с использованием государственной символики успешно применяется для выявления характера войны (слайд 14) (Рис. 5). Перемещая изображения флагов к целям государств, которые они преследовали в Восточном вопросе, ребята определяют, что война начиналась как захватническая со стороны всех стремившихся к ней государств.
Рис. 5
Использование наглядности в виде государственной символики для организации самостоятельной учебной деятельности
Оптимизирует изучение военных событий работа с обобщающей таблицей (слайд 15) (Рис. 6). Требуется извлечь из слайда всю возможную информацию. Такая работа отличается от обычной тем, что:
- Таблица дается в готовом виде в начале урока (традиционно хроника событий составляется шаг за шагом по мере их изучения).
- Она дает целостное представление о явлении и заставляет двигаться от общего к частному, побуждая, увлекая к исследованию отдельных событий войны.
- В то же время это – план работы над темой, представленный в нетрадиционной форме.
Рис. 6
Вариант организации нетрадиционного способа работы с хронологической таблицей
Тема урока позволяет закрепить представление об общем ходе Крымской войны путем организации интерактивного задания с использованием изобразительной наглядности (слайд 16) (Рис.7). Ученики соотносят картины, посвященные событиям Крымской войны, и их названия. Изображения промаркированы буквами. Расставив картины в последовательности изображенных на них событий, ученики смогут прочитать фамилию создателя российских подводных мин, впервые применявшихся в Крымской войне (Якоби). Использование наглядных материалов оживляет героические и трагические образы далекого прошлого, а также вносит игровой элемент в достаточно напряженный ход урока.
В контексте внесения элементов творчества компьютерная презентация содержит большие возможности для работы с картой: учащиеся наносят театры военных действий, передвижение войск, воссоздают картину сражения (слайд 17).
Рис. 7
Изобразительная наглядность (картины художников) в интерактивном задании
На этапе контроля и коррекции акцент делается не только на знания, но и на умение мыслить, делать выводы, на понимание причинно-следственных связей. Для обобщающего контроля при изучении темы войны ученикам традиционно предлагается задание «Лента времени» с использованием графических моделей (слайд 19) (Рис. 8). Ученики охотно придумывают и свои условно-символические модели.
Рис. 8
Условно-символическая наглядность на этапе закрепления изученного материала в интерактивном задании
Условно-символическая наглядность позволяет активизировать мыслительную деятельность обучающихся, выстраивать новые смыслы и обобщения, экономит время урока. Определив, каким событиям войны соответствуют символы, учащиеся располагают их на «линии времени».
* * *
Технология развивающего обучения и ЭОР с использованием интерактивной доски позволяют конструировать эффективные уроки даже по традиционно «скучным» или «трудным» разделам курса. Пример – урок по теме «Российское общество в начале ХХ в.». Традиционно урок сводится к перечислению основных сословий и воспроизведению информации из учебника. Идея построения общественной пирамиды на экране интерактивной доски кардинально меняет ход урока.
Учебная задача (проблема урока): в начале ХХ в. Россия приближалась к первой в своей истории революции. Почему же российское общество поднялось на революцию? Нужно выяснить, каким было российское общество. Строим урок шаг за шагом.
1. Создаем «портрет» российского общества: кто были его представители? Дворяне? Рабы? Менеджеры?.. Ученики сами придумывают символы для каждой социальной группы. Ребята работают с документами и другими источниками информации (Рис. 9) (слайд 20).
Рис. 9
Творческое интерактивное задание на уроке "Российское общество в начале ХХ в."
2. Шаг второй: пока у нас ещё не общество, а… толпа человечков… Выстраиваем пирамиду в три этажа: верхний (элита); средний; нижний. Наверху – корона. Стержень – чиновничество: от него зависели все в государстве! (Рис. 10) (слайд 21).
Рис. 10
Построение общественной пирамиды на экране интерактивной доски
3. Далее распределяем общественные группы по социальным этажам (слайд 22). Некоторые занимают не один этаж, а два (крестьяне «залезают» из нижнего в средний – зажиточные, дворяне – из среднего в элиту – высшее дворянство…) Получаем социальный портрет общества (Рис. 11).
Рис. 11
Социальный портрет "Российское общество в начале ХХ в. "
4. Показываем на модели стрелками, между кем были противоречия: между крестьянами и помещиками – из-за земли, между интеллигенцией и чиновниками – из-за власти… Нарисован «узел противоречий» – их много!.. (Рис. 12) (слайд 23).
Рис. 12
"Россия - узел противоречий"
5. Ученики сами без труда формулируют ответ на учебную задачу: в обществе накопились разнообразные противоречия, которые его и разорвали.
При изучении данной темы во втором концентре (в 11-ом классе) и при подготовке к ЕГЭ структуру российского общества можно представить в виде анимированной схемы в Power Point презентации (Рис. 13) (слайд 24):
Рис. 13
Анимированная схема в презентации - новый способ использования наглядности
- на схеме показаны те же три социальных слоя;
- наряду со старыми социальными группами (дворянами, крестьянами, духовенством, чиновничеством) возникают новые;
- купечество трансформируется в класс предпринимателей;
- формируются пролетариат и интеллигенция;
- старые социальные группы интенсивно размываются. Дворянство пополняет ряды интеллигенции и чиновничества, а крестьянство – пролетариата, средних городских слоев (мещанства) и люмпенов. Казачество превращается в привилегированное военно-служилое сословие;
- к старому конфликту между дворянами и крестьянами добавляются конфликты между предпринимателями и наемными рабочими, а также между интеллигенцией и чиновничеством («вопрос о власти»).
В заключение вернемся к теме «Крестьянская реформа». Схемы с эффектами анимации оптимизируют изучение объемных или сложных вопросов: например, сущность крестьянской реформы. Сравнивая две схемы - дворянское имение до (Рис. 14) и после реформы (Рис. 15) (слайды 25-26), ученики определяют, что изменилось в отношениях крестьян и помещиков; выясняют, какие изменения обозначены на схеме цифрами.
Рис. 14
Анимированная схема "Крестьянское имение до реформы"
Ответы учащихся сводятся к следующему:
- до реформы вся земля в имении, усадьба и деревня с крестьянами были собственностью помещика;
- после освобождения крестьян земля осталась у помещиков;
- размеры наделов (1) и повинностей крестьян (4; 5) теперь определялись письменным соглашением – уставной грамотой;
- «лишняя» земля у крестьян отрезалась (2);
- крестьяне вынуждены арендовать у помещиков землю (6) за дополнительные повинности;
- для утверждения уставных грамот и разрешения споров между крестьянами и помещиками вводилась должность мирового посредника (3).
Рис. 15
ЭОР оптимизируют изучение сложных и объемных вопросов
При использовании традиционных средств и приемов на изучение данного вопроса тратится значительная часть урока. Результат использования ЭОР – образное восприятие сущности явления при значительной экономии времени урока.
***
Мы рассмотрели примеры создания и использования ЭОР на уроках развивающего обучения. Гете сказал: «Лучшее, что нам дает история – это возбуждаемый ею энтузиазм». Можно добавить: принципы развивающего обучения на уроках истории, безусловно, добавляют энтузиазма нашим ученикам. Мы же, преподаватели, работаем с ещё большим вдохновением, используя современные технологии и электронные образовательные ресурсы.
Литература, использованая при подготовке материала доклада:
Абдулаев Э.Н. Наглядность и проблемный подход в обучении истории // Преподавание истории в школе. 2000, №1. С.52-55
Бельский Э.Н. История аграрных отношений в России в схемах (в помощь учителю) // Преподавание истории в школе. 2006. № 8.
Компьютер на уроках истории и обществознания: пособие для учителя. / А.И. Чернов, А.Ю. Морозов, П.А. Пучков, Э.Н. Абдулаев. М.:
Просвещение, 2009.
Короткова М.В.Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории // Преподавание истории в
школе. 2008. №1. С. 3-8.
Морозов А.Ю., Фомин С.А.,Обобщающий блок и периодизация истории России // Преподавание истории в школе. 2008, №6. С.
18-25
Сухов В.В., Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н. Лес проблем и вариант дороги // Преподавание истории в школе. 2000, №1. С.52-55
С.А. Фомин.Схемы по истории: теоретический аспект // Преподавание истории в школе. 2009. № 6. С. 70 – 72.
Статья опубликована на http://eorhelp.ru/node/60112
|