Официальный сайт toppromotion 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Зубрилина И.В. Возможности интерактивной доски на уроках иностранного языка

Автор: 
Зубрилина Инесса Владимировна
Место работы: 
учитель английского языка ГУО «Гимназия № 1 г. Дятлово» г. Дятлово Гродненская область Беларусь

Возможности интерактивной доски на уроках иностранного языка

 

В условиях поиска более современных форм и методов работы с целью повышения уровня образования повысился интерес к интерактивным технологиям, использование которых способствует эффективности усвоения учебного материала. Одним из актуальных нововведений стало активное использование интерактивной доски как средства повышения интенсификация процесса обучения за счет интерактивности, наглядности и динамичности подачи материала.

 

Использование интерактивной доски является эффективным средствомвовлечения учащихся в активный процесс познания на основе использования интерактивных способов обучения, что позволяет создать условия, способствующие формированию и развитию различных компетенций учащихся.

 

Интерактивные доски есть во многих учреждениях образования нашей республики, но не везде ими активно пользуются. Во-первых, интерактивная доска работает лишь при наличии проектора, и некоторые  учителя просто боятся такого сложного и дорогостоящего оборудования. Во-вторых, для работы с доской необходимо лицензионное программное обеспечение, найти его непросто, да и опыта работы с подобным обеспечением у учителей нет, в программе курсов повышения квалификации этот вопрос не затрагивается.

 

На сегодняшний день наиболее популярным программным обеспечением для интерактивной доски являются программные оболочки «Notebook»и «Lynx4», они просты в применении, удобный интерфейс облегчает процесс создания интерактивных заданий. Данное программное обеспечение позволяет одновременно работать с текстом, графическим изображением, видео и аудиоматериалами, управляя процессом работы с помощью указки по сенсорной поверхности доски.

 

Возможность анимации, перемещение объектов, изменение и выделение наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта позволяют задействовать визуальные, аудиальные, а также кинестетические каналы усвоения информации, что особенно актуально для учащихся средних классов, для которых именно кинестетический способ восприятия информации является наиболее эффективным.  Рассеянные ученики лучше воспринимают информацию, размещенную на  большом экране, т.к. это активизирует их воображение, и усвоение материала не вызывает затруднений. Школьники работают сообща, придумывают и обсуждают новые идеи, комментируют изображение. Дети учатся успешно проявлять свою самостоятельность, сотрудничать с одноклассниками и учителем, развивают коммуникативные качества. В результате повышается мотивация и активизируется познавательная деятельность учащихся. Создание на уроках и во внеурочной деятельности доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества повышает авторитет детей среди одноклассников, помогает верить в себя.

 

Кроме того, программные оболочки «Notebook»и “Lynx4” позволяют четко структурировать занятия. Возможность сохранять уроки, дополнять их записями улучшает способ подачи материала. Страницы можно просматривать в любом порядке, демонстрируя определенные темы и возвращаясь к изученному материалу, а рисунки и тексты перемещать с одной страницы на другую.Очень удобно размещать иллюстрированные задания на слайде при выполнении тестовых заданий и самостоятельных работ или в рамках обобщающего урока. Большой экран и наглядность позволяют разрешить вечную проблему раздаточного материала.

 

Особыми преимуществами обладает интерактивная доска в обучении иностранным языкам. Заранее подготовленные тематические тексты, обучающие и проверочные упражнения, иллюстрации, аудио и видеоматериалы служат опорой для введения или активизации материала урока, повторения и закрепления речевых моделей и грамматических структур, совершенствования навыков чтения и восприятия иноязычной речи на слух, контроля и самоконтроля знаний.

 

Работа с интерактивной доской обеспечивает преемственность, полноту и согласованность логической подачи материала при изучении языковых аспектов и совершенствовании умений и навыков учащихся, а также в процессе формирования социокультурной компетенции для презентации страноведческого материала по географии, культуре, истории стран изучаемого языка. Необходимую информацию можно найти непосредственно в процессе работы с доской, т.к. программные оболочки снабжены функциями «Поиск» и «Поиск Google». Большим подспорьем учителям иностранного языка в процессе подготовки уроков и интерактивных заданий станут рекомендуемые производителями ссылки www.iwb.org.uk, www.skolplus.se, www.teachers.tv.

 

На уроках английского языка интерактивная доска может  применяется на различных этапах урока и при обучении различным видам речевой деятельности: во время фонетической и речевой зарядки, введения и отработки лексики и речевых моделей, активизации грамматического материала, обучению правописанию и восприятию иноязычной речи на слух.

 

При обучении чтению используются приемы « Установление соответствий», « Восстановление деформированного текста», « Текст с пропусками», «Выделение необходимой информации».
Коммуникативную ценность при обучении говорению имеют задания « Незаконченное предложение», « Соотнесение реплик в диалоге», « Установление соответствий». Полезной при создании подобных заданий является флэш-анимация, готовые схемы можно найти в интернете и заполнить их необходимым тематическим материалом.          

 

При введении лексического материала наиболее эффективными являются такие приемы, как: « Распределение на группы», «Убери лишнее», «Сопоставление», «Заполнение пробелов». Для разработки данных заданий используется функция клонирования, которая позволяет увеличить количество одинаковых объектов. На их материале можно не только вводить новые лексические единицы, но и обучать постановке вопроса, составлению высказывания, организации речевой ситуации, что способствует развитию коммуникативных умений.                                                       

 

Аудиозаписи, сделанные носителями языка, удобный интерфейс, игровая форма позволяет заинтересовать ученика и добиться определенных результатов при обучении восприятию и пониманию иностранной речи на слух. Анализируя возможности программных оболочек при работе с аудио и видеоматериалами, следует отметить, что в программной оболочке “Notebook” процесс прослушивания и просмотра непрерывен. Программная оболочка “Lynx4” позволяет останавливаться, повторять, возвращаться к нужному моменту, что облегчает процесс восприятия и понимания иноязычной речиидает больше возможностей для работы с фрагментами аудиотекста и видиофильма. На интерактивной доске можно захватывать видео изображения и отражать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к ним   свои комментарии.  
При обучении письменной речи и правописанию наиболее эффективными являются задания        « Заполнение пробелов», « Восстановление деформированного текста», « Текст с пропусками», используются функции «Шторка», которая позволяет быстро и эффективно организовывать контроль, и «Прозрачность», благодаря которой можно высвечивать правильные варианты.                  

 

При отработке грамматического материала можно использовать приемы: «Найди ошибку», «Убери лишнее», «Заполнение пробелов», « Текст с пропусками», «Создание схем», «Лингвистические игры». В данном виде деятельности нам на помощь приходит  режим Граффити. Написать-начертить, дорисовать-нарисовать, подчеркнуть-зачеркнуть – все это доступно с помощью электронных перьев (на лотке, либо на панели инструментов). Во время презентации грамматического явления можно представить схему, используя разные цвета для привлечения внимания учащихся к тому или иному аспекту. Часть материала можно скрыть, используя функцию «шторка». При изучении отдельных речевых конструкций целесообразно использовать тесты с пропусками, которые позволяют контролировать сформированность грамматических навыков быстро и эффективно. Можно использовать электронные учебники и видеоуроки. Интерактивную доску можно использовать не только на уроках, но и на факультативных занятиях, во время проведения внеклассных мероприятий, например страноведческих викторин[1].

 

Чтобы расширить возможности использования интерактивной доски, используемые на уроке английского языка интерактивные задания были систематизированы, и на их основе было разработано интерактивное пособие по английскому языку «English7», которое представляет собой набор обучающих разноуровневых тестов, направленных на отработку лексико-грамматического материала.  Тесты  составлены с учетом программных требований и согласно тематике и разделам учебника «English7» под редакцией Юхнель Н.В.[2]

 

Данное интерактивное пособие состоит из 13 блоковсогласно разделам учебника, каждый блок включает 5 тестов разного уровня сложности и целевой направленности: соотнесение (Match), выбор (Quiz), составление предложений (Mix), заполнение пробелов (Cloze), кроссворд (Cross).  Пособие «English7» было отмечено дипломом I степени в рамках районного конкурса «Компьютер. Образование. Интернет-2008».
В 2011 году был разработан программно-методический комплекс «FооdandMeals», который представляет собой набор обучающих блоков, направленных на отработку всех видов речевой деятельности (чтение, аудирование, письменная речь, говорение) и  аспектов языка (лексика, грамматика) в рамках темы «Продукты питания».                                                                                                 

Данный программно-методический комплекс составлен с учетом программных требований и может использоваться при прохождении вышеуказанной темы в 5-6 классах. В основе комплекса лежит  программное обеспечение «Lynx 4». Программно-методический комплекс  «Fооd and Meals»состоит из 7 основных блоков: Vocabulary (Лексический минимум), Grammar (Грамматика), Reading (Чтение), Writing (Письменная речь), Listening(Аудирование), Usage of English ( Словоупотребление), TestYourself (Тест)

 

Блок Vocabulary (Лексический минимум) состоит из 11-ти презентаций для интерактивной доски, предназначенных для введения лексики в рамках темы. В презентации используются видеоролики, иллюстрации, флэш-анимация. В конце каждой презентации предлагается контрольное задание, которое может быть выполнено как фронтально, так и самостоятельно.

 

Блок Grammar(Грамматика) включает 4 презентации по темам “Plural Nouns”, “Uncountable Nouns”, “Some/Any”, “Much/Many, Few/Little”. Презентации содержат теоретический, иллюстративный материал, а также разноуровневые задания тренировочного характера. Материал вводится при помощи аутентичных видеоматериалов. Блок Reading(Чтение) состоит из ряда заданий, нацеленных на развитие навыков чтения. Упражнения имеют различную целевую направленность, предполагают совершенствование  умений работы с текстом.  Блок Writing(Письменная речь) включает ряд заданий на отработку правописания изученных лексических единиц и их употребления в предложении и мини-высказывании. Блок Listening (Аудирование) включает 3 аутентичных мини-текста и нацелен на восприятие изученного лексического материала на слух. Блок UsageofEnglish (Словоупотребление) состоит из 5 разноуровневых упражнений, нацеленных на активизацию употребления материала в речи. Задания имеют коммуникативный характер, снабжены ключами. Блок  TestYourself(Проверь себя) состоит из трех интерактивных заданий разного типа, при выполнении которых учащиеся могут проверить усвоение изученного лексического, грамматического, речевого материала по теме.

 

Задания каждого блока имеют индивидуальный интерфес и снабжены иллюстративными материалами, на основе которых можно развивать коммуникативные навыки по каждой теме (описание, ответы на вопросы и т.д.)  Все задания снабжены ключами, т.е. возможна самопроверка.

 

Диск является автозагрузочным и не требует предварительной установки на компьютер пользователя.

Программно-методический комплекс «Fооd and Meals» отмечен дипломом I степени VI  республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет 2011»

Систематическая работа с  интерактивной доской обеспечивает целостность и последовательность усвоения учебного материала, предоста­вляет учащимся возможность для проявления самостоятельности как в выборе тестов, так и в способах выполнения заданий, содействует повышению мотивации, созданию оптимальных условий для самоконтроля.

Анализ уроков и интерактивных заданий к ним доказывает, что использование интерактивной доски позволяет включить всех учащихся в процесс познания на максимальном для каждого обучающегося уровне успешности, стимулировать развитие мыслительной и творческой активности, интенсифицировать процесс обучения, способствовать увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками говорения и восприятия речи на слух, что обеспечивает в конечном счете эффективность усвоения материала на уроках иностранного языка.

Использование интерактивной доски в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися при значительной экономии времени, а также мотивирует учеников на получение знаний и успешность. Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у ученика неподдельную заинтересованность, а также способствует совершенствованию практических знаний и речевых умений, развитию социокультурной компетенции учащихся, совершенствованию навыков общения на иностранном языке.

Наряду со многими преимуществами подготовка урока с использованием интерактивной доски является трудоемким процессом и требует больших затрат времени. Применение ее на уроке должно быть дозированным. Согласно нормативной документации[3] требуется учитывать, что при компьютерном сопровождении уроков общее время работы ученика с компьютером не должно превышать 15-20 минут, то есть менее половины урока. Можно использовать компьютер и интерактивную доску фрагментами по 2 - 5 минут, распределяя время взаимодействия детей с компьютерными программами в режиме фронтальной деятельности на протяжении всего урока. Для групповой формы обучения можно организовать компьютерную поддержку в рамках одного урока с помощью метода проектов или приема обучения в сотрудничестве. Интерактивная доска в этом случае может быть использована как для постановки проектных задач перед классом, так и для презентации результатов проекта отдельными группами, причем есть возможность переносить изображение с доски на локальные компьютеры и обратно, что увеличивает эффективность работы.

Опыт работы с интерактивной доской подтверждает эффективное положительное влияние сочетания ее возможностей и реализации дидактических принципов новизны, наглядности, коммуникативной активности, межпредметных связей, интерактивности,  обратной связи, сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы, а также личностно-ориентированного обучения. В перспективе видится целесообразным выход на участие в текстовых и голосовых чатах, on-lineобщение с партнерами по интернет проектам благодаря возможности выхода в интернет непосредственно в процессе работы с интерактивной доской. Учащиеся смогут общаться с зарубежными сверстниками в реальном времени, обсуждать волнующие их проблемы, знакомиться  с иноязычной культурой и стилем жизни. Данный вид деятельности будет способствовать не только повышению уровня владения иностранным языком, но и  установлению межпредметных связей, развитию общего кругозора, получению специальных знаний, формированию социокультурной компетенции учащихся,  ценностному отношению к иностранному языку как феномену национальной и общечеловеческой культуры и цивилизации. Урок станет двусторонним процессом в рамках диалога культур, будет способствовать общению, дружбе, мобилизации творческих способностей учащихся, формированию патриотизма и гражданственности, приобщению детей к национальной и мировой культуре. [4]

Таким образом, педагогические возможности электронной доски как средства обучения по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса, способствуют  совершенствованию учебного процесса, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся и учителя. Благодаря интерактивной доске дети с большим удовольствием учатся и их результаты улучшаются.

 
 

Литература:
1. Зубрилина, И.В. Использование интерактивной доски на уроках английского языка / И.В. Зубрилина, - [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://pedgazeta.ru/viewdoc.php?id=3374.– Дата доступа: 25.04.2011.
2. Юхнель, Н.В. Английский язык. Учебное пособие для 7 класса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования/Н.В.Юхнель[и др.].- Минск:Выш.школа,2006.-126с.
 3. Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений. Постановление   Главного государственного  санитарного врача   РБ от 22 ноября 2006 №160
4. Зубрилина, И.В. Технология диалога культур:воспитание гражданственности средствами иностранного языка / И.В. Зубрилина //Праблемы выхавання. – 2009. – № 2. – С.25-27.
5. Зубрыліна І.В., Эффективность интерактива / І.Зубрыліна// Настаўніцкая газета. – 2011. –15вер. –С.13.

 


Поиск

Loading

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн